Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине клиническая фармакология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы:

1.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?

2.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?

3.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с астемизолом, терфенадином и цизапридом по подобному механизму?
Задача 9.

Пациентке 45 лет, принимающей карбамазепин по поводу невралгии тройничного нерва, в связи с артериальной гипертензией назначена пролонгированная лекарственная форма верапамила в дозе 240 мг в сутки. Несмотря на прием верапамила у пациентки сохранялось повышенное АД.

Вопросы:

1.Какая наиболее вероятная причина неэффективности верапамила у данной пациентки?

2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?

3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?

4.Какие еще антигипертензивные лекарственные средства могут взаимодействовать с карбамазепином по подобному механизму. 5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациентки.
Задача 10.

Пациент 52 лет, страдающий артериальной гипертензией и депрессией, в течение 2-х недель принимал метопролол 25 мг 2 раза в сутки (утром и вечером) совместно с флуоксетином 20 мг 1 раз в сутки (утром). Обратился с жалобами на периодически возникающие эпизоды резкой слабости, сопровождающиеся гипотонией и брадикардией. На ЭКГ зарегистрирована брадикардия, A-V-блокада II степени.

Вопросы:

1.Какая наиболее вероятная причина развития гипотонии, брадикардии и A-V- блокада II степени у данного пациента.

2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия.

3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?

4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с метопрололом по подобному механизму?

5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациента.
Задача 11.

Пациенту 63 лет в связи с обострением хронического обструктивного бронхита назначена пролонгированная форма теофиллина 300 мг в сутки, ципрофлоксацин 250 мг 2 раза в сутки, амброксол 30 мг 3 раза в сутки. Через 3 дня после начала терапии у пациента возникает тошнота, рвота, головная боль, сердцебиение, на ЭКГ- синусовая тахикардия, уровень теофиллина в плазме крови- 30 мг/л.


Вопросы:

1.Какая наиболее вероятная причина развития интоксикации теофиллином?

2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?

3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?

4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с теофиллином по подобному механизму. 5 .Предложите дальнейшую тактику ведения пациента
Задача 12.

Пациент 60 лет, страдающий гиперлипидемией, принимает в течение 1 месяца правастатин 20 мг 1 раз в сутки (на ночь). В связи с неэффективностью добавлен гемфиброзил 600 мг 2 раза в сутки. Через 7 дней после начала терапии гемфиброзилом обратился с жалобами на боли в мышцах, мышечную слабость, в биохимическом анализе крови - повышение уровне КФК до 1200 ME, МВ-КФК в пределах нормы (5 ME).

Вопросы:

1.Какая наиболее вероятная причина развития рабдомиолиза?

2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?

3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?

4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с правастатином по подобному механизму?

5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациента.
Задача 13

Чему равен общий клиренс ( Cl ) локрена (бетаксолола), если известно, что его кажущийся объем распределения ( Vd ) равен 6 л/кг, а период полувыведения ( t 1/2 ) составляет 2 часа? Сколько приходится на печеночный клиренс ( Clh ), если почечный клиренс ( Clr ) локрена равен 75%?

Вопросы:

Какие дженерики бетаксолола зарегистрированы в России? Опишите механизм действия бетаксолола.
Задача 14

Чему равен клиренс ( Cl ) норваска (амлодипина), если его кажущийся объем распределения ( Vd ) 21 л/кг, а период полувыведения ( t 1/2 ) равен 35 часам? Известно, что почечный клиренс ( Clr ) составляет 70%, а при хронической почечной недостаточности период полувыведения ( t 1/2 ) норваска (амлодипина) увеличивается до 65 часов.

Вопросы:

Следует ли корригировать дозовый режим норваска (амлодипина) при почечной недостаточности?
Задача 15

Известно, что кажущийся объем распределения ( Vd ) налгезина (напроксена) равен 10% от массы тела. Определите клиренс ( Cl ) налгезина (напроксена), если человек массой 70 кг принял внутрь 275 мг налгезина (напроксена), а через час концентрация напроксена в плазме составила 23 мкг/мл.

Вопросы:



Когда можно ожидать проявление максимального клинического эффекта, если период полувыведения ( t 1/2 ) налгезина (напроксена) 15 часов?
Задача 16

Три лекарственных препарата А,В и С приняты внутрь в одной и той же дозе. Их концентрации в крови в зависимости от времени представлены на рисунке.


Вопросы:

Являются ли эти препараты биоэквивалентными?

Практические задания для проверки практических навыков

  • Анализ данных клинического обследования и дополнительных методов исследования при проведении обоснования диагноза конкретного больного

  • Проведение дифференциального диагноза у конкретного больного.

  • Назначение лечения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, оценка взаимодействия ЛС, эффективности проводимой терапии, побочных эффектов ЛС.



Тема № 2: Клиническая фармакодинамика.

Формы текущего контроля успеваемости - тестирование, устный опрос, решение проблемно-ситуационных задач, представление реферата и презентации, проверка практических навыков.

Оценочные материалы текущего контроля успеваемости

Вопросы для устного опроса:

1. Понятие о фармакодинамике. Понятия ФД, рецепторы, мессенджеры, механизм действия, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агонисты и антагонисты. Терапевтический индекс, клинический эффект. Связь механизма действия и фармакологического эффекта.

2. Определение основных понятий: фармакологический, клинический эффекты, побочное действие лекарственных средств.

3. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении.

4. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (разовая, суточная, курсовая дозы; кратность применения). Значение острого лекарственного теста.

5. Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Значение мониторинга на действие ЛС. Особенности ФД ЛС при различных условиях.

6. Взаимосвязь между ФД и ФК.

7. Особенности фармакодинамики ЛС в различные возрастные периоды (плод, период новорожденности, дети, пожилые люди), у беременных и лактирующих женщин.

8. История фармакогенетики. Основные методологические подходы фармакогенетики. Научно-практические задачи фармакогенетики. Медико-генетические, биохимические, фармакологические методы, используемые в фармакогенетике. Фармакогенетика и фармакогеномика. Фармакогенетические исследования: фенотипирование и генотипирование.

9. Значение для развития науки. Наследственная зависимость фармакокинетических и фармакодинамических процессов. Методология экспериментальных фармакогенетических исследований. Проблемы фармакогенетических тестов на пути к клинической практике.

10. Хронофармакология. Термины. Хронофармакологический подход к назначению лекарственных средств
Тестовые задания

  1. Фармакодинамика включает в себя изучение следующего:

  1. эффекты лекарственных средств и механизмы их действия

  2. абсорбцию и распределение лекарств

  3. метаболизм лекарств

  4. выведение лекарств

  5. всё перечисленное


  1. Что включает в себя понятие фармакодинамика?

  1. Механизмы действия лекарственных веществ

  2. Превращение лекарственных средств в организме

  3. Распределение лекарственных средств в организме

  4. Выведение лекарственных средств из организма

  1. Что включает в себя понятие фармакодинамика?

  1. Сведения о способах введения лекарственных средств

  2. Сведения о метаболизме лекарственных средств в организме

  3. Условия хранения лекарственных средств

  4. Биологические эффекты лекарственных средств

  1. Что включает в себя понятие фармакодинамика?

  1. Сведения об основных механизмах всасывания

  2. Сведения о побочных эффектах

  3. Сведения о биологических барьерах

  4. Сведения о путях выведения лекарства из организма

  1. Резорбтивное действие препарата проявляется:

  1. После его всасывания и поступления в общий кровоток

  2. На месте его приложения

  3. Всегда как побочное действие

  4. Никогда

  1. Действие вещества, развивающееся после его поступления в системный кровоток, называется:

  1. Рефлекторным

  2. Побочным

  3. Местным

  4. Резорбтивным

  1. Какие вещества оказывают местное действие в терапевтических дозах?

  1. Мочегонные средства

  2. Гипертензивные средства

  3. Обволакивающие средства

  4. Антиаритмические средства

  1. Если лекарственное вещество введено внутривенно, какое из перечисленных видов действия не может быть:

  1. Местное

  2. Косвенное

  3. Прямое

  4. Рефлекторное

  1. Рефлекторное действие лекарственного вещества проявляется путем

  1. Изменения ионного состава плазмы крови

  2. Воздействия на экстеро- и интерорецепторы

  3. Связывания с белками плазмы крови

  4. Биотрансформации гидрофильных веществ

  1. Выберите вариант ответа, который наиболее соответствует термину «рецептор»

  1. Ионные каналы биологических мембран, проницаемость которых изменяет лекарственное вещество

  2. Ферменты окислительно-восстановительных реакций, активированные лекарственным веществом

  3. Активные группировки макромолекул субстратов, с которыми взаимодействует лекарственное вещество

  4. Транспортные системы, активированные лекарственным веществом