Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине клиническая фармакология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы:
1.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?
2.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
3.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с астемизолом, терфенадином и цизапридом по подобному механизму?
Задача 9.
Пациентке 45 лет, принимающей карбамазепин по поводу невралгии тройничного нерва, в связи с артериальной гипертензией назначена пролонгированная лекарственная форма верапамила в дозе 240 мг в сутки. Несмотря на прием верапамила у пациентки сохранялось повышенное АД.
Вопросы:
1.Какая наиболее вероятная причина неэффективности верапамила у данной пациентки?
2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?
3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
4.Какие еще антигипертензивные лекарственные средства могут взаимодействовать с карбамазепином по подобному механизму. 5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациентки.
Задача 10.
Пациент 52 лет, страдающий артериальной гипертензией и депрессией, в течение 2-х недель принимал метопролол 25 мг 2 раза в сутки (утром и вечером) совместно с флуоксетином 20 мг 1 раз в сутки (утром). Обратился с жалобами на периодически возникающие эпизоды резкой слабости, сопровождающиеся гипотонией и брадикардией. На ЭКГ зарегистрирована брадикардия, A-V-блокада II степени.
Вопросы:
1.Какая наиболее вероятная причина развития гипотонии, брадикардии и A-V- блокада II степени у данного пациента.
2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия.
3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с метопрололом по подобному механизму?
5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациента.
Задача 11.
Пациенту 63 лет в связи с обострением хронического обструктивного бронхита назначена пролонгированная форма теофиллина 300 мг в сутки, ципрофлоксацин 250 мг 2 раза в сутки, амброксол 30 мг 3 раза в сутки. Через 3 дня после начала терапии у пациента возникает тошнота, рвота, головная боль, сердцебиение, на ЭКГ- синусовая тахикардия, уровень теофиллина в плазме крови- 30 мг/л.
Вопросы:
1.Какая наиболее вероятная причина развития интоксикации теофиллином?
2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?
3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с теофиллином по подобному механизму. 5 .Предложите дальнейшую тактику ведения пациента
Задача 12.
Пациент 60 лет, страдающий гиперлипидемией, принимает в течение 1 месяца правастатин 20 мг 1 раз в сутки (на ночь). В связи с неэффективностью добавлен гемфиброзил 600 мг 2 раза в сутки. Через 7 дней после начала терапии гемфиброзилом обратился с жалобами на боли в мышцах, мышечную слабость, в биохимическом анализе крови - повышение уровне КФК до 1200 ME, МВ-КФК в пределах нормы (5 ME).
Вопросы:
1.Какая наиболее вероятная причина развития рабдомиолиза?
2.Каков тип, уровень и механизм возможного межлекарственного взаимодействия?
3.Как можно было бы избежать данного межлекарственного взаимодействия?
4.Какие еще лекарственные средства могут взаимодействовать с правастатином по подобному механизму?
5.Предложите дальнейшую тактику ведения пациента.
Задача 13
Чему равен общий клиренс ( Cl ) локрена (бетаксолола), если известно, что его кажущийся объем распределения ( Vd ) равен 6 л/кг, а период полувыведения ( t 1/2 ) составляет 2 часа? Сколько приходится на печеночный клиренс ( Clh ), если почечный клиренс ( Clr ) локрена равен 75%?
Вопросы:
Какие дженерики бетаксолола зарегистрированы в России? Опишите механизм действия бетаксолола.
Задача 14
Чему равен клиренс ( Cl ) норваска (амлодипина), если его кажущийся объем распределения ( Vd ) 21 л/кг, а период полувыведения ( t 1/2 ) равен 35 часам? Известно, что почечный клиренс ( Clr ) составляет 70%, а при хронической почечной недостаточности период полувыведения ( t 1/2 ) норваска (амлодипина) увеличивается до 65 часов.
Вопросы:
Следует ли корригировать дозовый режим норваска (амлодипина) при почечной недостаточности?
Задача 15
Известно, что кажущийся объем распределения ( Vd ) налгезина (напроксена) равен 10% от массы тела. Определите клиренс ( Cl ) налгезина (напроксена), если человек массой 70 кг принял внутрь 275 мг налгезина (напроксена), а через час концентрация напроксена в плазме составила 23 мкг/мл.
Вопросы:
Когда можно ожидать проявление максимального клинического эффекта, если период полувыведения ( t 1/2 ) налгезина (напроксена) 15 часов?
Задача 16
Три лекарственных препарата А,В и С приняты внутрь в одной и той же дозе. Их концентрации в крови в зависимости от времени представлены на рисунке.
Вопросы:
Являются ли эти препараты биоэквивалентными?
Практические задания для проверки практических навыков
-
Анализ данных клинического обследования и дополнительных методов исследования при проведении обоснования диагноза конкретного больного -
Проведение дифференциального диагноза у конкретного больного. -
Назначение лечения с учетом фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, оценка взаимодействия ЛС, эффективности проводимой терапии, побочных эффектов ЛС.
Тема № 2: Клиническая фармакодинамика.
Формы текущего контроля успеваемости - тестирование, устный опрос, решение проблемно-ситуационных задач, представление реферата и презентации, проверка практических навыков.
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Вопросы для устного опроса:
1. Понятие о фармакодинамике. Понятия ФД, рецепторы, мессенджеры, механизм действия, селективность, стереоизомеры, полные и частичные агонисты и антагонисты. Терапевтический индекс, клинический эффект. Связь механизма действия и фармакологического эффекта.
2. Определение основных понятий: фармакологический, клинический эффекты, побочное действие лекарственных средств.
3. Современные методы оценки действия ЛС, требования к ним. Действие ЛС при однократном и курсовом применении.
4. Значение фармакологических проб в выборе ЛС и определение рационального режима их дозирования (разовая, суточная, курсовая дозы; кратность применения). Значение острого лекарственного теста.
5. Понятие о терапевтической широте, минимальной и максимальной дозах. Значение мониторинга на действие ЛС. Особенности ФД ЛС при различных условиях.
6. Взаимосвязь между ФД и ФК.
7. Особенности фармакодинамики ЛС в различные возрастные периоды (плод, период новорожденности, дети, пожилые люди), у беременных и лактирующих женщин.
8. История фармакогенетики. Основные методологические подходы фармакогенетики. Научно-практические задачи фармакогенетики. Медико-генетические, биохимические, фармакологические методы, используемые в фармакогенетике. Фармакогенетика и фармакогеномика. Фармакогенетические исследования: фенотипирование и генотипирование.
9. Значение для развития науки. Наследственная зависимость фармакокинетических и фармакодинамических процессов. Методология экспериментальных фармакогенетических исследований. Проблемы фармакогенетических тестов на пути к клинической практике.
10. Хронофармакология. Термины. Хронофармакологический подход к назначению лекарственных средств
Тестовые задания
-
Фармакодинамика включает в себя изучение следующего:
-
эффекты лекарственных средств и механизмы их действия -
абсорбцию и распределение лекарств -
метаболизм лекарств -
выведение лекарств -
всё перечисленное
-
Что включает в себя понятие фармакодинамика?
-
Механизмы действия лекарственных веществ -
Превращение лекарственных средств в организме -
Распределение лекарственных средств в организме -
Выведение лекарственных средств из организма
-
Что включает в себя понятие фармакодинамика?
-
Сведения о способах введения лекарственных средств -
Сведения о метаболизме лекарственных средств в организме -
Условия хранения лекарственных средств -
Биологические эффекты лекарственных средств
-
Что включает в себя понятие фармакодинамика?
-
Сведения об основных механизмах всасывания -
Сведения о побочных эффектах -
Сведения о биологических барьерах -
Сведения о путях выведения лекарства из организма
-
Резорбтивное действие препарата проявляется:
-
После его всасывания и поступления в общий кровоток -
На месте его приложения -
Всегда как побочное действие -
Никогда
-
Действие вещества, развивающееся после его поступления в системный кровоток, называется:
-
Рефлекторным -
Побочным -
Местным -
Резорбтивным
-
Какие вещества оказывают местное действие в терапевтических дозах?
-
Мочегонные средства -
Гипертензивные средства -
Обволакивающие средства -
Антиаритмические средства
-
Если лекарственное вещество введено внутривенно, какое из перечисленных видов действия не может быть:
-
Местное -
Косвенное -
Прямое -
Рефлекторное
-
Рефлекторное действие лекарственного вещества проявляется путем
-
Изменения ионного состава плазмы крови -
Воздействия на экстеро- и интерорецепторы -
Связывания с белками плазмы крови -
Биотрансформации гидрофильных веществ
-
Выберите вариант ответа, который наиболее соответствует термину «рецептор»
-
Ионные каналы биологических мембран, проницаемость которых изменяет лекарственное вещество -
Ферменты окислительно-восстановительных реакций, активированные лекарственным веществом -
Активные группировки макромолекул субстратов, с которыми взаимодействует лекарственное вещество -
Транспортные системы, активированные лекарственным веществом