Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.
2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока, Древнего Китая. Индии и Египта.
3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции.
4. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения.
5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
6. Развитие педагогической мысли в Византии.
7. Школа и педагогическая мысль в средние века.
8. Деятельность светских учебных заведений (9-16 вв). Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.
9. Реформация и ее политика в области образования.
10. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 13 ВЕКА.
11. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века. Народная педагогика белорусов.
12. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.
13. Деятельность и особенности образовательного процесса в конфессиональных школах на территории Беларуси (вторая половина XIII в.-1569 г.): православные, иезуитские, униатские, пиарские.
14. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возраждения и Реформации.
15. Педагогические взгляды Гусовского, Будного, Тяпинского.
16. Просветительская деятельность Ф. Скорины.
17. Значение педагогических идей Л.Зизания, Смотрицкого, Лыщинского.
18. Педагогическая деятельность и взгляды С.Полоцкого.
19. Деятельность и педагогические взгляды Я.А.Коменского.
20. Трактовка Я.А. Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы.
21. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 вв.
22. Педагогическая концепция Джона Локка.
23. Особенности воспитательной системы Ж.Ж. Руссо.
24. Школа и педагогическая мысль в России XVII-XVIII
25. Просветительские реформы нач. XVIII века
26. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения
27. Школьная реформа 1782 – 1786 гг. Деятельность Ф. И. Янковича, Н. И. Новикова, А. Н. Радищева.
28. Теоретическое обоснование и реализация идей элементарного образования И.Г. Песталоцци.
29. Вклад И.Ф. Гербарта в развитие педагогики.
30. Педагогическая система А. Дистервега.
31. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.
32. Роль Виленского университета в развитии образования в Беларуси.
33. Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX века.
34. Педагогические взгляды и деятельность Пирогова.
35. Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского, его дидактические взгляды.
36. Реализация идеи свободного воспитания Л.Н. Толстым в Яснополянской школе.
37. Просветительские взгляды Калиновского, Богушевича, Богдановича. Просветительская деятельность белорусских педагогов-этнографов.
38. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века. (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт). «Дом ребёнка» М. Монтессори.
39. Деятельность «новых школ»: Йена-план (П.Петерсен), Вальдорфская (Р.Штайнер), Дальтон-план (Е.Паркхерст), система С.Френе, школа-лаборатория Дж.Дьюи, трудовая школа (Кершенштейнер).
40. Деятельность Наркомпроса по реализации новой концепции развития школы.
41. Экспериментальная работа в опытно-показательных учреждениях (С. Т. Шацкий).
42. Педагогические взгляды П.П. Блонского.
43. Практическая и теоретическая деятельность Макаренко.
44. Советская школа в годы ВОВ. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992.
45. Развитие педагогической теории в 60-70 гг. Педагогика сотрудничества.
46. Гуманистическая педагогическая концепция В.В.Сухомлинского.
47.Школьные реформы в Западной Европе и США во 2ой пол XX - начале XXI века.
48. Мировые тенденции развития высшей школы. Болонский процесс.
49. Модернизация системы образования в РБ.
50.Основополагающие документы о развитии образования в РБ в к.20-нач.21 в.
1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.
Картину детства чел-ой цивилизации, зарождения восп-я помогает восстановить изучение памятников мат-ой и дух-ой к-ры, языка, фольклора, этнографические данные о жизни немногих племен. К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов: орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и пр. Свидетельства о воспитании древних людей донесли народные игры, обряды, развлечения, фольклор. Средством познания является изучение метафорического уровня того или иного языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.).
Концепции происходжвоспит: 1.эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас): сближали воспит. деят. людей первобытного общества с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. 2.психологическая теория (П. Монро): объяснял происхождение воспит проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым 3. трудовая (воспитание как необходимая передача трудового опыта: собирательство, охота(должны были знать съедобные растения, рельеф местности, повадки животных) 4) антропосоциогенеза (объединяет все три). Специфической особенностью человечества являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Затем происходит соц. расслоение первобытного общества. Возникает семья. Воспит. становится сословно-семейным. В разных стратах(жрецы,воины,вожди) воспит различалось. В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным и ограничивался возрастом от 9 до 11 лет. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин. Взрослея, мальчики все больше времени проводили с мужчинами, приобщаясь к охоте, рыболовству и пр. Девочек обучали дом хоз-ву.
2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока, Древнего Китая. Индии и Египта.
В древнейших государствах, воспитание и обучение осуществлялись преимущественно в семье. Одновременно с укреплением общественных государственных структур начал складываться и новый социальный институт - школа. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Воспитание отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, и постепенно превращалось в подготовку ко взрослой жизни.
Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. Учитель – новая специальность. Школа и воспитание в государствах Др. Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда Средоточием обучения и воспитания были семья, церковь и государство. «дома табличек» (первые заведения, где готовили писцов).
Древний Египет. Особенности воспитания:
1)равноправное восприятие мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье;
2)детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь сформировать немногословие, волю и стойкость.
3) основой воспитания зачастую считалось послушание, которое иногда наказывалось физически.
4) Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем, что профессии передавались по наследству.
5) Школьное обучение начиналось с пятилетнего возраста, дети учились с утра д вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать , потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи и охры. Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.
6) Школы создавались пи храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математик, географию, астрономию, медицину и языки.
7)В эпоху Нового царства появились школы врачевателей. Существовали также царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.
Древняя Индия: две эпохи: дравидско-арийская (разделение населения) и буддийская. В др.-арийской существовало 4 касты: брахманы (жрецы) – высшая каста (развитие интеллекта), кшатрии (проф. Воины – сила, воля, стойкость), вайшьи – свободный трудовой народ – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство, шудры- низший слой – повиновение и покорность., не имевший никаких прав и множество обязанностей. Были введены впервые ноль и счет с помощью десяти знаков. Писали на пальмовых листьях, преобладала устная речь. Были семейные школ, где ученики не только учились, но и работали по хозяйству, обучение было бесплатным. Вблизи городов возникали лесные школы, где преподавателем был гуру-отшельник, к которому приходили ученики. Возникает новая религия – буддизм. Основа ее- провозглашение равенства людей всех каст и выделение отдельной части , как неоспоримой ценности. Основа воспитания – совершенствование человеческой души.
В период ренессанса индуизма (2-6 вв), получившего название «необрахманского» воспитание претерпевает значительные изменения. Увелич.числа школ, образование направлено на то, чтобы научить чел.различать сущностное и переходящее, достигать душевной гармонии. 2 др.учебных заведений: толь – начальная школа и аграхар – высшая школа. В тот период возникли крупные образовательные центры в Такшашиле и Наланде.
Древний Китай: Воспитание носило семейно-общественный характер. Идеалом воспитания был вежливый, начитанный, обладающий внутренней гармонией и достоинством , человек. Первые школы появились в 3-м тысячел. До н.э. И были двух типов :сян и сюй. В школах сян старцы учили молодежь, передавая им свой опыт. Сюйбыла военной школой, затем она преобразовалась в сюэ, в программу бучения которой входило 6 предметов: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. Большое внимание уделялось развитию самостоятельности. Философские школы : даосизм(сближение с природой, пассивность), буддизм, конфуцианство(нравственное самосовершенствование). Идеология конфуцианства стала ведущей.
3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции.
Древняя Греция была представлена крупными городами (Афины, Спарта). 2 абсолютно различные системы воспитания. Спартанская система воспитания: 1) физичесое развитие: сильный духом человек, который разбирается в военном деле. До 7 лет – семейное воспитание.если новорожденный здоровый, то он имеет право на жизнь. Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы – своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) – представитель государственной власти, а непосредственное руководство – эйрены – юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить. Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи – способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях – агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства. Афины: цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе.С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимназии: Ликей, Академия, Киносарг, Далее все юноши с 18 до 20должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка.Женскоеобразование в Афинах не было развито так, как в Спарте. от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.