Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине клиническая фармакология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача 6.

Ребенка 10 лет на улице укусила оса в левую щеку. Через 3-5 минут, пострадавшему стало трудно дышать, появился отек шеи, лица. Была вызвана СМП.

Задания.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача 7

У больной Л., 32 лет, работающей ткачихой, в течение последних двух месяцев появились приступы удушья экспираторного характера, чаще в ночное время, сопровождающиеся кашлем с выделением небольшого количества мокроты слизистого характера, отделяющейся с трудом. В анамнезе: часто болела пневмониями.

Объективно: состояние средней тяжести. Положение ортопное. Выражен акроцианоз. Вены шеи набухшие, не пульсируют. Дыхание ритмичное, со свистом. Экспираторная одышка с числом дыханий в минуту - 26. Перкуторный звук над легкими с коробочным оттенком. Подвижность легочного края ограничена. Аускультативно: дыхание жесткое, рассеянные сухие свистящие хрипы. Тоны сердца ритмичные, приглушенные. ЧСС - 96 в 1 мин. Пульс - 96 в 1 минуту, одинаков на обеих руках, мягкий, пониженного наполнения. АД - 115/70 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Органы брюшной полости без особенностей.

Результаты дополнительного обследования Рентгенограмма - вне приступа в пределах нормы.

1. ФВД после купирования приступа удушья в пределах нормы.

2. ЭКГ - вне приступа в пределах нормы.

3. Кожные аллергические пробы: положительная реакция на пробу с хлопковой пылью.

4. Анализ крови: эр. - 5,3х10^12 ; Нв - 136 г/л, ц.п. - 0,8 ; л - 5,5х10^9, э - 15%, п - 2%, с - 58%, л - 20%, м - 5%, СОЭ - 5 мм/час.

5. Анализ мокроты: лейкоциты - 3-5 в п/зр., эозинофилы - 5-7 в п/зр. , спирали Куршмана +, кристаллы Шарко-Лейдена +.

Вопросы :

1. Установить предварительный диагноз.

2. Наметить план дополнительного дообследования.

3. Провести дифференциальную диагностику.

4. Определить тактику лечения.
Задача 8

Больная В., 19 лет, студентка, доставлена в приемный покой бригадой «скорой помощи». Около часа назад пациентке под местной анестезией новокаином выполнялась экстракция зуба. Через 5-7 минут после введения препарата пациентка почувствовала затруднение дыхания, появление отека в области лица, чувства внутренней тревоги, слабости. Пациентке незамедлительно в стоматологическом кабинете был введен 0,5 мл 0,1% раствора адреналина и 16 мг дексаметазона внутривенно, однако у больной сохранялось затрудненное дыхание, беспокойство, слабость. Со слов больной, до настоящего времени считала себя практически здоровым человеком. В связи с тем, что в детстве у больной отмечались аллергические реакции в виде кожной сыпи при контакте с животными - кошка, собака, лошадь, и реакция в виде аллергического ринита на пыль, больная наблюдалась у аллерголога. Для выявления аллергии проводились аллергические пробы (выявлена сенсибилизация к эпидермальным аллергенам кошки(++), собаки(+++), клещам домашней пыли(+++)). С возрастом интенсивность аллергических проявлений при контакте с аллергеном уменьшилась, и больная перестала наблюдаться у врачей, не лечилась; 3 месяца назад больная устроилась на новую работу продавцом магазин бытовой химии. Через месяц у больной появился сухой кашель, который постепенно усиливался, пятнистые высыпания на коже. Самостоятельно принимала антигистаминные препараты в течение 7 дней – с некоторым положительным эффектом в виде регресса кожной сыпи. Семейный анамнез: у отца больной - бронхиальная астма, мать страдает хронической крапивницей. При осмотре: состояние больной средней тяжести, возбуждена. Беспокоит чувство жара в теле, шум в ушах, непродуктивный кашель. Температура тела 36,7 °С. Кожные покровы с элементами уртикарных высыпаний в области спины, груди, плеч,
отек в области губ, лица, незначительный акроцианоз. Дыхание с шумным выдохом, свистящие хрипы слышны на расстоянии. Грудная клетка нормостеническая, в акте дыхания принимают участие вспомогательные мышцы. При пальпации грудная клетка безболезненна; ЧД - 26 уд/мин. При сравнительной перкуссии - ясный легочный звук с коробочным оттенком. При аускультации легких - выдох почти в 2 раза продолжительнее вдоха, дыхание проводится во все отделы, выслушивается большое количество сухих, рассеянных, высокодискантных хрипов. Верхушечный толчок определяется в V межреберье на 1 см кнутри от среднеключичной линии, не разлитой. Границы относительной тупости сердца: правая на 1 см вправо от правого края грудины, верхняя на уровне нижнего края III ребра, левая на 1 см кнутри от среднеключичной линии в V межреберье. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс - 130 уд/мин удовлетворительного наполнения и напряжения. АД - 90/60 мм рт. ст. (исходное АД до экстракции зуба – 120/80 мм.рт.ст.) Живот округлой формы, активно участвует в акте дыхания; при поверхностной пальпации живот мягкий, безболезненный. Нижний край печени пальпируется у края реберной дуги, гладкий, мягкий, безболезненный. Размеры печени по Курлову - 10 х 9 х 8 см. Селезенка не увеличена. Общий анализ крови: НЬ - 130 г/л, лейкоциты - 7800, эозинофилы - 10%, палочкоядерные нейтрофилы - 3%, сегментоядерные нейтрофилы - 65%, лимфоциты - 20%, моноциты - 2%, СОЭ - 5 мм/ч. Рентгенография органов грудной полости: Легочные поля прозрачны, повышенной воздушности, корни структурны. Очаговых и инфильтративных теней в легких нет. Диафрагма подвижна. Синусы свободны. ЭКГ: ритм синусовый, правильный. ЧСС 114 в 1 минуту. PQ 0,12 мс, QRS 0,08 мс. Вопросы к задаче

Задание:

1.Сформулируйте предварительный диагноз.

2.Каковы механизмы развития патологических реакций при анафилактическом шоке? 3.Перечислите признаки, характерные для данной степени тяжести анафилактического шока. 4.Составьте план противошоковых мероприятий.

5.Какова цель назначения глюкокортикостероидов при анафилактическом шоке?
Задача 9

Больной М., 45 лет, доставлен в приемное отделение 17 июня бригадой «скорой помощи» в бессознательном состоянии. Со слов знакомых, в парке у пациента через минуту после укуса осы появились резкая слабость, бледность, судороги, а затем потеря сознания. Бригадой «скорой помощи» был введен двухкратно подкожно 0,5 мл 0,1% адреналина, 16 мг дексаметазона внутривенно. Пациент в сознание не приходил, АД 40/0 мм.рт.ст., пульс нитевидный. Сбор анамнеза, в том числе аллергологическо невозможен в виду тяжести состояния больного. При осмотре состояние крайне тяжелое. Больной в бессознательном состоянии. Кожные покровы бледные, цианоз губ, акроцианоз, влажные. Дыхание частое, поверхностное, ЧД - 30 в 1 мин. При аускультации легких выслушивается ослабленное везикулярное дыхание. Область сердца и крупных сосудов не изменена. Верхушечный толчок в V межреберье, по среднеключичной линии. Тоны сердца ослаблены, аритмичны. Пульс аритмичный, 150 уд/мин, нитевидный; АД - 30/0 мм рт. ст. Живот участвует в акте дыхания. При поверхностной пальпации живот мягкий, доступный пальпации во всех отделах. В области шеи слева след от укуса насекомого. Анализ крови: НЬ - 160 г/л, лейкоциты - 8000, эозинофилы - 6%, палочко-ядерные нейтрофилы - 4%, сегментоядерные нейтрофилы - 62%, лимфоциты - 22%, моноциты - 6%, СОЭ - 14 мм/ч. Газовый состав крови р02 - 55 мм; рС02 - 45 мм.



Задание:

1.Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз.

2.Дайте характеристику степени тяжести анафилактического шока.

3.Перечислите план необходимых лечебно-диагностических мероприятий. Каков прогноз? 4.Составьте дифференциально-диагностический ряд.

5.Каков механизм развития анафилактического шока? Перечислите основные звенья патогенеза

.

Практические задания для проверки практических навыков

  • Анализ данных клинического обследования и дополнительных методов исследования при проведении обоснования диагноза конкретного больного

  • Проведение дифференциального диагноза у конкретного больного.

  • Назначение лечения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, оценка взаимодействия ЛС, эффективности проводимой терапии, побочных эффектов ЛС.



Тема № 9:Особенности выбора, режим дозирования, оценка эффективности и безопасности антибактериальных и противовирусных лекарственных средств.

Формы текущего контроля успеваемости - тестирование, устный опрос, решение проблемно-ситуационных задач, представление реферата и презентации, проверка практических навыков.

Оценочные материалы текущего контроля успеваемости

Вопросы для устного опроса:

1. Механизм действия антибактериальных препаратов. Классификация антибактериальных препаратов по механизму действия.

2. Классификация, фармакодинамика, фармакокинетические особенности различных классов антибиотиков (β-лактамные АБ, макролиды, фторхинолоны и др.).

3. Побочные эффекты этих препаратов, их взаимодействиям между собой и с другими препаратами.

4. Назначение антибактериальных препаратов эмпирически и при выявленном возбудителе.

5. Понятие об антибиотикорезистентности, способах ее преодоления.

6.Классификация, механизм действия, фармакокинетические особенности, побочные эффекты и взаимодействия противовирусных препаратов. Показания к применению.

7. Дифференцированный подход к назначению противовирусных препаратов в зависимости от возраста пациентов, наличия сопутствующих заболеваний.
Тестовые задания

  1. Какая группа антибиотиков оказывает воздействие на микроорганизмы, не затрагивая при этом макроорганизм:

  1. пенициллины

  2. тетрациклины

  3. аминогликозиды

  4. линкосомиды

  5. гликопептиды

  1. На какую структуру микроорганизма оказывают действие цефалоспорины:

  1. рибосома

  2. клеточная стенка

  3. ядро

  4. митохондрии

  5. вакуоли

  1. Какой побочный эффект характерен для аминогликозидов:

  1. нефротоксичность

  2. вестибулопатии

  3. нервно-мышечная блокада

  4. кохлеатоксичность

  5. все перечисленные

  1. Для какого антибиотика характерен пенициллиновый тип развития резистентности:

  1. эритромицин

  2. тетрациклин

  3. рифампицин

  4. гентамицин

  5. цефазолин

  1. При одновременном использовании с каким антибиотиком изменяется скорость метаболизма теофиллина:

  1. доксициклин

  2. цефазолин

  3. эритромицин

  4. гентамицин

  5. пенициллин


  1. Какая группа антибиотиков чаще вызывает аллергические реакции:

  1. аминогликозиды

  2. макролиды

  3. пенициллины

  4. сульфаниламиды

  5. линкозамины

  1. Какой из антибиотиков разрушается в – лактамазами:

  1. ампициллин

  2. гентамицин

  3. тетрациклин

  4. ципрофлоксацин

  5. линкомицин

  1. Какой побочный эффект характерен для линкомицина:

  1. анемия

  2. снижение слуха

  3. полиневрит

  4. энтероколит

  5. азотемия

  1. Назовите антибиотик для воздействия на чувствительные штаммы Streptococcuspneumoniae при лечении пневмонии:

  1. ципрофлоксацин

  2. гентамицин

  3. цефотаксим

  4. доксициклин

  5. тетрациклин

  1. Какой из антибиотиков создаёт высокие концентрации в предстательной железе:

  1. ципрофлоксацин

  2. линкомицин

  3. ампициллин

  4. эритромицин

  5. все перечисленные

  1. Какой из антибиотиков нужно назначать для воздействия на микроорганизмы, продуцирующие в – лактамазы:

  1. пенициллин

  2. ампициллин

  3. цефазолин

  4. амоксиклав

  5. амоксициллин

  1. Выберите антибактериальное средство для лечения пневмонии, вызванной Mycoplasmapneumoniae:

  1. линкозамиды

  2. пенициллины

  3. цефалоспорины

  4. макролиды

  5. аминогликозиды

  1. Отметьте наиболее целесообразную комбинацию антибиотиков при тяжёлой внебольничной пневмонии:

  1. пенициллины + аминогликозиды

  2. аминогликозиды + цефалоспорины II поколения

  3. цефалоспорины III поколения + макролиды

  4. фторхинолоны + аминогликозиды

  5. макролиды + фторхинолоны

  1. Какой из антибиотиков в высоких концентрациях обладает бактерицидным действием, а в низких – бактериостатическим:

  1. пенициллин

  2. эритромицин

  3. цефотаксим

  4. гентамицин

  5. линкомицин

  1. Какой из антибиотиков является бактерицидным:

  1. тетрациклин

  2. линкомицин

  3. хлорамфеникол (левомицетин)

  4. амикацин

  5. эритромицин

  1. Режим дозирования какого антибиотика должен быть изменён при явлениях почечной недостаточности:

  1. цефтриаксон

  2. гентамицин

  3. доксициклин

  4. эритромицин

  5. цефоперазон