Файл: Содержание Введение Глава Теоретическая часть Обзор литературы Глава Практическая часть Объекты и методы исследования Заключение Вывод Приложения Список литературы введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Незрелость надпочечников. Недостаточная выработка гормонов.

Низкий уровень иммуноглобулинов. Склонность к различным заболеваниям.

Система этапного медицинского обслуживания недоношенных включает выхаживание их в родильном доме, а затем в специализированных отделениях второго этапа выхаживания.

Охранительный режим и развивающий уход при выхаживании новорожденных экстремально низкой и очень низкой массой тела.

Основные мероприятия развивающего ухода в ОИТН.

При выхаживании новорожденных с массой тела от 500 грамм проводятся следующие мероприятия с элементами развивающего ухода, включающие в себя 8 основных аспектов:

-положение тела;

-терморегуляция;

-светозащита;

-звуковая защита;

-уменьшение боли;

-сенсорная стимуляция;

-оксигенация;

-социальные контакты.

Положение тела:

Для безопасного позиционирования ребенка внутри кувеза или на открытой реанимационной системе используют позиционный бордюр. Независимо от тяжести состояния ребенка необходимо поддерживать физиологическую флексию при помощи специальных приспособлений («гнезда», валики) (см. Приложение №1.). Функцией «гнезда» является обеспечение ребенку физиологического удобного положения, с учетом физиологического состояния равновесия, силы гравитации и сохранением позы, характерной для недоношенных детей. Ребенок в данном «гнезде» может свободно сгибать и разгибать конечности, при этом тело зафиксировано регулируемыми ремнями из мягкой ткани, что помогает избежать натирания и мацерации кожи. В гнезде с ребенком можно проводить различные манипуляции и процедуры, начиная с транспортировки, заканчивая взвешиванием.

Рекомендуется изменять положение тела ребенка каждые 2 часа. Стенки «гнезда» должны формировать опору голове и конечностям ребенка. В положении на боку и на спине ось позвоночника должна совпадать с направлением взгляда ребенка. Положение на животе экономично с точки зрения энергозатрат, может быть полезным для профилактики обструктивного апноэ, гастроэзофагеального рефлюкса.

Применение современных средств для позиционирования и обогрева позволяют снизить риск развития гипотермии и избежать осложнений, возникающих при переохлаждении новорожденного с низкой и экстремально низкой массой тела. Методика соблюдения трех «Т»: темно, тепло, тихо позволяет гораздо быстрее адаптироваться к условиям внешней среды с минимальным стрессом и максимальным комфортом.

Терморегуляция:


Контакт «кожа к коже» по методу «кенгуру» обеспечивает быстрое и полноценное согревание ребенка без применения дополнительных источников тепла. Более высокая степень термостабильности ребенка достигается положением тела (флексия, положение на животе). Инкубатор, пеленки, весы и др. подлежат предварительному нагреву до контакта с кожей ребенка.

Оксигенация:

Для контроля оксигенации предпочтителен неинвазивный мониторинг SaO2. Исследование проводится с помощью накожного датчика.

Боль:

Количество болевых раздражителей должно быть сведено к необходимому минимуму. Предпочтение отдается малотравматичным методикам забора крови (из венозного/ артериального катетеров). Проводить применение анальгезирующего крема, в состав которого входят такие активные вещества, как лидокаин и прилокаин, прием перорально 20%-го раствора глюкозы значительно снижают степень болевой чувствительности. Персонально необходимо учиться понимать желание ребенка, сопереживать детской боли и уметь почувствовать состояние готовности ребенка к процедуре.

Сенсорные стимулы тактильные. Контакт с ребенком должен быть бережным и минимальным. Флексорное положение нужно поддерживать постоянно, в том числе во время перемещений тела ребенка. По возможности проводить некоторые процедуры через открытые порты кувеза. Практикуется использование матраса, наполненного гелем, это помогает снизить вибрационную нагрузку при транспортировке новорожденного в инкубаторе, потерю тепла и способствующего профилактики образования пролежней. Медицинская сестра изменяет положение пациента, перемещая точки давления не дотрагиваясь до ребенка. Между процедурами рекомендуются периоды покоя. Бережный контакт медицинского персонала с ребенком обеспечивает ему чувство защищенности и покоя. Это благоприятно сказывается на незрелой центральной нервной и других системах новорожденного.

Световые:

Приглушенное общее освещение рекомендуется всегда, когда это возможно. В течение первых четырех-шести недель жизни инкубатор должен быть покрыт сверху тканевым покрывалом. Глаза ребенка во время манипуляций должны защищаться от прямого яркого света индивидуальной салфеткой (очками). Для манипуляций используется локальное освещение. Окна палат должны быть закрыты жалюзи.

Звуковые:

Дискуссии, прием/сдача дежурства должны быть вынесены за пределы палаты. Использование мобильных телефонов в палатах запрещается Активные и тяжелобольные новорожденные должны быть территориально разделены. Реакция на звук активированного тревожного сигнала аппаратуры должна быть быстрой и своевременной.



Социальные контакты:

Используется индивидуальная интерпретация поведенческих реакций ребенка. Для поддержания тесного физического и эмоционального контакта с родителями применяется метод «кенгуру». Считается что самым безопасными надежным источником тепла для ребенка является его мать, от соприкосновения с мамой у ребенка никогда не возникнет перегрева. При этом наблюдаются положительные эмоциональные связи между мамой и ребенком, улучшаются гемодинамические показатели новорожденного.

Правильная укладка глубоко недоношенного ребенка (Приложение№1).

Наблюдение и лечение в специализированном отделении для недоношенных детей. II этап выхаживания недоношенных детей.

Цель: удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенных детей. Основные задачи:

  • Оказание высококвалифицированной медицинской помощи

  • Организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики

  • Создание комфортных микроклиматических условий

  • Обеспечение адекватным питанием

  • Мониторирование состояния

  • Обучение родителей приемам выхаживания ребенка в домашних условиях и др.

Профилактика апноэ.

Если ребенок рожден до 34-ой недели беременности, то его ЦНС еще настолько недоразвита, что сама еще не может нормально управлять дыханием. Таких детей сразу помещают в специальные инкубаторы. За всеми их жизненными функциями начинают следить медицинские приборы. Если у ребенка случаются тяжелые эпизоды апноэ, то ему подключают специальную систему искусственной вентиляции легких. Нормализацию дыхания у детей стоит ждать на 38-42 неделях от зачатия.

Профилактика апноэ: жесткий матрас без подушки в положении на боку проветривание комнаты перед сном .

Особое значение при выхаживании недоношенных детей имеет создание комфортных микроклиматических условий.

Кувезы закрытого типа представляют собой плотно закрытые со всех сторон металлические футляры со стеклянным окном и приспособлением для вентиляции, увлажнения воздуха и обогащения его кислородом. Ребенка в кувез помещают обнаженным. Регулирование температуры в закрытых кувезах несложно, в них полностью обеспечивается все необходимое: заданная температура, влажность, вентиляция контролируются приборами пополнения воздуха кислородом. Имеется кислородный дозатор. Стерилизовать их легко.


Детская сестра должна хорошо знать устройство кувезов всех имеющихся в детском отделении типов и быть знакомой с техникой безопасности, внимательно следить за показаниями приборов, особенно за концентрацией кислорода (не больше 30—40 %) во избежание поражения глаз ребенка. Тщательного наблюдения требует и поведение ребенка. Время нахождения в кувезе ограничивается 7—10 днями. Кувезы используют для выхаживания глубоко недоношенных детей. Ребенка в отделении для выхаживания маловесных детей переводят из кувеза в кроватку с обогревом только в том случае , если это не приводит к ухудшению его состояния. Если ребенок в кроватке плохо удерживает температуру тела, то применяется дополнительное согревание. Для этого используют кроватки с обогревом. Контроль температуру проводится спиртовым термометром, который помещается под одеяло. Температура в этих кроватках регулируется. Как только ребенок начинает самостоятельно удерживать температуру тела в пределах 36,5-37°С, постепенно уменьшают количество грелок. В результате неумелого согревания может произойти перегревание или переохлаждение ребенка.

Признаки перегревания: повышение температуры до 39-40°С, беспокойство ребенка, увеличение влажности кожи, кожные покровы ярко-розового цвета, тахикардия, тахипноэ.

Неотложная помощь при перегревании: вынуть ребенка из кроватки, освободить от пеленок, напоить материнским молоком.

Признаки переохлаждения: температура снижена ниже 35,9°С, выражено общее беспокойство ребенка, кожные покровы бледные с синюшным оттенком, холодные на ощупь, брадикардия, брадипноэ.

Неотложная помощь при переохлаждении: вынуть ребенка из кроватки, провести горячую ванну с температурой воды 38°С, продолжительностью 5-7минут, после чего тщательно обсушить теплой пеленкой и запеленать в подогретое белье, уложить в кроватку и обложить с трех сторон грелками. Каждые два часа проводить термометрию тела .

При проведении оксигенотерапии необходимо обеспечить оптимальную концентрацию кислорода. Рекомендуется вдыхание газовой смеси, содержащей не более 30% кислорода, продолжительность оксигенации подбирается индивидуально. Смесь должна быть увлажнена до 80-100%, подогрета до температуры 24°С. Оксигенотерапия проводится с помощью носовых катеторов, канюль, маски или кислородной палатки.

Температурный режим палат для недоношенных детей первого месяца жизни, не достигших массы тела 2 кг, колеблется в пределах 25 - 260 С; для детей с массой тела свыше 2 кг – 23 – 24
0 С, а для детей с массой более 3 кг – 220 С.

Антропометрические измерения проводят в день поступления, а затем повторяют ежемесячно. Исключение представляют определение массы тела и окружности головы. Взвешивание детей ежедневно, а в случае грудного вскармливания – до и после каждого кормления. Окружность головы измеряют не реже одного раза в неделю.

Купание здоровых недоношенных детей начинают с 2 недельного возраста, после отпадения остатка пуповины через день, а при наличии опрелостей – ежедневно; при массе ребенка менее 1000 г гигиенические ванны начинают на втором месяце жизни.

Выкладывание недоношенных детей на живот начинают как можно раньше. Манипуляцию проводят на жесткой поверхности (матрасик) без подушки, так как у недоношенных детей даже в месячном возрасте может отсутствовать защитный рефлекс.

Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении ребенком массы 1700 – 1800 г. У недоношенных, страдающих метеоризмом, периодически показано поглаживание живота даже при массе тела 900 – 1000 г.

Игрушку подвешивают на уровне груди на высоте 60 – 70 см вне зависимости от возраста, срока гестации и состояния ребенка.

Прогулки по улице можно начинать в возрасте старше 3 нед – 1 мес при достижении массы тела 2100 – 2500 г в весеннее – летний период и 2500 – 3000 г – в осеннее – зимний. Первая прогулка на улице не должна превышать 20 – 30 мин летом и 10 – 15 мин зимой при температуре воздуха не ниже - 50С

Физическая реабилитация.

Практически все недоношенные дети нуждаются в физической реабилитации: массаж, упражнения в воде, для чего необходимы специальное помещение с ваннами и обученный персонал. К реабилитации незрелых детей необходимо привлекать родителей, прежде всего мать (общение в палате, «кенгуру» — контакт «кожа к коже»).

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.