Файл: Психология как наука и практика. Предмет психологии. Психические явления, изучаемые психологией. Психические процессы, состояния, свойства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания. Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут быть ятрогении– болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.
Психопрофилактика детского и подросткового возраста важна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.
Цель психологической (психической) реабилитации — преодоление отрицательных реакций со стороны психики у больных и инвалидов, возникающих в связи с болезнью или инвалидностью. Конечной целью любых реабилитационных программ является восстановление личностного и социального статуса больного (инвалида). Для достижения этой цели необходим комплексный интегральный подход к больному человеку (инвалиду) с учетом не только клинико-биологических закономерностей болезни, но и психосоциальных факторов, особенностей окружающей его среды.
Психологические мероприятия (психологическая реабилитация) неразрывно связаны с медицинскими, так как содействуют еще в период лечения психологической подготовке больного (пострадавшего) к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации при неполном восстановлении его профессиональных навыков. Психологическая реабилитация имеет большое значение при подготовке больного к хирургическому вмешательству для вселения в него веры в способность после операции продолжить трудовую деятельность и восстановить свою социальную полноценность. Психопрофилактика и психотерапия облегчают реабилитацию на последующих этапах. Психологическая подготовка пострадавшего более эффективна, если ею занимается специалист — врач-психотерапевт.
-
Педагогическая психология. Виды деятельности практических психологов в сфере образования.
Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.
Цель педагогической психологии - скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.
Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Психологическое просвещение. Цель этого вида деятельности заключается в том, чтобы повысить уровень культуры людей, работающих с детьми, и самих детей. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых и детей к необходимым психологическим знаниям. Психологическое просвещение включает в себя: ознакомление педагогов и родителей с условиями, необходимыми для гармоничного развития ребёнка, донесение до них результатов новейших исследований в части педагогики и психологии, формирование потребности в психологических знаниях, стимулирование педагогов к использованию приобретённых знаний как в работе с детьми, так и в развитии собственной личности, ознакомление учащихся с основами самопознания и самовоспитания, достижение понимания важности применения психологических знаний в учебно-воспитательном учреждении. Как правило, просвещение осуществляется посредством лекции, беседы или семинара.
Психологическая профилактика, условно подразделяемая на 3 уровня:
Первичная профилактика – работа с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства, охватывает всех учащихся школы, как нормальных детей, так и проблемных.
Вторичная профилактика – работа с детьми из так называемой группы риска, то есть с теми, у кого выявлены трудности в обучении и поведении. Основной задачей вторичной профилактики является преодоление трудностей до того, как дети станут социально-неуправляемыми.
Третичная профилактика – работа с детьми, имеющими ярко выраженные учебные или поведенческие проблемы.
Не стоит забывать и о психопрофилактике – особом виде деятельности детского психолога, направленном на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей.
Участие психолога в педагогическом консилиуме. Цель этого вида деятельности – помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребёнка, основываясь на качествах его личности, обеспечить максимально эффективный индивидуальный подход, дающий ребёнку возможность гармонично развиваться.
Психологическое консультирование – это одно из основных направлений работы практического психолога, направленное на воспитателей, педагогов, родителей и самих учащихся. Консультирование может быть прямым и опосредованным, но основной его целью во всех случаях является помощь человеку, его стимулирование к самостоятельному решению проблемы. Многие люди, отправляющиеся к психологу на консультацию, ошибочно полагают, что тот сможет решить все их проблемы, практически не требуя от них усилий. Это глубокое заблуждение. Психолог может (и должен!) лишь указать консультируемому направление, в котором тот должен двигаться, чтобы самостоятельно решить проблему, объяснить ему, КАК можно справится с трудностями, вместо того, чтобы сделать это за него. Хочется привести в пример вопрос, заданный видным психологом А.Ю. Панасюком своему клиенту, пожелавшему получить готовое решение проблемы, не прикладывая никаких усилий со своей стороны: «Вам дать удочку или рыбу?». Поразмыслив, клиент всё же выбрал удочку, предпочтя научиться «вылавливать рыбу», т.е. самостоятельно решать свои проблемы вместо того, чтобы единожды получить готовое решение от психолога.
Психологическая диагностика – это один из самых важных видов деятельности психолога в сфере образования. Она включает в себя выявление особенностей психологического развития ребёнка, сформированности определённых психологических образований, а также соответствие уровня знаний, умений и навыков.
Психологическая коррекция – это исправление тех или иных девиаций в развитии ребёнка, выражающихся в отклоняющемся от нормы поведении или неспособности обучаться наравне со сверстниками. Начинается с рассмотрения поступившей психологу жалобы от педагога, родителей или же самого ребёнка. Далее осуществляется подбор методики, способной помочь ребёнку в сложившейся ситуации и её применение, анализ полученных результатов и принятие решения о дальнейшем применении данной методики либо о переключении на что-то другое.
-
Психология труда и организационная психология. Социально-психологическая работа на предприятиях и фирмах.
Организационная психология, или психология труда – прикладная наука, где решающее значение имеет практика, работа в «поле». Основными проводниками психологии труда являются психологи, кадровики, работающие на предприятии. Постоянное совершенствование, изменение трудовых процессов есть их обязанность, с другой стороны, сбор информации о трудовых процессах позволяет развивать теоретическую базу психологии труда. Предметом наблюдений и исследования организационной психологии являются поведение людей в организации, психические феномены.
Психологическая служба
Психологическая служба – структурное подразделение организации, использующее психологические методы в работе, на основе которых осуществляется прием на работу, планирование стратегии и тактики организации, прогнозируется дальнейшее развитие. В штат службы входят специалисты в области психологии организаций, психологии труда и психологии той сферы, в которой осуществляет свою деятельность организация. Психологическая служба была введена в деятельность организаций не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности. Штатный психолог следит не только за жизнедеятельностью предприятия, но и учитывает факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. С этой целью предприятие создает собственную инфраструктуру, которая включает медицинское обслуживание, культурные и досуговые программы, предоставление туристических баз отдыха для работника и его семьи, что позволяет стимулировать сотрудников, формировать привязанность к предприятию.
Должность психолога в организации
Должность психолога в организации предоставляется лицам, имеющим высшее специальное образование. Приоритетом пользуются опытные работники, имеющие стаж работы не менее трех лет. Специфика деятельности психолога подразумевает ответственное отношение к своим обязанностям и наличие необходимых для данной работы соответствующих личностных качеств. Наличие должности психолога говорит о развитом, современном предприятии
, ориентированном на введение новшеств, заботе о сотрудниках, ориентации на современные методы работы, адекватном восприятии рынка труда.
Должностные обязанности организационного психолога
Для того чтобы деятельность психолога была эффективной и оправданной, ему необходимы не только теоретические знания и умения в данной области, но и опыт, объективность, умения анализировать проблемные зоны и правильно давать им определение и суметь решить все возникшие проблемы, связанные с областью психологии труда. Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности организационного психолога, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Ему необходимо уметь объективно всесторонне анализировать условия и факторы, цели и задачи труда и жизни работника. К должностным обязанностям организационного психолога можно отнести:
-
изучение человеческого фактора в трудовой деятельности предприятия; -
поиск и отбор персонала; -
разработку инструмента отбора – тестов, анкет, интервью и прочее; -
мониторинг умений работников; -
помощь в организации труда и рабочего места сотрудников; -
участие в разработке дизайна продукции; -
разработку брэнда компании; -
рекламу продукции организации; -
проведение маркетинговых исследований рынка, на который поступает продукция организации.
Деятельность психолога направлена на достижение максимальной эффективности труда работников, качества, удобства и внешней привлекательности продукции компании и достижение того, чтобы организация было узнаваема и уважаема на рынке.
-
Основные направления профессиональной деятельности психолога в сфере экономики. Психология управления. Психология рекламы.
В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере экономики выделяются:
1) изучение условий и факторов положительной мотивации к труду и к профессии, оптимизация трудовых отношений в рабочих группах, командах, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, формирование рабочих команд;
2) изучение восприятия человеком стимулов и условий труда, проблема справедливости вознаграждения;
3) психологическая консультация и профессиональная ориентация;