Файл: Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра Авиационных двигателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Составление таблицы и исходных данных. Сбор и обработка статистики
2 Составление уравнения баланса масс самолета
2.1 Уравновешивание самолета в вертикальной плоскости
3 Выбор компоновочной схемы проектируемого ЛА
4 Расчет на прочность хвостового оперения
4.1 Определение исходных данных
4.2 Расчетная схема горизонтального оперения и его нагрузки
4.3 Построение эпюр поперечной силы и изгибающего момента
4.4 Построение эпюры крутящего момента
5 Разработка конструкции горизонтального оперения
5.1 Определение параметров конструктивных элементов горизонтального оперения
5.2 Определение размеров элементов нижней (сжатой) панели
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона
Размеры сечения пояса определяются по выражениям:
b=6,5· δ
h=b+δ1
Для переднего лонжерона:
;
;
;
Аналогично определяем размеры сечения пояса для заднего лонжерона, результаты сводим в таблицу 6
Таблица 6 – Размеры нижних поясов лонжеронов
Лонжерон | H , м | Fп , м2 | , м | , м | b, м | h, м | B, м |
передний | 0,2 | 0,00113 | 0,0084 | 0,0118 | 0,0548 | 0,0667 | 0,0572 |
задний | 0,15 | 0,00085 | 0,0073 | 0,0102 | 0,0474 | 0,0576 | 0,0495 |
Определяем приведенную толщину нижней обшивки:
где
Определяем толщину нижней обшивки:
Количество стрингеров нижней панели зависит от шага стрингеров. Принимаем шаг стрингера 0,184 м, согласно рекомендации. Силовая схема - лонжеронная
Потребное число стрингеров определяется:
Принимаем
=6.
Уточняем шаг стрингеров по формуле:
Потребная площадь сечения нижнего стрингера определяется:
где
По значению выбираем профиль стрингера ПР100-31
Таблица 7 – Данные профиля ПР100-31
Профиль | B, мм | S, мм | R, мм | r, мм | F, см2 |
100-31 | 20,5 | 1,6 | 1,5 | 0,7 | 0,633 |
Рисунок 4.10 – Профиль стрингера
5.3 Определение размеров элементов верхней (растянутой) панели
Элементы верхней панели работают на растяжение, поэтому их работоспособность определяется значением пределов временной прочности используемых материалов.
Определяем редуцированную площадь верхней панели:
где k1 = (0,8…0,9) - коэффициент, учитывающий ослабление панели отверстиями под заклепки и болты. Принимаем k1 = 0,85;
k2 = 0,65 - учитывает влияние на выбор допустимых напряжений в элементах ГО назначенного ресурса для ГО.
Определяем суммарную площадь верхних поясов лонжеронов:
где 5- коэффициент, характеризующий долю изгибающего момента, воспринимаемого лонжеронами.
Площади поясов лонжеронов рационально распределять пропорционально их высоте по формуле:
Определяем площадь верхнего пояса переднего лонжерона:
Определяем площадь верхнего пояса заднего лонжерона:
Площадь и размеры каждого пояса определяются по аналогии с нижними поясами лонжеронов и сводятся в таблицу 8
Таблица 8 - Размеры верхних поясов лонжеронов
Лонжерон | H, м | Fп, м2 | , м | , м | b, м | h, м | B, м |
передний | 0,2 | 0,00164 | 0,0101 | 0,0152 | 0,0659 | 0,0811 | 0,0643 |
задний | 0,15 | 0,00124 | 0,0089 | 0,0131 | 0,0571 | 0,070 | 0,0556 |
Определяем приведенную толщину верхней обшивки:
где
Определяем толщину верхней обшивки:
Для определения площади сечения стрингера верхней панели примем:
Тогда площадь стрингера верхней панели:
По значению выбираем профиль стрингера Пр100-24
Таблица 9 - Данные профиля Пр100-24
Профиль | B, мм | S, мм | R, мм | r, мм | F, см2 |
100-24 | 15 | 1,6 | 1 | 0,8 | 0,377 |
В нижней панели действуют сжимающие напряжения:
5.4 Определение толщины стенки и шага стоек переднего лонжерона
Поперечная сила, приходящаяся на стенку i-го лонжерона, определяется приблизительно по соотношению:
Тогда погонные касательные усилия в стенке переднего лонжерона от поперечной силы и крутящего момента соответственно будут равны:
,
где - площадь, ограниченная передним и задним лонжеронами, а также верхней и нижней обшивками крыла.
Суммарные касательные усилия в стенке переднего лонжерона:
При проектировании стенки принимаем условие о том, что стенка не должна терять устойчивость до разрушающей нагрузки. При этом условии расчет стенки ведем следующим образом:
В первом приближении можно принять критическое напряжение:
Шаг стоек на стенке находим по формуле:
Потребное количество стоек между двумя нервюрами равно:
Тогда шаг стоек на стенке переднего лонжерона равен:
5.5 Расчет заклепочного шва, соединяющего стенку и пояс переднего лонжерона
Нагрузка на заклепку шва по поясу лонжерона определяем по формуле:
где
, шаг заклепок в одном ряду; d -диаметр заклепки, принятый из конструктивных соображений; - число рядов заклепок в заклепочном шве.
Проверяем условие прочности заклепок на срез по формуле:
где m = 2, число плоскостей среза.
Условие прочности стенки лонжерона на смятие
условие выполняется.
Заключение
В данном курсовом проекте был разработан среднемагистральный пассажирский самолет ВИСЮШ-154 на основе Ту-154 М, предназначенный для перевозки 160 пассажиров на авиалиниях средней протяжённостью до 3500 км с коммерческой нагрузкой до 21325 кг. Также изменили количество двигателей – вместо 3-х использовали два новых двигателя ПД-14 М, что привело к облегчению массы самолета, к экономичности топлива.
В ходе работы был произведен проектировочный расчет фюзеляжа. По разработанным летно-техническим требованиям и после расчета на прочность элементов конструкции была подобранна аэродинамическая компоновка самолета, отвечающая данным требованиям, и, исходя из нагрузок на части фюзеляжа со стороны прикрепленных к нему элементов, подобраны конструктивно-силовые элементы каркаса и обшивки фюзеляжа и компоновка последнего.
Список литературы
-
Конструкция и прочность самолетов и вертолетов: учебник / Воскобойник М.С [и др.], под ред. М.С. Воскобойника. – Транспорт, 1972. – 440 с. -
Виноградов Н.Н. Конструкция и расчет самолета на прочность: учеб. пособие / Н.Н. Виноградов, В.П. Ветчинкин. – М., Лен.: Глав. ред. авиационной литературы, 1935. - 566 с. -
СТО УГАТУ – 016 – 07. – Графические и текстовые конструкторские документы. Требования к построению, изложению, оформлению. – Уфа, 2007. -
Житомирский Г.И. Конструкция Самолетов, Москва, Машиностроение, 1995 г. -
Ю.Л. Тарасов, Б.А. Лавров. Расчет на прочность элементов конструкции самолета, 2000 г, издание третье. с.70-101-Самара. -
Волошин Ф.А., Кузнецов А.Н Самолет ТУ-154, конструкция и обслуживание, часть 1 и 2 – Самара 2005 г. -
ГОСТ 4543-71 https://www.lador.ru/gost/gost-4543-71.pdf. Дата обращения [08.02.2021]. -
ГОСТ 57837-2017 http://docs.cntd.ru/document/1200157342. Дата обращения [08.02.2021].