Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 29 января (10 февраля) 1882 года.
«Снегурочка» - сказочно-лирическая опера по пьесе Островского - «Весенняя сказка». Сюжет - нежная и прекрасная, но не знающая чувства любви, дочь Мороза и Весны Снегурочка живёт среди людей. Этим она нарушает законы природы и вызывает гнев Ярилы-Солнца на страну берендеев. Идея - прославление красоты, любви, искусства, гармонии человека и природы. В опере использованы обряды: Масленица, «выкуп невесты» ,«пир в честь Ярилы-Солнца» звучит хор «Свет и сила бог Ярило».
Персонажи оперы делятся на 3 группы: мифические - (силы природы) - Мороз, Весна, Леший, Масленица; реальные - Бобыль, Бобылиха, Мизгирь - баритон, торговый гость, купец, жених Купавы, Купава - сопрано, молодая девушка, подружка Снегурочки; полуфантастические - Снегурочка - сопрано, красавица-дочь Мороза и Весны.
Её несовершенство-неумение любить, этим она не похожа на людей. Лель - альт - вечно юный пастух, певец любовных песен, символ искусства. Берендей - тенор - старый царь, символ мудрости, справедливости, священник бога Солнца. Действие происходит в доисторическое время в стране берендеев, которой правит премудрый царь Берендей.
Заключительный гимн во втором действии звучит дважды – первый раз после « шествия царя Берендея» тема гимна в исполнении Леля с подхватом Купавы, 1 и 2 Бирючей, Бермята и всего народа; второй раз – в исполнении народа (берендеев) в конце сцены и всего второго действия. Сцена начинается на выходе из внутренних покоев Царя Берендея «Шествием царя Берендея». Это торжественный и в то же время игрушечный марш собирает народ: из внутренних покоев выходят придворные, боярыни, отроки; из наружных дверей и с лестницы - народ; здесь же Лель. Приспешники приводят Мизгиря. Бермята размещает придворных. Народ поет (a capрella) гимн берендеев. Под конец шествия показывается сам Берендей. Начинается суд над Мизгирем. Тот не пытается оправдываться и на требование Берендея взять в жены Купаву упрямо отвечает, что у него одна невеста — Снегурочка. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание — в пустыню, в лес. Мизгирь просит лишь об одном — взглянуть еще раз на Снегурочку. Входит Снегурочка, а с ней Бобыль и Бобылиха. Наивно и простодушно приветствует Снегурочка Берендея — она никогда раньше не видела царя. И тот, пораженный ее красотой, поет свою знаменитую каватину
«Полна, полна чудес, могучая природа» — философское размышление о непредсказуемости явлений чудесных даров могучей природы. И вот царь Берендей понимает причину гнева Ярилы-Солнца: Снегурочка не ведает любви. И Берендей объявляет: тот юноша, который до рассвета заставит Снегурочку полюбить себя, получит ее в жены. Юноши молчат — все знают холодность Снегурочки. Тогда царь обращается к берендейкам, и те отвечают, что только Лель способен «внушить любовь девице». В свою очередь Мизгирь просит царя отсрочить его изгнание: он клянется, что зажжет любовью «Снегурочки нетронутое сердце». Берендей успокаивается и призывает своих подданных собраться в последний день весны в заповедном лесу для игр и песен. А на заре приветствовать Ярилин день, начинающий лето.
Музыкально-теоретический анализ
Мелодика, тематизм
Возможности мелодии хора – многогранны по своей выразительности: в ней присутствует интонационное содержание, все типы мелодического
движения и особенностей волнообразного развития; местоположение кульминаций и индивидуальные характеристики мелодического рисунка.
Начальная мелодия – интонация гимна образует выразительный элемент музыки, состоящий из пяти звуков (эмоционально-смысловое единство). Квартовая интонация внутри построения привносит заряд энергии, силы, активности, особенно в восходящем движении (2-3 такты). Передача художественного замысла произведения осуществляется двумя темами: 1-ая тема носит величественный гимнический характер; 2-ая тема – выражение чувств берендеев в виде нарастающего торжественного «славления» - «Отец земли своей! Царь! Царь премудрый, великий царь!». В произведении присутствуют три основных типа мелодического движения, а также принцип волнообразного движения. Волнообразный принцип развития реализуется с помощью следующих типов мелодического движения: плавного, по секундам и терциям, восходящего и нисходящего (по секундам еще называют поступенным, или гаммообразным); скачкообразного, начиная с кварты (также восходящего и нисходящего), и движения без изменения высоты в двух видах: Плавное движение ассоциируется с вокальной природой и
благодаря ей обладает певучестью, лиризмом;
Движение без изменения высоты долгим выдержанным звуком
чаще всего связано с двумя противоположными значениями:
либо истаивание энергии (особенно вместе с затухающей динамикой), либо ее накопление, например, свойственное туттийным завершающим аккордам.
Характер и смысл движения повторяющимся звуком в большинстве случаев связан с накоплением настойчивости, напряженности в раскрытии внутреннего эмоционального состояния.
Форма произведения- простая двухчастная. Смена частей характеризуется сменой темпа, характера и фактуры произведения.
Мелодическая линия волнообрзная, ритмический рисунок разнообразный. Нотный материал изложен крупными длительностями: четвертями, половинными и целыми. Основная мелодия переходит из партии в партию.
Так, например, в начале основная мелодия находится у теноров. Далее хор исполняет произведение полным составом и основная мелодия находится у партии сопрано.
В ниже приведенном примере основная мелодия находится у женских голосов, тенора и басы вступают не сразу:
Далее мелодия переходит к мужским голосам. Сначала к басам, а уже балее мелодическую линию тенора и басы ведут в октаву.
Следует отметить, что в партитуре встречаются скачки на широкие интервалы, такие как кварта и квинта:
Тональный план, тональное развитие:
Основная тональность данного произведения C – dur. Ярко выраженных отклонений от основной тональности нет. Однако на протяжении всего произведения нам встречаются аккорды следующих тональностей: Ля мажор и ля минор, Фа диез минор, Ре минора. Заканчивается произведение в основной тональности.
Гармония, гармонический язык, роль гармонии в произведении
В гармоническом отношении произведение строится на аккордах тоники(Т), субдоминанты(S) и доминанты(D), а также их обращений. Встречаются тонические аккорды тональностей: ля мажора и ля минора, ре минора, и фа диез минора.
Ритм, метр.
Ритмв широком значении – организатор музыкального времени, в узком – упорядоченная система длительностей звуков. Наименьший выразительный элемент ритма – ритмический оборот. Подобно интонации, он состоит из трех–пяти, шести длительностей, образующих выразительно смысловое единство. Основные ритмические обороты - суммирование – мелкие длительности, а за ними крупная: четверть, половинная, четыре четверти, три половинные, целая и т.д.
Остинатный ритм – повторение одинаковых по длительности звуков, то есть повторяющийся ритм свойственен для 2-ой части. Совокупность ритмических оборотов образует ритмический рисунок. Резкий контраст между длительностями в ритмическом рисунке свидетельствует о внутреннем напряжении музыкального материала, а наоборот, сглаженность, выравненность ритма – о спокойном, уравновешенном состоянии. Во 2-ой части наложение различного ритмического рисунка « в мужском хоре остинатный ритм четвертными длительностями, в женском хоре половинными.
Ритмоформулам свойственна повторяемость, это можно заметить во 2 и 4 такте, ритмически они одинаковы, что в партии в хора, что в партии фортепиано. Также на 2-ой и 4-ый такт: 6 и 8. Особенно ритмические повторы хорошо видны с 13 - 22 такты.
Темп, темповые отклонения, агогика
В данном произведении композитором предложены следующие темпы Maestoso и Poco piu animato (более взволнованно). Для более точного выявления темпа выставлено обозначение метронома =69.
Динамика, динамические оттенки:
Динамика в первой части (1-13 такт) звучит торжественно, с 5 такта начинается f (форте). Во второй части, начинается Poco piu animato (более взволнованно / с чувствами). В конце с 29 такта и до самого конца идёт кульминация, звучит ещё ярче и торжественнее.
Стиль письма (фактура) – гармонический, полифонический, смешанный.
Фактура— совокупность всех средств музыкальной выразительности, состав изложения музыки.
Элемен¬тами фактуры являются: мелодия, аккорды, полифоничес-кие голоса, фигурация, противосложения и т. д.
Основные типы фактуры: монодическая, аккордово-гармоническая, полифоническая, смешанная. В рассматриваемом произведении гомофонно – гармонический склад изложения.
Вокально – хоровой анализ
Тип и вид хора. Состав хора.
Произведение написано для смешанного хора, 8 голосов. (сопрано, альт, тенор, бас).
Диапазон сопрано: от соль первой октавы до ля 2 октавы
Диапазон альта: от ля малой октавы до ре 2 октавы
Диапазон тенора: от соль малой октавы до ля первой октавы
Диапазон баса: от ре малой октавы до ре первой октавы
Общий диапазон: от ре малой октавы до ля 2 октавы
Их тесситурные условия ( на основе анализа каждой партии сделать вывод об удобстве исполнения)
Анализ каждой партии:
Сопрано: альтов начинает петь с 5 такта, с 9 такта по 11 поёт только женский хор. Хоровой подхват женского хора начинается с 14 такта по 17.
Альт: партия альтов начинает петь с 5 такта, с 9 такта по 11 поёт только женский хор. Хоровой подхват женского хора начинается с 14 такта по 17.
Тенор: в партии теноров нет больших скачков
Бас: в партии басов нет больших скачков, с 14 по 26 такт басы поют тему
В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.
Вывод – При исполнении данного музыкального произведения голоса исполнителей, тембры их голосов должны быть мягкими, но не тусклыми. Характер произведения подразумевает яркое звучание, но звук при этом должен быть академически прикрытым.
Тесситурное и динамическое соотношение между партиями (хоровой ансамбль).
Тесситурные условия удобны для исполнения, возможны небольшие трудности в партии басов на крайней верхней ноте.
В тембровом ансамбле наиболее важным является самое внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора. Характер произведения подразумевает яркое звучание, но звук при этом должен быть академически прикрытым.
Хоровой строй.
Хоровой строй состоит из двух взаимодействующих компонентов- из умения держать горизонтальную и вертикальную линии партитуры. Мелодический строй или горизонтальный- это чистота интонирования вокальным унисоном. Гармонический или вертикальный строй - это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.
Способы преодоления интонационных трудностей:
Руководителю важно сначала добиться отдельно чистого горизонтального пения, а потом работать над вертикальным строем всего хора.
Особых интонационных трудностей при исполнении данного музыкального произведения возникнуть не должно.
Звуковедение:
Произведение начинается с f (форте). С 13 такта в партии фортепиано и в хоре, начинается Poco piu animato (более взволнованно / с чувствами). С 14 такта начинается P. С 18 такта начинается crescendo и заканчивается 20.
С 22 такта начинается f и продолжается до 28 такта. И до самого конца идёт ff.