Файл: Для чего студентуфилологу нужно отлично освоить курс Введение в литературоведение Какое место занимает этот курс в системе современного университетского филологического образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12Критика – это осмысление, разъяснение и оценка художественого произведения с точки зрения его современной значимости.
Следует различать профессиональную, писательскую и читательскую литературную критику. Профессиональная критика подразумевает литературно-критическую деятельность, ставшую для автора главным родом занятий. Она занимает как бы пограничное положение между словесно-художественным творчеством и литературоведением. Писательская критика, отличающаяся нетрадиционностью взглядов и мышления, ассоциативностью, осознанным субъективизмом, подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления тех литераторов, чье творчество в основе своей состоит из художественных текстов (статьи, дневники, записные книжки, письма В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.А. Блока, М. Горького, А.Т. Твардовского, А.П. Платонова, Л.М. Леонова, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына). Читательская критика – это самые разные реакции на художественную словесность людей, профессионально не связанных с литературной деятельностью.
В современной отечественной филологии с точки зрения субъектов литературно-критической рефлексии принято различать критику профессиональную, писательскую и читательскую.
Профессиональнаякритика — творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий. Профессионализация литературно-критических увлечений относится к сравнительно поздним этапам общественно-эстетического самосознания (в России — к середине XVIII — началу XIX в.). Мера профессионализма критика определяется умением понять и оценить литературное произведение, исходя из внутренних свойств текста и многосторонних современных духовных потребностей общества. Для критики словесного искусства «нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произволении м постоянно руководили бы читателем в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений».
Профессиональную литературную критику Пушкин называл «наукой открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы». Сопряжение собственного эстетического опыта и литературной неизведанности
, явленной в оцениваемых словесно-художественных произведениях, — одна из постоянно одолеваемых сложностей профессиональной литературной критики.
Профессиональная критика немыслима вне атмосферы литературных спорок и полемических дискуссий. Лидеров профессиональной критики писатели, близкие им по духу, по складу идейно-творческих интересов, по характеру эстетических и этических исканий, признают провозвестниками новых литературных направлений, течений, школ. Так, «натуральная школа» в русской литературе 1840-х годов органично связывала себя прежде всего с именам Белинского. Литературно-критическая деятельность B.C. Соловьева неразрывна с судьбой символизма в отечественной поэзии рубежа XIX—XX вв.
В условиях тоталитарного жизнеустройства профессиональная литературная критика с неизбежностью делится наугождающе-громкоголосую, старательно обслуживающую официально признанные «правила» творчества, спущенные сверху предписания и установки, на искренне поддерживающую «светлые стороны» властной идеологии и на внутренне оппозиционную, отстаивающую самостоятельность и искренность литературно-критического слова как его непременные родовые свойства.
Показателем устойчивой профессионализации литературной критики является учреждение специальных отделов, особых рецензионных рубрик в периодической (в России прежде всего журнальной, а с 1870—1880-х годов и газетной) печати, организация секций, объединений литературных критиков.
Традиционные жанры профессиональной критики — литературно-критические статьи, циклы статей, обзоры, годовые или иные по своим хронологическим объёмам обозрения, очерки, рецензии, программные манифесты, эссе, диалоги, библиографические заметки и аннотации и др. Критики-профессионалы, пробуя обозначить контуры литературной жизни, ее основные побудительные мотивы, предлагают опыты периодизации самой литературно-критической истории («Опыт истории русской литературы» Белинского и многие другие его работы, «Очерки гоголевского периода русской литературы» Чернышевского, «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А.В.Дружинина, «Три момента в развитии русской критики» В.В.Розанова и др.).
Профессиональная критика — явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением.
Драматические для России обстоятельства ее общественно-исторического бытия стали первопричиной расхождения в развитии профессиональной литературной критикии академического литературоведения. Литературная критика часто расширяла поле специальных интересов за счёт преимущественногообращения к вопросам политического, социологического, правового, экономического характера. Литературоведение главным образом сосредоточивалось на исторической и теоретической специфике собственного предмета — изящной словесности.
Писательскаякритика подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты (в России это, к примеру, литературно-критические статьи, рецензии, письма В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, НС. Лескова, А.А. Блока, Д.С. Мережковского, О.Э. Мандельштама, Н.С Гумилёва, A.M. Горького, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, А.Т. Твардовского, АЛ Солженицына и мн. др.). В творческой практике некоторых авторов складывается относительное равновесие между поэтическим и литературно-критическим творчеством (А.С. Хомяков, И. Аксаков, Aп. Григорьев, Ин. Анненский, К. Чуковский).
Писательская критика интересна, как правило, своей отчетливо явленной вкусовой нетрадиционностью, внезапностью ассоциативных рядов, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чужое слово» в свете собственной поэтической практики, в масштабах своих сокровенных эстетических исканий.
13.Сочетания «литературоведение» и «литературная критика» звучат схоже. И схожесть их в начальной части «литература». Действительно, и то, и другое связано с литературой. Объектом и для литературной критики, и для литературоведения является литература, но к этому объекту они подходят они по-разному. Задача литературоведения заключается главным образом в том, чтобы медленно прочитать текст. Чтобы внимательно прочитать текст и увидеть в нем те оттенки смысла, которые при быстром, скользящем чтении теряются. Когда мы читаем: «Люблю грозу в начале мая…», для нас это уже некоторый штамп, мы не задумываемся над смыслом. Задача литературоведения – читать этот текст, как альпинист лезет в гору, зацепляясь за слова, мотивы, образы, замечая те оттенки смысла, которые ускользают от нас.
Литературный критик дает оценку. Задача литературного критика сказать: «Это хорошо, а это плохо». Когда литературный критик этого не делает, читатель испытывает естественное чувство досады. Социальная роль критики — показать, что нужно читать, а что нет; что нужно смотреть, а что нет. В отличие от литературоведа, литературный критик занимается современной литературой. Если он будет оценивать литературу прошлого, то это будет довольно странно, потому что есть великий оценщик, время, который уже все распределил. А задача литературного критика — взять сегодняшнюю литературу и создать систему ценностей.
Для того чтобы тот или иной текст стал объектом изучения литературоведения, должно пройти время. Чаще всего это 10-15, а иногда и 20 лет после того, как текст вышел и его оценили литературные критики. Но есть фигуры такого масштаба, такого ранга, чьи произведения настолько выбиваются из общего ряда, что литературоведческие статьи про них начинают писать сразу после выхода. Например, таким поэтом был Борис Пастернак. Статья «Промежуток» Юрия Тыняного, в которой одно из важных мест отведено Пастернаку, литературокритическая, но в то же время о поэзии Пастернака, Бродского и Мандельштама там говорится как уже о состоявшемся факте. И они разбираются не только как факт современной литературы, но и как факт истории литературы. Другое такое явление — это произведения Бродского и Солженицына. Уже при их жизни выходили статьи, в которых их творчество не оценивалось, а разбиралось как факт истории литературы.
14.Творческий процесс – таинственный процесс возникновения и осуществления замысла, вплоть до создания итогового художественно-словесного текста. творческий процесс – понятие, означающее процесс создания литературного произведения, а литературный процесс – понятие, означающее функционирование в читательской среде уже сотворённых автором художественных произведений. Творческий процесс в литературе так же, как и в других искусствах, отмечен озарением, вдохновением, талантом и является во многом процессом сакральным (потусторонним и таинственным), не предполагающим чёткой за данности и контролируемости. Творческий процесс, как правило, – это очень мощный толчок, который совершает переворот в человеке-творце. Иногда вся жизнь его меняется после создания произведения.
Автор и герои в эпосе.
Автор в эпосе почти все знает о героях и предлагает читателям увидеть их.
В эпическом произведении можно встретить три основных формы внутри текстового авторского присутствия. Самой распространённой литературной формой является повествование от третьего лица. Эта форма называется так потому, что автор рассказывает о персонаже в третьем лице. (Лошадиная фамилия, Чехов)
Повествование от первого лица. Такого автора принято называть повествователем. Он является свидетелем тех событий, о которых рассказывает. Он видит события, фиксирует их, дает оценку героям, но в события не вмешивается, не становится действующим лицом повествования. Такой повествователь может заявить, что он знаком с героями, иногда даже близко знаком, но бывает и так, что он случайно стал свидетелем какого-то случая, эпизода, факта. (Герой нашего времени, Лермонтов)
Третья форма – повествование от первого лица, но автор здесь перевоплощается не просто в повествователя, а в Рассказчика. При этом Рассказчик становится не только фиксатором событий, но и активным действующим лицом повествования, таким же персонажем, как и другие. Рассказчика принято наделять индивидуальным характером, психологическими особенностями, деталями поведения, особенными манерами. Поскольку Рассказчик повествует о других героях и о себе сам, главным средством раскрытия его характера является речь. Речевая характеристика в этой форме повествования становится главенствующей настолько, что и сама форма повествования стала носить название сказовой формы, или сказа. Используя сказовую форму, писатели стремятся разнообразить речь рассказчика, подчеркнуть черты его индивидуального стиля. Чаще всего сказовая форма используется в произведениях, где речь Рассказчика становится способом его сатирической презентации.
Эпический герой: образец для подражания, приключения героя – прообразы мечты, функция героя – обучающая. Автор, создавая героя, должен чувствовать ответственность не только за его психологическую и литературную точность, но и за то педагогическое влияние, которое герой может оказать на судьбу читателей, в первую очередь юных.