Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) исследование процессов творчества в экономической сфере, выявление факторов инновационного поведения, создание условий для его проявления;
5) изучение половых и возрастных особенностей поведения человека в производственной среде и сфере потребления;
6) психология предпринимательства, лидерства, руководства, менеджмента;
7) психология конкурентоспособности на рынке труда, психология различных форм занятости;
8) психологические аспекты конфликтов в экономической среде и меры по их профилактике и урегулированию;
9) психология поведения личности и группы в экономических ситуациях;
10) психология поведения клиента, акционера, сотрудника организации;
11) психология мошенничества и других форм деструктивного поведения в организации;
12) психология экономического выбора и предпочтений;
13) исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических отраслей (промышленность, транспорт, сельское хозяйство) и функциональных экономических институтов (финансы, кредит, экономика природопользования);
14) изучение национальных психологических особенностей России и их влияния на поведение в экономической среде.
Особый интерес для психологии в условиях экономики переходного периода представляют:
- особенности мотивации профессиональной деятельности в зависимости от форм собственности,
- влияние разных форм материальной ответственности на взаимоотношения в трудовом коллективе,
- роль фактора занятости в поведении личности и группы,
- личность предпринимателя,
- стратегии поведения личности и группы перед лицом конкуренции,
- психология экономического риска
Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей.
Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей. В менеджменте управление понимается более широко – как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы. К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Соответственно рассматривают управление финансами, инновациями и т. д. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.
Проблемами управления занимаются многие науки: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Психология занимает среди них одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии. Психологию управления можно считать прикладной отраслью социальной психологии.
Управление – это процесс достижения цели усилиями других людей.
Таким образом, в процессе управления составляющие деятельности по достижению цели разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. В связи с этим возникает основная проблема управления, каким образом побудить людей к совершению действий для достижения данной цели, которая может быть им совершенно чуждой?
Уровни управления.
В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.
1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.
2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т. д.
3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.
Функции управления.
Выделяют следующие функции управления.
1. Планирование – одна из важнейших функций, обеспечивает основу для осуществления всех остальных. Заключается данная функция в выработке направлений и средств достижения целей организации.
2. Организация – действия руководителя, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов для достижения конкретной цели.
3. Мотивация – разработка и использование стимулов для эффективного выполнения подчиненными распоряжений руководителя.
4. Контроль – мониторинг результатов деятельности по достижению цели. Содержание этой функции включает анализ деятельности: наблюдение за деятельностью, сравнение ее параметров с заданным эталоном; количественную и качественную оценку деятельности; выявление отклонений; определение более эффективных способов выполнения деятельности.
Структура управления.
1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
2. Объект управления – люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
3. Управленческие воздействия (или методы управления) – система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.
4. Цель – будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).
Цели могут быть:
а) стратегические (отдаленные);
б) тактические (промежуточные).
Стратегические цели определяют тактические, а те, в свою очередь, определяют задачи управления – конкретные вопросы, решение которых приводит к достижению цели.
Управление может быть успешным, если субъект управления определил цель взаимодействия, а объект имеет способы и возможности для ее реализации.
Для успешного управления необходимо наличие:
1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить;
2) у объекта управления – мотивации и способности выполнять задачи.
Выделение в качестве элементов управления субъекта и объекта управления ставит вторую проблему управления: проблему манипулятивности управленческих воздействий. Восприятие управляемого (подчиненного) как объекта воздействий неизбежно приводит к манипуляции в управленческом взаимодействии. Эту проблему мы подробнее рассмотрим в разделе «Общение в организации».
В действительности управляемые люди (и организации) также являются активными субъектами, что приводит к неоднозначности их реакций на управленческие воздействия. Недостаточное внимание к этому факту (так называемому «человеческому фактору») часто приводит к тому, что при выборе воздействий и методов управления не учитываются индивидуальные особенности подчиненных. В результате их реакции на воздействия оказываются далекими от ожидаемых, и цель деятельности не достигается.
Реклама – один из видов передачи информации в торговле, один из элементов рыночных операций или компонентов маркетинга.
Основной целью рекламной деятельности является привлечение покупателей к той или иной марке продукции, которое осуществляется на основе психологического воздействия на покупателя.
Виды рекламы:
1) по интенсивности:
а) одноразовая;
б) многоразовая;
в) серийная;
2) по функциям:
а) реклама-запоминание, цель которой состоит в сосредоточении внимания покупателя на товаре и запоминание его;
б) реклама– утверждение преследует цель привлечь внимание потребителя на своем товаре, как самом лучшем;
в) реклама-напоминание заключается в поддержании уже сформировавшейся у потребителя положительной установки, напоминание о существовании данного товара;
3) по уровню локализации:
а) местная;
б) региональная;
в) национальная;
г) мировая;
4) по форме подачи материалов:
а) устная – передаваемая из уст в уста, без использования технических средств;
б) печатная (реклама в газетах и журналах);
в) телевизионная;
г) радиореклама;
д) телефонная;
е) наглядная (щиты, плакаты, листовки, значки и т. д.).
Наиболее эффективной считается телевизионная реклама.
Основные элементы рекламного текста:
1) заголовок – привлекает внимание к тексту, заинтересовывает покупателя;
2) подзаголовок – усиливает влияние рекламы;
3) основной текст;
4) подписи и комментарии;
5) рекламный лозунг.
Для психолога эффективность рекламы – это степень воздействия рекламы на потребителя, точность её восприятия, длительность сохранения в памяти, желание приобрести товар и степень удовлетворенности покупателя рекламой. Последний показатель включает как эстетические особенности рекламы, так и соответствие рекламной информации качеству и свойствам товара.
Психологические особенности рекламной продукции:
1) направлена на массовое сознание;
2) строится на действующих в обществе стереотипах;
3) воздействует в основном на эмоциональные компоненты психики;
4) информация сообщается в яркой, запоминающейся форме;
5) частое использование неожиданных, шокирующих сюжетов и т. д.
Этапы психологической воздействия рекламной информации:
1) контакт – близость раздражителя к одному или более из пяти чувств человека, ощущение раздражителя. Считается, что действие раздражителя (рекламы) не обязательно должно достигать порога осознания для воздействия на потребителя, т. е. возможно подсознательное убеждение;
2) внимание – направление обрабатывающей способности на поступающий раздражитель.
Для привлечения внимания покупателя в рекламе используются:
а) чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха);
б) надежность (мыло, патентованные фармацевтические средства);
в) самоудовлетворение;
г) творческие наклонности;
д) объекты любви;
е) сила (мощные автомобильные моторы);
ж) семейные традиции (рождественские, винодельческие и др.);
з) защита от неприятностей (страхование жизни, жилья и т. д.);
и) сексуальные мотивы (так, авторучки представляются, как символ мужского тела, а автомашины, как символ красивой женщины);
к) переживания детского возраста (в рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резины);
л) тревожность (используется для стимуляции покупки зубной пасты, страхования жилья, жизни и т. д.);
3) понимание – интерпретация раздражителя (в рекламе чаще используются понятные, позитивные предложения, активные высказывания);
4) принятие – согласие с нужностью продукта (используют привлечение людей из референтных групп (известных актеров, спортсменов), экспертные образы («ученых», «врачей», «учителей» и т. д.);
5) запоминание – перенос интерпретации раздражителя и убеждения в долгосрочную память.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11