Файл: Для чего студентуфилологу нужно отлично освоить курс Введение в литературоведение Какое место занимает этот курс в системе современного университетского филологического образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12Критика – это осмысление, разъяснение и оценка художественого произведения с точки зрения его современной значимости.

Следует различать профессиональную, писательскую и читательскую литературную критику. Профессиональная критика подразумевает литературно-критическую деятельность, ставшую для автора главным родом занятий. Она занимает как бы пограничное положение между словесно-художественным творчеством и литературоведением. Писательская критика, отличающаяся нетрадиционностью взглядов и мышления, ассоциативностью, осознанным субъективизмом, подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления тех литераторов, чье творчество в основе своей состоит из художественных текстов (статьи, дневники, записные книжки, письма В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.А. Блока, М. Горького, А.Т. Твардовского, А.П. Платонова, Л.М. Леонова, В.П. Астафьева, А.И. Солженицына). Читательская критика – это самые разные реакции на художественную словесность людей, профессионально не связанных с литературной деятельностью.

В современной отечественной филологии с точки зрения субъек­тов литературно-критической рефлексии принято различать критику профессиональную, писательскую и читательскую.

Профессиональнаякритика — творческая деятельность, ставшая для автора основным, преобладающим родом занятий. Профессиона­лизация литературно-критических увлечений относится к сравнитель­но поздним этапам общественно-эстетического самосознания (в Рос­сии — к середине XVIII — началу XIX в.). Мера профессионализма критика определяется умением понять и оценить литературное произ­ведение, исходя из внутренних свойств текста и многосторонних со­временных духовных потребностей общества. Для критики словесно­го искусства «нужны люди, которые бы показывали бессмыслицу оты­скивания мыслей в художественном произволении м постоянно руко­водили бы читателем в том бесконечном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства» и к тем законам, которые служат основанием этих сцеплений».

Профессиональную литературную критику Пушкин называл «наукой открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы». Сопряжение собственного эсте­тического опыта и литературной неизведанности
, явленной в оцени­ваемых словесно-художественных произведениях, — одна из посто­янно одолеваемых сложностей профессиональной литературной кри­тики.

Профессиональная критика немыслима вне атмосферы литератур­ных спорок и полемических дискуссий. Лидеров профессиональной критики писатели, близкие им по духу, по складу идейно-творческих интересов, по характеру эстетических и этических исканий, признают провозвестниками новых литературных направлений, течений, школ. Так, «натуральная школа» в русской литературе 1840-х годов органич­но связывала себя прежде всего с именам Белинского. Литератур­но-критическая деятельность B.C. Соловьева неразрывна с судьбой символизма в отечественной поэзии рубежа XIX—XX вв.

В условиях тоталитарного жизнеустройства профессиональная литературная критика с неизбежностью делится наугождающе-громкоголосую, старательно обслуживающую официально признанные «правила» творчества, спущенные сверху предписания и установки, на искренне поддерживающую «светлые стороны» властной идеоло­гии и на внутренне оппозиционную, отстаивающую самостоятель­ность и искренность литературно-критического слова как его непре­менные родовые свойства.

Показателем устойчивой профессионализации литературной кри­тики является учреждение специальных отделов, особых рецензионных рубрик в периодической (в России прежде всего журнальной, а с 1870—1880-х годов и газетной) печати, организация секций, объеди­нений литературных критиков.

Традиционные жанры профессиональной критики — литератур­но-критические статьи, циклы статей, обзоры, годовые или иные по своим хронологическим объёмам обозрения, очерки, рецензии, про­граммные манифесты, эссе, диалоги, библиографические заметки и аннотации и др. Критики-профессионалы, пробуя обозначить конту­ры литературной жизни, ее основные побудительные мотивы, предла­гают опыты периодизации самой литературно-критической истории («Опыт истории русской литературы» Белинского и многие другие его работы, «Очерки гоголевского периода русской литературы» Черны­шевского, «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А.В.Дружинина, «Три момента в развитии русской критики» В.В.Розанова и др.).

Профессиональная критика — явление пограничное между художественной словесностью и литературоведением.

Драматические для России обстоятельства ее общественно-исто­рического бытия стали первопричиной расхождения в развитии про­фессиональной литературной критикии академического литературо­ведения. Литературная критика часто расширяла поле специальных интересов за счёт преимущественногообращения к вопросам полити­ческого, социологического, правового, экономического характера. Литературоведение главным образом сосредоточивалось на историче­ской и теоретической специфике собственного предмета — изящной словесности.



Писательскаякритика подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления литераторов, основной корпус творческого наследия которых составляют художественные тексты (в России это, к примеру, литературно-критические статьи, рецензии, письма В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыко­ва-Щедрина, НС. Лескова, А.А. Блока, Д.С. Мережковского, О.Э. Мандельштама, Н.С Гумилёва, A.M. Горького, Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, А.Т. Твардовского, АЛ Солженицына и мн. др.). В творческой практике некоторых авторов складывается относитель­ное равновесие между поэтическим и литературно-критическим твор­чеством (А.С. Хомяков, И. Аксаков, Aп. Григорьев, Ин. Анненский, К. Чуковский).

Писательская критика интересна, как правило, своей отчетливо яв­ленной вкусовой нетрадиционностью, внезапностью ассоциативных рядов, невольным или вполне осознанным стремлением понять «чу­жое слово» в свете собственной поэтической практики, в масштабах своих сокровенных эстетических исканий.


13.
Сочетания «литературоведение» и «литературная критика» звучат схоже. И схожесть их в начальной части «литература». Действительно, и то, и другое связано с литературой. Объектом и для литературной критики, и для литературоведения является литература, но к этому объекту они подходят они по-разному. Задача литературоведения заключается главным образом в том, чтобы медленно прочитать текст. Чтобы внимательно прочитать текст и увидеть в нем те оттенки смысла, которые при быстром, скользящем чтении теряются. Когда мы читаем: «Люблю грозу в начале мая…», для нас это уже некоторый штамп, мы не задумываемся над смыслом. Задача литературоведения – читать этот текст, как альпинист лезет в гору, зацепляясь за слова, мотивы, образы, замечая те оттенки смысла, которые ускользают от нас.

Литературный критик дает оценку. Задача литературного критика сказать: «Это хорошо, а это плохо». Когда литературный критик этого не делает, читатель испытывает естественное чувство досады. Социальная роль критики — показать, что нужно читать, а что нет; что нужно смотреть, а что нет. В отличие от литературоведа, литературный критик занимается современной литературой. Если он будет оценивать литературу прошлого, то это будет довольно странно, потому что есть великий оценщик, время, который уже все распределил. А задача литературного критика — взять сегодняшнюю литературу и создать систему ценностей.


Для того чтобы тот или иной текст стал объектом изучения литературоведения, должно пройти время. Чаще всего это 10-15, а иногда и 20 лет после того, как текст вышел и его оценили литературные критики. Но есть фигуры такого масштаба, такого ранга, чьи произведения настолько выбиваются из общего ряда, что литературоведческие статьи про них начинают писать сразу после выхода. Например, таким поэтом был Борис Пастернак. Статья «Промежуток» Юрия Тыняного, в которой одно из важных мест отведено Пастернаку, литературокритическая, но в то же время о поэзии Пастернака, Бродского и Мандельштама там говорится как уже о состоявшемся факте. И они разбираются не только как факт современной литературы, но и как факт истории литературы. Другое такое явление — это произведения Бродского и Солженицына. Уже при их жизни выходили статьи, в которых их творчество не оценивалось, а разбиралось как факт истории литературы.

14.Творческий процесс – таинственный процесс возникновения и осуществления замысла, вплоть до создания итогового художественно-словесного текста. творческий процесс – понятие, означающее процесс создания литературного произведения, а литературный процесс – понятие, означающее функционирование в читательской среде уже сотворённых автором художественных произведений. Творческий процесс в литературе так же, как и в других искусствах, отмечен озарением, вдохновением, талантом и является во многом процессом сакральным (потусторонним и таинственным), не предполагающим чёткой за данности и контролируемости. Творческий процесс, как правило, – это очень мощный толчок, который совершает переворот в человеке-творце. Иногда вся жизнь его меняется после создания произведения.

Автор и герои в эпосе.

Автор в эпосе почти все знает о героях и предлагает читателям увидеть их.

В эпическом произведении можно встретить три основных формы внутри текстового авторского присутствия. Самой распространённой литературной формой является повествование от третьего лица. Эта форма называется так потому, что автор рассказывает о персонаже в третьем лице. (Лошадиная фамилия, Чехов)

Повествование от первого лица. Такого автора принято называть повествователем. Он является свидетелем тех событий, о которых рассказывает. Он видит события, фиксирует их, дает оценку героям, но в события не вмешивается, не становится действующим лицом повествования. Такой повествователь может заявить, что он знаком с героями, иногда даже близко знаком, но бывает и так, что он случайно стал свидетелем какого-то случая, эпизода, факта. (Герой нашего времени, Лермонтов)


Третья форма – повествование от первого лица, но автор здесь перевоплощается не просто в повествователя, а в Рассказчика. При этом Рассказчик становится не только фиксатором событий, но и активным действующим лицом повествования, таким же персонажем, как и другие. Рассказчика принято наделять индивидуальным характером, психологическими особенностями, деталями поведения, особенными манерами. Поскольку Рассказчик повествует о других героях и о себе сам, главным средством раскрытия его характера является речь. Речевая характеристика в этой форме повествования становится главенствующей настолько, что и сама форма повествования стала носить название сказовой формы, или сказа. Используя сказовую форму, писатели стремятся разнообразить речь рассказчика, подчеркнуть черты его индивидуального стиля. Чаще всего сказовая форма используется в произведениях, где речь Рассказчика становится способом его сатирической презентации.
Эпический герой: образец для подражания, приключения героя – прообразы мечты, функция героя – обучающая. Автор, создавая героя, должен чувствовать ответственность не только за его психологическую и литературную точность, но и за то педагогическое влияние, которое герой может оказать на судьбу читателей, в первую очередь юных.