ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
не превышает 49 % уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.
Организационная форма, в которой авиапредприятие осуществляет свою деятельность, также определяется национальным законодательством. В подавляющем большинстве авиапредприятие учреждается и действует в форме корпорации или компании, акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, государственных авиапредприятий.
Созданные в соответствии с национальным законодательством авиапредприятия руководствуются в своей деятельности многосторонними и двусторонними соглашениями по вопросам воздушных сообщений, участниками которых являются соответствующие государства, законами и другими нормативными актами своей страны, а также коммерческими соглашениями, заключаемыми ими с другими авиапредприятиями, туристическими фирмами, бюро путешествий, различными агентами по обслуживанию и т. п.
Коммерческая деятельность в области ГА российских авиационных предприятий и российских индивидуальных предпринимателей, иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и международными договорами РФ.
Всоответствии со ст. 9 ВК РФ российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели, а также иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели при осуществлении в пределах территории РФ воздушных перевозок и (или) вы полнении авиационных работ должны получить соответствующие лицензии.
Вотношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым РФ, а также международным договорам РФ.
Авиапредприятия занимаются только осуществлением авиаперевозок и других авиационных работ, а ведомства гражданской авиации в качестве органа государственного управления обеспечивают государственное регулирование всех основных аспектов деятельности гражданской авиации, издают соответствующие правила, инструкции и циркуляры, контролируют их соблюдение.
Ведомства гражданской авиации ведут государственный реестр ВС, следят за их соответствием установленным стандартам, проверяют состояние и профессиональную подготовку летного состава, выдают соответствующие удостоверения и свидетельства. Они же осуществляют мероприятия по обеспечению БП, включая организацию руководства воздушным движением на территории своего государства и содержание соответствующих средств радиосветотехнического обеспечения полетов.
Вплане международной деятельности ведомства гражданской авиации выдают разрешения на выполнение всех видов полетов иностранным авиапредприятиям независимо от того, имеется или нет соглашение о воздушном сообщении с соответствующей страной, но с учетом такого соглашения, если оно есть. Соответствующие разрешения выдаются и своим национальным авиапредприятиям. Одной из существенных функций ведомств гражданской авиации является утверждение ими тарифов и контроль за их соблюдением. Согласно ст. 64 ВК РФ, правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Большое значение для определения прав и обязанностей иностранных авиапредприятий на территории РФ имеют соглашения по вопросам воздушных сообщений – как многосторонние, так и двусторонние.
Всоглашении о международном воздушном сообщении обычно содержатся положения об обязательном соблюдении авиапредприятиями, назначенными другой стороной, законов и прав каждой договаривающейся стороны, относящихся к влету и вылету с ее территории ВС или к эксплуатации или навигации вышеуказанных судов во время их пребывания в пределах ее территории.
Всоответствии с п. 5 ст. 63 ВК РФ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:
–принимать на территории РФ на борт ВС пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию РФ с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ, разовыми разрешениями специально уполномоченного органа в области ГА;
–принимать на территории РФ на борт ВС пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории РФ без разрешений специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством РФ.
При несоблюдении авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований, указанных в п. 1 ст. 65 ВК РФ, а также при нарушении требований соответствующей лицензии и (или) осуществлении деятельности без соответствующей лицензии в случае, если ее
получение является обязательным, к ним могут быть применены следующие меры воздействия:
–предупреждение;
–лишение соответствующих разрешения, сертификата, лицензии либо приостановление или ограничение действия этих документов;
–наложение штрафа в порядке, установленном законодательством РФ.
Тема 5. Правовые основы государственного регулирования использования воздушного пространства
Система организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей во всем воздушном пространстве РФ и зонах ее международной ответственности направлена на обеспечение эффективного использования воздушного пространства Российской Федерации всеми его пользователя в интересах развития экономики и обеспечения национальной безопасности страны.
План:
1.Режим воздушного пространства Российской Федерации.
2.Использование воздушного пространства.
3.Организация использования воздушного пространства.
4.Контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
1. Режим воздушного пространства Российской Федерации
Воздушное пространство – в неюридическом смысле слова пространство, занимаемое атмосферным воздухом; в юридическом (нормативном) значении пространство, входящее в состав государственной территории и международной территории общего пользования.
В международном праве по своему правовому статусу воздушное пространство разделяется на суверенное воздушное пространство (государственное или национальное) и открытое воздушное пространство, к которому относится воздушное пространство над открытым морем и сухопутными территориями, суверенитет над которыми не определен (Антарктида).
Воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией РФ, в том числе над его территориальными водами, как закреплено в ст. 1 ВК РФ, является частью территории РФ и находится под ее полным и исключительным суверенитетом. Принцип суверенитета над воздушным пространством составляет исходное начало для определения его режима.
Однако, определяя по своему усмотрению правовой режим своего воздушного пространства, государство не вправе устанавливать такие национальные нормы, которые направлены на нарушение суверенитета и суверенных прав др. государств. Суверенитет над воздушным пространством признается международным договорным правом (ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.) и закрепляется в национальных законах.
Режим воздушного пространства как общий термин широко применяется в нормативных актах при характеристике установленного порядка использования воздушного пространства для полетов ВС и других видов деятельности. Он определяется системой правил, которые регулируют организацию полетов ВС, включая получение соответствующих разрешений на производство полетов, координацию полетов и других видов деятельности в воздушном пространстве, введение запретов и ограничений.
Основные положения, характеризующие режим воздушного пространства РФ, содержатся в ВК РФ, Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ (утв. Постановлением Правительства от 11.03.2010 № 138), Постановлении Правительства РФ от 18.06.1998 № 605 «О государственном регулировании и организации воздушного пространства РФ».
Правила, относящиеся к определению режима воздушного пространства, имеют конечной целью обеспечение оптимальной организации полетов и других видов деятельности и защиту интересов государства и его граждан.
2. Использование воздушного пространства
Использование воздушного пространства Российской Федерации в рамках правового регулирования предполагает такой вид деятельности, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов, ракет и других материальных объектов. Использование воздушного пространства, связанного со строительством высотных сооружений, а также деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и аналогичные действия также являются предметом регулирования воздушного законодательства.
Пользователями воздушного пространства признаются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства производится с разрешения соответствующего центра ЕС ОрВД Российской Федерации на основании заявок (расписаний, графиков), подаваемых пользователями воздушного пространства.
Разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов российским и иностранным пользователям воздушного пространства выдается на основании:
– международных договоров Российской Федерации;
–разрешений, выдаваемых Правительством РФ на выполнение разовых полетов воздушных судов иностранных государств, с которыми Российская Федерация не имеет дипломатических отношений, а также на выполнение разовых международных полетов экспериментальных воздушных судов, изготовленных для государственной авиации;
–разрешений, выдаваемых Министерством иностранных дел РФ на выполнение разовых полетов воздушных судов иностранных государств, связанных с перевозками глав государств и правительств, министров иностранных дел и министров обороны;
–разрешений, выдаваемых Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ на выполне-
ние разовых международных полетов государственных воздушных судов;
–разрешений, выдаваемых ФАВТ на выполнение разовых полетов гражданских воздушных судов.
Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Использование воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД допускается в случае:
–отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;
–оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, выполнении поисково-спасательных работ;
–запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей;
–предотвращения и прекращения нарушений;
–полетов в специальных районах.
Лица, принявшие решение об использовании воздушного пространства без разрешения центров ЕС ОрВД, обязаны немедленно уведомить об этом соответствующие центры ЕС ОрВД и органы Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны и принять все возможные меры для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в своих зонах и районах ЕС ОрВД.
Запрос и выдача разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации производятся в соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений использования воздушного пространства Российской Федерации.
Кроме того, пользователи воздушного пространства обязаны организовать связь с соответствующими органами ОВД (управления полетами), а в случае использования воздушного пространства для полетов воздушных судов – и с органами Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны.
Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
3.Организация использования воздушного пространства
Всоответствии с ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использова-
ния воздушного пространства включает в себя: