Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Установленный факт возможности взаимовлияний тела и души или, как сегодня принято говорить, соматопсихических и психосоматических взаимовлияний роднит медицину и психологию, оставляя за каждой свое пространство для исследований. Эти взаимовлияния не плод чьего-то вымысла, а не подвергающаяся сегодня сомнению объективная реальность. Эта реальность требует научного раскодирования, т.е. прояснения того, какие механизмы лежат в основе соматопсихических и психосоматических взаимовлияний. Многие из этих механизмов продолжают оставаться нераскрытыми. Они приковывают к себе внимание медиков и психологов, настоятельно требуют скорейшего изучения, определяя тем самым поле для совместного медицинского и психологического поиска. Следует отметить, что эта проблема уже давно будоражит умы медиков и психологов, заметивших, например, что раны у воинов армий, одержавших победу, заживают быстрее, чем у проигравших, что слово авторитетного человека может вылечить или погубить, что многие соматические недуги имеют психогенное происхождение и т.д.
Во все времена было ясно, что болезнь, какую бы часть тела она ни поразила, всегда есть болезнь всего организма, а не отдельного органа и потому лечить следует не ее, а больного, всегда имеющего неповторимый, уникальный склад души. Это понимание сквозной нитью проходит через всю историю медицины, всю историю медицинской психологии, которая прицельно исследует психологию больного человека и специфику многосложных взаимоотношений врача и больного. Медицинской психологией накоплен колоссальный объем знаний, касающихся того, как особенности характера, тип личности, темперамент влияют на поведение больного человека, как мотивация к выздоровлению, желание реализовать те или иные жизненные цели помогают людям справляться с болезнями, как люди, страдающие психическими заболеваниями, психологически воспринимают мир и окружающих, как они адаптируются к реальности, как следует вести себя врачу, чтобы не нанести психологическую травму больному.
Медицинская психология также исследует и то, как психологические факторы влияют на течение и проявление соматических заболеваний. В значительной мере уже выяснено, какое влияние оказывают психологические факторы на возникновение таких соматических заболеваний
, как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, стенокардия, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит. Установлено и то, что психологические факторы играют значимую роль в появлении мигрени и эндокринных расстройств. В соответствии с этими научными данными медицина корректирует курсы лечения, включая в них мероприятия, позволяющие устранить негативные влияния одних психологических факторов и усилить позитивные - других. Последний аспект становится все более значимым в медицинской практике, преследующей цель не только исцелить пациента, но и создать устойчивый психологический тонус, способствующий повышению сопротивляемости его организма.
В продолжение темы взаимосвязи психологии и медицины следует отметить и то, что на сегодняшний день есть несколько теорий о происхождении психосоматических заболеваний. Одна из них объясняет их появление длительно действующими стрессами, психологическими травмами, с которыми человек не в состоянии справиться. Согласно другой, к появлению психосоматических заболеваний ведут внутренние конфликты, которые определяются наличием у человека одинаковых по интенсивности, но разнонаправленных мотивов. В этой связи целесообразно упомянуть всем известные конфликты между потребностью занимать высокое место в социальной иерархии, т.е. иметь насыщенную, яркую, полную разнообразия жизнь, и потребностью в защите, покое, безопасности. Третья теория происхождения психосоматических заболеваний объясняет их появление не конфликтом потребностей, а конфликтом мотиваций. Столкновение разнонаправленных мотиваций порой порождает отказ от мотива достижения в пользу мотива сохранения status quo своего бытия, что зачастую влечет за собой явную или замаскированную депрессию, подталкивающую к заболеванию. Все эти теории подчеркивают ведущую роль интрапсихических причин в процессе возникновения психосоматических заболеваний.
Современная медицина все чаще обращает свои взоры к психологии, отчетливо понимая, что человек — не совокупность частей и систем, а целостность, в которой все связано и все влияет на все. Психика как нечто, без чего человек принципиально немыслим, все больше интересует медицину, ныне трактующую болезнь не как патологию того или иного органа, а как отражение общего состояния организма, а значит, и как субъективное отражение физического, социального и душевного неблагополучия. Активное движение медицины к
психологии уже принесло ей ряд значимых успехов, что позволяет обоснованно надеяться на то, что союз с психологией будет продолжать придавать медицине импульс развития.
Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
· Психические проявления различных расстройств.
· Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
· Влияние различных расстройств на психику.
· Нарушения развития психики.
· Разработка принципов и методов исследования в клинике.
· Психотерапия, проведение и разработка методов.
· Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.
Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Психодиагностика и психотерапия. Психогигиена, психопрофилактика и реабилитация.
Основой теоретической психодиагностики как науки являются:
1. Предметная область психологии, изучающая данное явление. Общая психодиагностика связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями; частная психодиагностика - с медицинской, возрастной, консультативной, клинической, труда и другими областями психологии.
2. Дифференциальная психометрика как наука обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
3. Практика применения психологического знания, в которой выдвигаются психодиагностические задачи и обосновываются выделение переменных, выступающих как объекты психодиагностики.
4. Профессиональный и жизненный опыт.
Психодиагностика как практика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация техники к ее разработке и конструированию. Как и эксплуатация сложных устройств в полевых условиях, практическая психодиагностика предполагает необходимые навыки и интуицию, богатый клинический и житейский опыт. Также практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы.
Диагностическое обследование отличается от научного исследования. Психолог-исследователь ориентирован (в том числе и в области психодиагностики) на поиск неизвестных закономерностей, связывающих абстрактные переменные, и использует «известных» (то есть определенных по какому-либо признаку) испытуемых и пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью. Для психолога-психодиагноста на практике именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются объектом изучения; он ориентирован на поиск известных закономерностей в «неизвестных» обследуемых.
Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.
Психогигиена – отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
Психопрофилактика – отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.
Первичная психопрофилактика – мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.
Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:
-
изучение условий работы и характер работы на предприятии; -
изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии; -
консультативный прием психоневролога; -
выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний; -
составление плана психопрофилактической работы на предприятии; -
предварительное собеседование и обследование поступающих на работу; -
строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты; -
проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.; -
борьба с вредными привычками и алкоголизацией; -
осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.
Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания. Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.