Файл: Курсовая работа по дисциплине Дирижирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Специальность «Хоровое дирижирование»

Аннотация

Заключительный гимн из оперы

«Снегурочка»

Музыка Н. А. Римского – Корсакова.

Либретто Н.А. Римского-Корсакова по одноимённой пьесе А. Н. Островского

Курсовая работа по дисциплине «Дирижирование»

Выполнила:

Студентка 3 курса

Володина Кристина

Класс преподавателя Соболевой Софьи Викторовны

Концертмейстер Бадалова Елена Антоновна

Вологда, 2022 г.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)



Николай Андреевич Римский-Корсаков известный композитор, выдающийся музыкальный педагог, дирижёр и критик. Был участником сообщества «Могучая кучка». Автор многих музыкальных произведений: опер, симфоний, концертов, вокальной и духовной музыки. Считается основоположником жанра оперы-сказки.  Римский-Корсаков, биография которого включает и педагогическую деятельность, является также автором двух учебников по музыкальным дисциплинам. Композитор родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус. Занятия музыкой продолжаются. Дружба с Балакиревым серьёзно повлияла на развитие творчества будущего музыканта и определила ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.

Первая симфония Николая Андреевича появилась в 1865 году, через два года он представил на суд критиков Вторую симфонию. В течение нескольких лет он создал ряд романсов и другие сочинения. Все они произвели большой фурор среди обывателей и преподавателей. Благодаря им композитор был приглашён в университет на преподавательскую должность. В 1873 году Римский-Корсаков оставил службу во флоте и принялся за создание опер. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.

В 1881 году была закончена работа над оперой «Снегурочка» — самым главным произведением Римского-Корсакова, написанным по пьесе А. Н. Островского. 10 февраля 1882 года опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остаётся одним из самых любимых публикой творений композитора.


В 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.

Заслуги композитора как учителя также велики. Он смог воспитать более 200 музыкантов, среди которых были такие знаменитые, как И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и другие. Кроме того, он успешно издал учебник «Основы оркестровки», а также написал множество музыкальных статей, полезных для изучения и обучения будущих музыкантов.

Николай Римский-Корсаков был женат один раз. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.

В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Великий композитор скончался от инфаркта в 1908 году, который получил, когда узнал, что его оперу «Золотой петушок» запретили к постановке.

Творчество:

15 опер:

  • Псковитянка ( 1871-1872, ред.1894))

  • Майская ночь (1879- 1880)

  • Снегурочка (1881)

  • Млада (1892)

  • Ночь перед Рождеством (1895)

  • Садко (1896)

  • Моцарт и Сальери (1898)

  • Царская невеста (1899)

  • Сказка о царе Салтане (1900)

  • Сервилия (1902)

  • Кащей Бессмертный (1902)

  • Пан воевода (1904)

  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)

  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения: 13 сочинений, из них 3 симфонии

  • Симфония № 1 (1865; 1884)

  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)

  • Симфониетта на русские темы (1885)

  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)

  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)

  • Симфония № 3 (1873; 1886)

  • Испанское каприччио, (1897)

  • Светлый праздник (увертюра)

  • Садко, (1896)

  • Снегурочка (сюита)

  • Ночь перед Рождеством (сюита)

  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения:

  • 79 романсов

  • хоры с оркестром и a capрella

  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен» (собранных Т. Филипповым) (1882)

Книги:

  • Летопись моей музыкальной жизни (1909)

  • Практический учебник гармонии (1885)

  • Основы оркестровки (1913)


Коллективные сочинения Римского-Корсакова:

  • «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым

  • Квартет на тему B-la-ef к именинам Митрафана Петровича Беляева: первая часть —Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»)

  • В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд)


Хоровое творчество

Хоровые сочинения Римского-Корсакова немногочисленны. Часть их была создана в период с 1875 по 1879 — хоры a cappella, хоровые обработки народных песен, а также ряд духовных сочинений (1884). Хоры с сопровождением симфонического оркестра – «Стих об Алексее божием человеке (соч.20) и «Слава» (соч.21) были написаны во второй половине 70 – х годов. Оба хора основаны на темах подлинных народных мелодий, являются, по существу их обработками. Большую художественную ценность представляют 3 кантаты для солистов, хора и оркестра. В каждой из них композитор решает определённую творческую задачу, связанную с использованием различных вокально-исполнительских составов: в «Свитезянке» — смешанного (сопрано, тенор и смешанный хор), в «Песне о вещем Олеге» — мужского (тенор, баритон и мужской хор), в прелюдии-кантате «Из Гомера» — женского (три солистки и женский хор). «Свитязанка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера» - наметили новые пути развития жанра кантаты. Римский – Корсаков внёс в кантату «Песнь о вещем Олеге» эпическое начало, «Свитезянкой» установил лирико –эпическую разновидность, ввёл программность, усилил роль оркестра в прелюдии –кантате «Из Гомера». В кантатах Римского – Корсакова хор вновь приобрёл свою художественную роль.

Оперное творчество

Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией. Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета
«Млада». За ней последовали опера-колядка «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко» (1895—1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к «Псковитянке», 1898) и «Царская невеста» (по Л. Мею, 1898). На рубеже XX века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.

Опера «Снегурочка»

В самом начале 1880-х годов была создана опера «Снегурочка», которая стала самым любимым произведением композитора. «Расцвет моих сил», так высказывался Римский – Корсаков о «Снегурочке», набрасывая конспект разбора своих сочинений. Первое знакомство композитора с пьесой великого русского драматурга А. Н. Островского осенью 1873 г. оставило Н. А. Римского-Корсакова равнодушным. Но спустя несколько лет, перечитав сказку, он буквально влюбился в её красоту и решил писать оперу «Снегурочка».

«Музыка Римского-Корсакова к моей “Снегурочке” удивительна, – сказал Островский, – я ничего не мог никогда представить себе более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Композитор А. П. Бородин, прослушав эскизное исполнение оперы, сказал, что «Снегурочка» – «это именно весенняя сказка – со всею красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием». В «Снегурочке» предстаёт совершенно особый мир, в котором господствуют красота, гармония, свет, живое дыхание расцветающей природы. Действие происходит в утопической стране, населённой берендеями, которые живут в единстве с природой. Древние обряды обозначают смену времён года и все связаны с поклонением главному языческому божеству – Яриле-солнцу. В этих обрядах Римский-Корсаков использовал множество языческих напевов. То есть обратился к самому древнему пласту русского фольклора, который покорил его фантазию и вызвал к жизни множество искуснейших обработок.


Обрядовые сцены – от проводов Масленицы до финального гимна Яриле-солнцу – очень важный, но далеко не единственный драматургический пласт оперы. В книге «Летопись моей жизни» композитор обращает внимание на то, что в «Снегурочке» в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствованными из собственного сборника «Сто русских народных песен».

«Орёл воевода, перепел подьячий» – в пляске птиц; «Весёленько тебя встречать, привечать» – в проводах Масленицы, песня «Ай, во поле липенька», хор «Просо» и другие.

Композитор гордился своей новой оперой. «Кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги», – сказано в
«Летописи». Эту оперу он считал вершиной своего творчества. Премьера «Снегурочки» состоялась 29 января 1882 г. на сцене Мариинского театра. «Кто не любит моей “Снегурочки”, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», – писал композитор жене в 1893 г., после московской премьеры оперы – по существу, первого настоящего исполнения «Снегурочки», когда она прозвучала полностью, без купюр, в должных темпах и с должным сочувствием исполнителей замыслу автора.

Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А. Н. Островского. Действующие лица: В прологе Весна-красна (меццо-сопрано)
Дед Мороз (бас)
Девушка Снегурочка (сопрано)
Леший (тенор)
Масленица (соломенное чучело) (бас)
Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие, берендеи обоего пола и всякого возраста
В опере Царь Берендей (тенор)
Бермята, ближний боярин (бас)
Весна-красна (меццо-сопрано)
Девушка Снегурочка (сопрано) Бобыль Бакула (тенор)
Бобылиха, его жена (меццо-сопрано)
Лель, пастух (альт) Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано) Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева (баритон) Первый бирюч (бас) Второй бирюч (тенор) Царский отрок (меццо-сопрано) Леший (тенор) Бояре, боярыни и свита Царя, гусляры, слепые, скоморохи, гудочники. Волынщики, пастухи, парни и девки, берендеи всякого звания, обоего пола. Лешие, цветы – свита Весны