Файл: 1. Формы осуществления функций государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.


19 вопрос Форма государственно-территориального устройства и ее виды.

Форма государственного-территориального устройства – территориальная организация государственного образования, отражающая его строение с точки зрения распределения государственной власти между политическим центром государства и его частями.

Виды:

1)унитарное государство – единое простое государство, в котором существует одна центральная власть и ее влияние распространяется на всю территорию, которая может быть разделена на административно-территориальные единицы (Беларусь, Монголия)

- одна система высшей власти

- единая территория

- единая денежная, налоговая системы

- единое гражданство

- единые вооруженные силы

2)федеративное государство – сложное государство, на территории которого имеют место несколько политических образований, обладающих государственным суверенитетом, часть которого делегирована центральным органом.

- территория состоит из территорий субъектов

- 2 системы органов государственной власти

3)конфедерация – объединение самостоятельных суверенных государств, созданного для достижения определенных целей путем образования отдельных органов для координации усилий.

- отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ

- отсутствие общих законодательных органов и системы управления

- отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы

- отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение международного статуса

- наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств
20 вопрос Политический режим и его виды.

Политический режим - это комплекс методов и средств, через которые реализуется политическая власть.

Виды:

1)Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами.



- Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.

- Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.

- Неприкосновенность частной собственности.

- Свобода средств массовой информации.

- Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.

- Легитимность государственной власти.

2) Авторитарный режим. Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения (Азии, Африки, Латинской Америки)

- Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.

- Неограниченность власти, отсутствие реальных демократических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы принимаются по усмотрению правящей элиты.

- Стремление использовать силу для разрешения конфликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях. Но при авторитаризме алгоритм поведения может быть изменен в любой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонентами.

- Недопущение реальной политической оппозиции и политической конкуренции.

- Относительная закрытость правящей элиты, назначения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе открытых и честных выборов

3) Тоталитаризм - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­лини.

- Политическая цензура и пропаганда в СМИ

- Единственная общеобязательная государственная идеология.

- Отсутствие реальных прав и свобод граждан.

- Сращивание государственного и партийного аппарата.

- Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).

- Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).

- Развязывание террора по отношению к собственному народу.

- Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.

- Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

21. Политическая система общества: понятие, структура.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, государственных и негосударственных органов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) Институционный (политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.);

2) Культурно-идеологический (политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы);

3) Нормативный (социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти);

4) Коммуникативные (политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти);

5) Функциональный (формы и направления политической деятельности)

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория "политическая власть".

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.


22. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, государственных и негосударственных органов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятия государство и полит. система соотносятся между собой как часть и целое. При этом гос-во - один из ключевых элементов полит. системы общества, поскольку именно гос-во - главный источник полит.власти, без него утрачивает смысл всякая политическая деятельность. Исторически гос-во было первым институтом полит.состемы общ-ва.


Особое место гос-ва в полит. системе связано прежде всего с его особыми свойствами, а также с теми функциями, которое оно выполняет.

Функции политической системы:

1) выработка целей развития общества, планирование;

2) определение стратегического развития общества;

3) политическая интеграция общества;

4) регулирование политических процессов;

5) соблюдение интересов разных социальных групп общества;

6) создание единого влияния на социально важные отношения.
23. Особенности федераций, созданных по национальному или по

территориальному признаку. Понятие и виды субъектов федерации.

Территориальная федерация - государство, состоящее из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями не имеющих особых прав, этнических по природе. В территориальных федерациях субъекты образуются без учета национальных, культурно-языковых и иных признаков и, как правило, имеют лишь территориально-географическую привязку к конкретной местности (нередко это находит свое отражение в топонимике субъектов, границы которых могут совпадать с границами природных ландшафтов, климатических и географических зон).

Признаки территориальной федерации:

* 1) центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.

* 2) субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях

* 3) конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза

* 4) управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

К федерациям этого типа относятся США, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Австралия, Германия и Австрия.

Национальная федерация - в национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности.

Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество