Файл: 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческих обществах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения
Одним из первых был Пифагор (VI в. до н.э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, которые выглядели на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались известные познания его философии, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет "не ходи по дороге" подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило "уважай закон" означало призыв к уважению родителей, сдержанности и немногословию. Несколько пифагорейских изречений педагогической направленности: "Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика", "Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно". В пифагорейских братствах воспитание и обучение молодежи представляло хорошо продуманную, отлаженную систему. День начинался с прогулки, чтобы "упорядочить и гармонизировать сознание". Затем в храме велось "преподавание, учение и исправление нравов". После полудня проходили совместные чтения с комментариями. Один из первых философов Древней Греции Гераклит (520–460 до н.э.) высказал основательные педагогические идеи: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека ("всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными"), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты ("мудрость в том, чтобы знать все как одно", "многознание уму нс научает"). Демокрит (460 - 370 до н. э.) - один из первых философов Древней Греции, занимавшихся проблемами воспитания; считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить", "хорошо говорить", "хорошо делать". 1. чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. 2. необходимость сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». 3. обосновывал важность семейного воспитания, решающую примера родителей 4. выделил упражнение, как одну из составляющих обучения, основанного на сознательном интересе к изучаемому предмету. Самый известный представитель философии софистов - Сократ (470/ 469 - 399 до н. э.). 1. цель воспитания не как овладение установленными моральными нормами, а как развитие формирование основ осознанного поведения. 2. методы воспитания: диалог, спор, беседу. 3. Сократические беседы(!) : педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка постигать истину: «В споре рождается истина», а в финале диалога формулировать понятие или определение. Сократ был одним из родоначальников диалектических приемов поиска истины путем постановки наводящих вопросов. Сократический метод можно считать одним из главных педагогических достижений Сократа. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика.
Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании и обучении. Один из них, Ксенофонт (430–355 до н.э.) – автор первого античного педагогического романа "Воспитание Кира". Ксенофонт полагал, что образование может быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости. Другой ученик Сократа – Антисфен (450–360 до н.э.), основатель философской школы киников, полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага ("пусть дети наших врагов живут в роскоши"). Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) также был учеником Сократа, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспитания и образования молодежи. Платон основал философскую школу - Академию (387), которой сам руководил. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам. Содержание школьного образования раскрыто во многих произведениях Платона: ✓ в "Протагоре", "Федоне", "Государстве", "Пире", "Федре" рассматривается сущность воспитания; ✓ в "Теэтете" излагается теория познания; Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство" и "Законы". Платон не принял и осудил педагогические воззрения софистов. Идеальный воспитатель, по его представлениям, антипод софиста. Платон требовал от истинного наставника ограждать учеников от ложного знания, направлять их на путь истины и добродетели. Педагог ни в коем случае не должен стать торговцем секретами, как с помощью красноречия манипулировать другими людьми. Для Платона обучение и воспитание – пайдейя – это трудный путь к нравственному и физическому совершенству – калогатии. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, жизнь – преходящий этап движения человека к "истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям (эйде)". Платон анализировал связи воспитания с общественным устройством. По Платону, общество и образование не только взаимно зависят, но и реформируют друг друга. Платон особо выделил социальные функции воспитания – "сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать". Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как "во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного". Платон полагал, что воспитание в состоянии помочь улучшать способности человека. Он рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.
Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины. Истинное полноценное знание (любомудрие), по Платону, доступно не всем. Оно неподвластно невеждам, которые самодовольно полагают, что не нуждаются в знании и не осознают своей темноты. Идея всеобщего обязательного образования, по Платону, противоречива. С одной стороны, предлагается программа, выходящая за рамки элементарного обучения. С другой – образование ремесленников и торговцев сводится к простому ученичеству, а рабы и вовсе не удостоились упоминания..Платон выделял несколько последовательных уровней воспитания и обучения: дошкольный (до 6 лет); начальный (с 6 до 18 лет); промежуточный (с 18 до 20 лет); наивысший уровень (с 20 до 50 лет). Относительно организации воспитания малышей Платон не последователен. В "Государстве" предлагается их воспитывать за общественный счет, отстранив родителей. В "Законах" – дошкольное воспитание возложено на родителей. На начальном уровне приобретаются основы образования, которое обогащается ориентацией на разные социальные роли (воины, гражданские чиновники, ученые, юристы). Обучение должно было быть всеобщим (для свободных граждан). Платон рекомендовал "обучать... однако без принуждения... Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски", тем более что "насильственно внедренное в душу знание непрочно". Особое внимание следовало уделять музыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса и умеренности. В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, простейшая трудовая подготовка посредством работы с "малыми инструментами – воспроизведением настоящих". Непременным условием называлось игровое обучение. На промежуточном уровне обучение остается всеобщим и обязательным. Аристотель (384 - 322 до н. э.) - ближайший ученик Платона; развивал как философские и педагогических идеи учителя, так и свои собственные. Около двадцати лет был участником афинской Академии, а затем был приглашен царем Филиппом Македонским воспитывать его сына Александра. Вернувшись в Афины, создал собственное учебное заведение - Лицей, которым руководил в течение двенадцати лет. Взгляды Аристотеля на воспитание и образование по его трактату "Политика": ✓ он придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию; ✓ допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего
возраста под началом отца, однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников; ✓ считал, что мальчиков с 7 лет должно воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование;
5. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Древний Рим ( конец 1-го в.д.н.э.)
• До 4—5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли.
• Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества-оставались в кругу женщин родительского дома.
• Главным занятием :рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам.
• Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции.
• Мальчиков приучали к мужским занятиям, учили владеть оружием.
• Начальное образование дети небогатых свободнорожденных граждан получали в элементарных школах, которые были платными и частными, в них допускались и девочки.
• Детей знатных родителей учили, как правило, домашние учителя, и прежде всего греческому языку и литературе.
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. Придавал большое значение природным данным, высоко оценивал природные способности детей и не сомневался в том, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей. Возраст от 5 до 7 лет отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками — родным и греческим.Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.
Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Цицерона (106— 43 гг. до н. э.). Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Он выдвинул программу образования «совершенного оратора» и ввел понятие «гуманизм», ставшее в дальнейшем одним из ключевых для всей западной культуры и педагогики.
Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.), критиковал формализм школьной системы, которая воспитывает «ум, но не душу». Он считал, что образование должно формировать, прежде всего, самостоятельную личность. «Пусть говорит сам ученик, а не его память», — считал Сенека.
Проблемы нравственного воспитания изложены Сенекой в «Письмах на моральные темы» и «Нравственных письмах к Луцилию».