Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине клиническая фармакология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 215

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. В системе доклинического изучения безопасности лекарственных средств следует применять краткосрочное тестирование на канцерогенность (батареи краткосрочных скрининговых тестов (КСТ)). Какие тесты включает минимальная батарея КСТ?

  1. Тесты на выявление генных мутаций

  2. Цитогенетические тесты

  3. Тесты на повреждения ДНК

  4. Тесты на промоторную активность

  5. Прямые экспресс-тесты, регистрирующие опухолеобразующий потенциал тестируемых веществ

  6. Тесты по индукции опухолей у млекопитающих

  1. При изучении канцерогенности лекарственного средства в хроническом эксперименте, как правило, исользуют два пути введения. Не зависимо от того какой путь используют в клинике, одним из двух путей введения должен быть…:

  1. Внутрикожный

  2. Внутрибрюшинный

  3. Внутрижелудочный

  1. Доказательная медицина - это:

  1. добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного.

  2. обобщения и интерпретации лабораторных данных.

  3. самостоятельная медицинская наука

  4. изучение здоровья населения.

  5. теоретическая база советского здравоохранения.

  1. Термин "EVIDENCE-BASED MEDICINE" (ЕВМ) или "научно-доказательная медицина" (НДМ) был предложен в:

  1. 1990 Г.

  2. 1992 г.

  3. 1993 г.

  4. 1990 г.

  5. 1996 г.

  1. Термин "EVIDENCE-BASED MEDICINE" (ЕВМ) или "научно-доказательная медицина" (НДМ) был предложен:

  1. +Канадскими учеными

  2. Американскими учеными

  3. Японскими учеными

  4. Российскими учеными

  5. Всемирной организацией здравоохранения

  1. Укажите правильное определение доказательной медицины:

  1. Технология сбора, критического анализа, обобщения и интерпретации научной информации

  2. Информация о результатах клинических исследований, доказывающих преимущества лекарственного препарата;

  3. Метод исследования для выбора лечения только одного больного.

  4. Теоретическая база научных исследований.

  5. Критический анализ информации.

  1. Правильные предпосылки доказательной медицины:

  1. Большой объем информации

  2. периодический обмен информацией

  3. Устаревшие медицинские знания

  4. Более 100 000 статей.

  5. Более 4 000 000 статей в год

  1. Принятие решений, не основанное на принципах доказательной медицины - это:


  1. Принятие решений, основанное на коротком рассказе

  2. БПринятие решений, основанное на научных подходах

  3. Принятие решений в зависимости от заболевания

  4. Принятие решения в зависимости от статутса больного

  5. Принятие решений, основанное на экономических затратах

  1. Основным аспектом доказательной медицины является:

  1. Критическая оценка доказательств в экономике здравоохранения.

  2. Выявление обоснованных сведений в медицине.

  3. Критическая оценка научной информации на предмет достоверности и полезности и выявление обоснованных сведений для ответа на вопросы;

  4. Выявление лучших результатов биологических исследований;

  5. выявление лучших эпидемиологических результатов.

  1. К доказательной медицины

  1. информационный поиск научной информации

  2. технология сбора информационного материала

  3. технология сбора, анализа научной информации для принятия правильного клинического решения

  4. технология поиска, сбора, анализа научной доказательной информации

  5. информации для принятия правильного клинического решения

  1. клинические испытания

  1. исследования в науке

  2. исследования в медицине

  3. завершающий этап клинического исследования

  4. этап клинического исследования, включающий проведение эксперимента

  5. этап клинического исследования, включающий сбор научной информации

  1. Понятие «ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА» введено учеными университета

  1. Сорбонны

  2. Мак-Мастер

  3. Гарвардский

  4. Оксфордский

  5. Кембриджский

  1. Университет, где введено ПОНЯТИЕ «ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА» находится в

  1. США

  2. Канаде

  3. Англии

  4. Франции

  5. Германии

  1. Базовые вопросы чаще всего используют врачи, имеющие опыт

  1. малый

  2. средний

  3. большой

  4. минимальный

  5. продолжительный

  1. Прикладные вопросы чаще всего задают врачи с опытом работы

  1. малым

  2. средним

  3. большим

  4. минимальным

  5. продолжительным

  1. Принцип PICO подразумевает

    1. поиск научной информации

    2. составление 2-х компонентного вопроса

    3. составление 4-х компонентного вопроса

    4. критический анализ научной информации

    5. правильное формулирование клинического вопроса


  1. 1 шаг в доказательной медицине

    1. разработка практических руководств

    2. написание статьи по выбранной теме

    3. поиск информации по выбранной теме

    4. формулирование клинического вопроса

    5. применение научных данных в практику

  1. 2 шаг доказательной медицины – это

    1. изучение состояние вопроса в мировой литературе

    2. поиск научной информации в электронной базе данных

    3. выпуск статьи

    4. выбор метода лечения

    5. выбор методы диагностики

  1. 3 шагом в доказательной медицине является

  1. разработка практических руководств

  2. написание статьи по выбранной теме

  3. поиск информации по выбранной теме

  4. формулирование клинического вопроса

  5. критический анализ научной информации

  1. В доказательной медицине 4 шаг включает

  1. разработка практических руководств

  2. написание статьи по выбранной теме

  3. поиск информации по выбранной теме

  4. формулирование клинического вопроса

  5. применение научных данных в практику

  1. К одному из компонентов прикладного вопроса относится

    1. исход

    2. прогноз

    3. инвалидизация

    4. лекарственное средство

    5. оздоровление

  1. Обязательный компонент прикладного вопроса

  1. вопросительное слово

  2. пациент или проблема

  3. моделирование ситуации

  4. медицинский работник

  5. литература

  1. К клиническим исходам в клинической эпидемиологии относится

    1. риск

    2. прогноз

    3. частота

    4. лечение

    5. инвалидизация


Ситуационные задачи
Задача 1.

При проведении КИ двух ЛС пациентов делили на группы разными способами. В первом случае пациентов делили по четности номера карты (четные номера -- основная группа, нечетные -- контрольная). Во втором случае -- по дню недели поступления в стационар (понедельник, среда, пятница, воскресенье -- основная группа, вторник, четверг, суббота -- контрольная).

Вопросы:

  1. · Оцените правильность организации первого и второго исследования.

  2. · Дайте рекомендации по проведению рандомизации.


Задача 2.

В КИ нового препарата для снижения уровня триглицеридов крови пациенты были поделены на две группы. Пациенты первой группы получали препарат, второй группы -- плацебо. Пациенты знали свою принадлежность к группе.


В КИ антибиотика у пациентов с пневмонией результат оценивали по изменению рентгенологической картины. Врач, проводивший испытание, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. При этом улучшение рентгенологической картины врач быстрее выявлял у пациентов экспериментальной группы.

Было проведено КИ нового дорогостоящего препарата класса статинов. Статистик, оценивающий результаты, знал принадлежность пациентов к контрольной или основной группе. По совместительству статистик работал в фармацевтической компании, заказавшей это исследование.

Вопросы:

  1. · Оцените правильность организации исследований в указанных случаях.

  2. · Объясните, каким образом такая организация исследования могла повлиять на полученные результаты.


Задача 3.

В исследовании первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний было использовано практически идеальное плацебо. Одни участники получали колестирамин (экспериментальная группа), другие -- плацебо (контрольная группа). Однако побочные эффекты были отмечены существенно чаще в экспериментальной группе. В конце первого года испытания у пациентов экспериментальной группы чаще, чем контрольной, были запоры (39% против 10%), изжога (27% против 10%), отрыжка и метеоризм (27 % против 16 %), а также тошнота (16% против 8 %).

Вопросы:

Оцените, каким образом данная ситуация может повлиять на полученные результат
Задача 4.

В крупном исследовании изучали влияния нескольких ги-полипидемических препаратов на развитие стенокардии 1103 мужчинам был назначен клофибрат и 2789 мужчинам -- плацебо. Летальность за последние 5 лет составила в среднем 20, 0 % в группе принимавших клофибрат и 20, 9% в группе принимавших плацебо, что указывает на неэффективность препарата. В то же время было обнаружено, что не все пациенты принимали ЛС. Был ли клофибрат эффективен у тех, кто действительно принимал препарат? Ответ был утвердительным. В экспериментальной группе летальность за последние 5 лет среди пациентов, действительно принимавших клофибрат, составила 11, 0 % по сравнениюс 26, 4% у пациентов, не соблюдавших схему лечения (р< 0, 05). Летальность среди больных, строго выполнявших назначения и принимавших плацебо, также снизилась. В данном случае летальность за последние 5 лет у пациентов, действительно принимавших препарат, составила 19, 3 % против 25, 3 % среди тех, кто не принимал его (р< 0, 05 ).


Вопросы:

  1. · Оцените полученные результаты.

  2. · Укажите причины, повлиявшие на результаты исследования.

  3. · Сделайте предварительный вывод об эффективности препарата.


Задача 5.

Проанализируйте перечисленные методы медицинского вмешательства. О Внутривенные инъекции. 0 Пероральная форма ЛС. 0 Мануальная терапия. 0 Иглорефлексотерапия. 0 Оперативное вмешательство.

Вопросы:

  1. · Определите возможные трудности стандартизации и дозиметрии указанных методов.

  2. · Дайте обоснование принятого решения.


Задача 6.

При отсутствии адекватного лечения больные СПИДом погибают в течение нескольких лет после появления симптомов. Изучению эффективности методов лечения больных СПИДом препятствует нарушение обычных процедур рандомизированных испытаний, поскольку пациенты хотят увеличить свои шансы на выживание. В ходе рандомизированных испытаний пациенты иногда обмениваются препаратами или получают через «лекарственные клубы» препараты, не используемые в испытании. О таких поступках они не сообщают исследователям, поэтому эти факторы невозможно учесть при подведении итогов испытания.

Вопросы:

Определите, каким образом такое вмешательство в исследование оказывает влияние на получаемые результаты.
Задача 7.

При проведении КИ нового антибиотика была произведена выборка больных пневмонией легкой формы течения. Случайным образом были сформированы четыре группы пациентов. В первой группе вмешательство не проводили, наблюдение за состоянием пациента не было установлено; за пациентами второй группы было установлено наблюдение; в третьей группе пациенты получали плацебо в четвертой -- исследуемый препарат. Через неделю была проведена оценка эффективности лечения. Критерий эффективности -- клиническое улучшение состояния. В первой группе улучшение состояния отмечено у 15 % пациентов, во второй -- у 23 %, в третьей -- у 35 %, в четвертой -- у 85%.

Вопросы:

Оцените полученные результаты.
Задача 8.

При проведении РКИ эффективности препарата арбидол среди детей в возрасте от 2 до 6 лет было сформировано две группы: основная (экспериментальная) группа численностью 143 пациента и контрольная -- 151 пациент. Пациенты основной группы получали арбидол в дозе 0, 05 в течение 6 дней, пациенты контрольной группы получали плацебо. Исследование шло в течение 3-х мес, после чего оценивали результаты по числу заболевших гриппом и ОРВИ, а также число случаев осложнений гриппа и ОРВИ. В опытной группе заболели 66 пациентов, при этом осложнения были у 7 из них, в контрольной группе заболели 95 пациентов, осложнения были у 20.