Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В начале 60-х гг. фундамент концепции развивающ обучения был заложен Элькониным, где ребенок рассматривался как субъект обучения, кот сам изменяется. Для этого необходимо организовать обучение, способное создавать зоны ближайшего развития, кот бы превращались со временем в нужные новообразования. В 60-80-е гг. продолж-ся исследования концепции развивающ обучения. Особенность этих экспериментов – ориентация не на общепринятые критерии уч успехов (сформированность знаний, умений и навыков), а на фактор развития шк-ков. Обучение – ведущая сила развития ребенка. Уч .деят-сть - совместный поиск учителей и уч-хся. При этом дети не получают готовые решения, а отыскивают их, задействуя свои душевные и интеллектуальные силы.
Среди дидактич. принципов экспериментальной системы Л. В. Занкова ведущая роль - принцип обучения на высоком уровне трудности. Урок - основная форма обучения. В его начале сразу начинается обсуждение, обмен мнениями. ДЗ разнообразны и исключают нагрузку. Отметкам особого значения не придается.
В конце 80-х гг. в Советском Союзе, в т. ч. в Беларуси, началась интенсивная работа по практ. реализации концепции развивающего обучения.
Педагогика сотрудничества - это совокупность идей, форм и методов, которые обеспечивают интерес студентов к обучению, стимулируют их познавательную активность, создают атмосферу коллективного творчества. Педагогика сотрудничества начинается с педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. В конце 80-х годов XX ст. появляются оригинальные авторские школы Ш. Амонашвили, И.П.Волкова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.М.Лысенковой, М.Ф.Шаталова, М.П.Щетинина и др.
Педагогика сотрудничества в высшей школе опирается на следующие идеи:
1.Доброжелательные отношения педагога со студентами. 2. Идея трудной цели и возможности ее достичь. 3. Идея свободного выбора количества заданий. 4. Идея опережения учебной программы. 5. Идея опорных сигналов и опорных схем. 6. Идея больших блоков учебного материала. 7. Идея самоанализа и самооценки. 8. Идея создания группового интеллекта. 9. Идея коллективного творчества и самоуправления.
46. Гуманистическая педагогическая концепция В.В.Сухомлинского.
В 50-х гᴦ. символом гуманистических поисков путей совершенствования обучения и воспитания стала педагогическая деятельность, система воспитания Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), директора Павлышской средней школы Кировоградской области. Он проработал в этой школе 23 года (до конца жизни), здесь проявился его талант педагога (ученого и практика), руководителя. Публициста. Перу Сухомлинского принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей, около 1200 рассказов и сказок для детей. Наиболее известными педагогическими произведениями являются книги «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и др.
Наиболее глубоко В.А. Сухомлинским разработаны проблемы трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания в их единстве. Им велись исследования вопросов: • дидактики (теории обучения и образования); • семейного воспитания (взаимосвязи школы и семьи); • педагогического мастерства учителя; • формирования коллектива учащихся и педагогов.
Взгляды С. стали воплощением всего лучшего, ч. было накоплено в отечественной педагогике к 60ым г. 20 в. В основе педагогической системы С. лежит:
1) производительный труд во всем образе жизни детей, не только на уроках труда. "Труд радует р-ка сам по себе."
2) творческая мысль не только в учении, но и во всех сферах жизни.
3) как основа нравственного воспитания «Сопереживай!»
4) общение с природой. Для педагогической деятельности С. характерно единство обучения и воспитания.
Задача школы: не только дать знания, но воспитать патриота и гражданина, воспитание благородных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. Одной из важнейших воспитательных задач - чтобы жизнь ученического кол-ва была первой школьной гражданственности труда, идейных и нравственно-эстетических отношений."
В дидактических взглядах С. два ведущих положения: 1) обучение это не механическая передача знаний, это мир человеческих взаимоотношений. "Учитель должен быть не только наставником, но и другом уч-ся, вместе с ними преодолеть трудности, радоваться и огорчаться. 2) Обучение д. приносить радость.
Чтобы обучение принос радость С. считает ч. нужно:
1) развить сознательное отношение к учению.
2) процесс обучения д. носить развивающий характер. Сухомлинский является автором "проблемного метода обучения": 1) процесс обучения должен носить индивидуальный характер. 2) отношение к учению зависит от взаимоотношений, которые сладятся между учеником и учителем.
3) научить ребёнка учиться.
4) бережное отношение к оценке. "Оценка д. вознаграждать за трудолюбие, а не карать за нерадивость." Задача нравственного воспитания: нравственно и практически подготовить школьника к жизни и труду.
Принципы нравственного воспитания:
1) большее уважение к личности р-ка, как можно больше требовательности к себе, как к педагогу;
2) воспитание ч-з доверие;
3) опора на положительное
4) перспективный подход к воспитанию.
Хороший учитель по С.: 1) прежде всего чел-к, который любит детей, находит радости" в общении с ними, верит, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком.
47. Школьные реформы в Западной Европе и США во 2ой пол XX - начале XXI века.
В педагогической науке стран Запада и США возникает ряд новых направлений и течений, которые ориентированы на поиск путей повышения эффективности образования. Особенно широкое распространение получило гуманистическое направление в педагогике, опирающееся на учет индивидуальных способностей и интересов учащихся, идею их разностороннего развития и формирования личности (разрабатывали К. Роджерс, Дж. Браун, К. Паттерсон, А. Маслоу, Ш. Бюллер и др.). Особая роль отводится альтернативным школам, к которым относятся: 1) двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках; 2) школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; 3) авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе; 4) школы, деятельность которых основана на идеях педагогов прошлого (М. Монтессори, Д. Дьюи и др.). Заметным явлением становится деятельность опытно-экспериментальных школ (центры пед поисков и проводники новых подходов к учебно-воспит процессу). В конце XX в. во многих западноевропейских странах установлено обязательное школьное обучение в течение 12 лет. Тенденции развития мировой педагогики и школы :- курс на демократизацию школьных систем; - дифференциация образования;- гуманистическая направленность воспитания; - использование форм и методов, способствующих повышению активности, самодеятельности, самостоятельности учащихся;- использование в учебном процессе новейших технических средств обучения;- модернизация классно-урочной системы; - опытно-экспериментальная деятельность;- интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования. В 1960-х гг. школы ведущих стран, прежде всего США, стали использовать электронное оборудование. Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания. (дошкольные, внешкольные и школьные учреждения, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества).
48. Мировые тенденции развития высшей школы. Болонский процесс.
Система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.
Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:
1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.
2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов.
3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации.
4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства.
5. Повышение роли непрерывного самообразования.
6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.
49. Модернизация системы образования в РБ
Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой обра¬зования. Об этом свидетельствуют такие макропоказатели, как уровень грамотности взрослого населения (99,8%), охват базовым, общим сред¬ним и профессиональным образованием занятого населения (98%).
По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям по-ступления детей в начальную и среднюю школу
, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки.
Каждый третий житель республики учится.
После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:
• колледжах
• лицеях
• гимназиях
• профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку
Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь: «Закон «Об обра¬зовании в Республике Беларусь», Закон «О правах ребенка» и их влияние на развитие национального самосознания личности.
14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Белоруссии к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования.
Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года.
50. Основополагающие документы о развитии образования в РБ в к.20-нач.21 в.
1) 21 августа 1996 г. №554 "О Концепции реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь".
В основе концепции реформирования общеобразовательной школы лежит видение Республики Беларусь как технологически развитого демократического государства, в рамках которого система образования призвана играть приоритетную роль, служить гарантом стабильности и источником социально-экономического развития.
2) Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года об образовании
3) Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи от 15 июля 2015 года
Концепция закрепляет следующие приоритеты воспитания в учреждениях образования: последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.
4) КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
13 января 2011