Файл: Зачет АНТРОПОЛОГИЯ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1 Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук, ее научное и практическое значение.

Вопрос 2. Зарождение антропологических знаний: представление о происхождении человека в древнем мире, средневековье и в эпоху Возрождения.

Вопрос 3. Формирование эволюционных идей в антропологии. Идея антропогенеза до ч. Дарвина.

Вопрос 4. Дарвин об эволюции животного мира. Человеческая родословная по Дарвину.

Вопрос 5. Место человека в системе животного мира.

Вопрос 6. Данные зоологии, генетики и других наук о животном происхождении человека.

Вопрос 7. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.

Вопрос 8. Система отряда приматов.

Вопрос 9. Человекообразные обезьяны и их происхождение. Современные антропоиды.

Вопрос 10. Факторы и критерии гоминизации.

Вопрос 11. Симиальная теория антропогенеза.

Вопрос 12.Человек как примат.

Вопрос 13. Основные этапы эволюции приматов. Прародина человечества.

Вопрос 14. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид.

Вопрос 15.Эволюция гоминоидов (ранние этапы).

Вопрос 16. Поздние этапы эволюции гоминоидов.

Вопрос 17. Первые представители рода «человек» в Восточной Африке.

Вопрос 18.Биологические предпосылки очеловечивания

Вопрос 19. Поздние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки.

Вопрос 20. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Периодизация кайнозойской

Вопрос 21. Древние люди – неандертальцы.

Вопрос 22. Ископаемые люди современного физического типа – кроманьонцы.

Вопрос 23. Ранние этапы социогенеза.

Вопрос 24. Понятие о расах и видовое единство человечества. Нация и раса.

Вопрос 25. Классификация человеческих рас.

Вопрос 26. Основные факторы расообразования.

Вопрос 28. Изменчивость расовых признаков в пространстве и времени.

Вопрос 29. Проблема адаптивности расовых признаков.

Вопрос 30. Кривая роста человека.

Вопрос 32. Пубертатный скачок роста.

Вопрос 33. Факторы регулирующие рост человека.

Вопрос 34. Генетический контроль роста.

Вопрос 35. Биогеографические (природные) факторы

Вопрос 36. Социально-экономические факторы.

Вопрос 37. Взаимодействие наследственности и среды в регуляции скорости роста.

Вопрос 38. Эпохальные колебания темпов развития человека.

Вопрос 39. Зависимость эмоционального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 40. Зависимость интеллектуального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 41.Типы телосложения Мезоморфный тип телосложения, характеристика, прогноз развития

Эктоморфный тип телосложения, особенности развития

Медицинская классификация типов телосложения.

Вопрос 42. Физическое созревание и эмоциональное развитие человека.

Вопрос 43. Темп роста и интеллект человека.

Вопрос 44. Морфологические аспекты конституции тела человека.

Вопрос 45. Функциональные аспекты конституции.

Вопрос 46. Понятие о биохимической индивидуальности. Морфофункциональные взаимоотношения.

Вопрос 47.

Вопрос 48. Медицинские аспекты конституции

Вопрос 49. Понятие о физическом развитии

Вопрос 50. Экологические аспекты конституции./

К эндогенным факторам относятся:

1) генетические факторы (национальность, наличие наследственного, генетического заболевания, пол человека). Указанные факторы влияют на процессы роста и развития либо прямо, посредством формирования определённых уровней и соотношений гормонов, регулирующих эти процессы, либо опосредованно через изменение метаболизма организма;

2) травма (то есть повреждение) пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие. Травма может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции.

К экзогенным факторам относятся:

1) природные факторы:

a) климат;

b) рельеф, геологическое строение района проживания, характер почвы;

c) водные ресурсы (атмосферная влага, обеспеченность населения водой, её качество);

d) характер и состояние растительности, животного мира, устойчивость экологических систем, частота чрезвычайных ситуаций природного характера

2) хозяйственная деятельность человека как таковая и через её влияние на окружающую среду (экологическая обстановка в районе проживания, современная экономическая ситуация);

3) социальные факторы:

a) уровень культуры (в том числе гигиенической), национальные тради ции, отношение к здоровью;

b) факторы питания (традиционный выбор продуктов, способы приготовления пищи, режим питания);

c) уровень образования, социальное положение, профессия интересы родителей, система ценностей в семье, её состав, уровень материальной обеспеченности, условия быта;

d) доступность медицинской помощи, её уровень, эпидемическая обстановка в коллективе или в районе проживания;

e) положение ребёнка или подростка в семье, детском коллективе.


Вопрос 34. Генетический контроль роста.

Рост относится к генетическим признакам, которые передаются по наследству. Именно поэтому у высоких родителей обычно бывают рослые дети, и наоборот. Рост – полигенный признак, за его проявление в фенотипе отвечают несколько генов. Свой контроль за ростом гены осуществляют через соответствующие гормоны. Важнейшим гормоном является гормон роста или соматотропин, вырабатываемый гипофизом.

Соматотропин стимулирует образование новых хрящевых клеток, а частично и их окостенение, способствует синтезу белка в клеточных структурах и образованию новых капилляров. Большое количество этого гормона вырабатывается ночью. Собственный соматотропин у ребенка вырабатывается с 3- 4 лет.

На рост организма также влияют гормоны щитовидной железы и половые гормоны.

Вопрос 35. Биогеографические (природные) факторы

Биогеографические (природные) факторы. Эта группа факторов включает такие характеристики, как химический состав воды и почв, температура, влажность, количество кислорода во вдыхаемом воздухе, инсоляция и т. Д Связь между климатическими факторами и морфологическими особенностями населения различных географических зон изучалась многими исследователями. В ряде работ показана справедливость экологических «правил» Бергмана и Аллена для населения Земли: люди, живущие в жарком тропическом климате, в среднем характеризуются меньшим весом, большей длиной конечностей по сравнению с обитателями более холодных широт. Т.И. Алексеева (1986) приходит к выводу о том, что особенности телосложения и пропорций тела, типичные для коренного населения тропиков, умеренной зоны и Арктики, проявляются уже на ранних стадиях роста и развития. Одним из наиболее четких примеров влияния климатогеографических условий на процессы роста и развития является высокогорная гипоксия. Адаптация к ней осуществляется в основном за счет морфофункциональных перестроек самого организма и не может быть компенсирована социальными факторами.

Также на рост влияет не только климат, но и сезонные вариации биологических процессов: сюда входят циклы солнечной активности, естественное освещение и количество часов солнечного света.

Вопрос 36. Социально-экономические факторы.

Существует серьезная антропологическая традиция изучения влияния социальных факторов на различные биологические параметры, в первую очередь связанные с процессами роста и развития, так как они служат своеобразным индикатором, «зеркалом», происходящим в обществе процессов.


Урбанизация и рост. Исследования последних лет неопровержимо свидетельствуют о существовании связи между социально-экономическими факторами и соматическим развитием подрастающего поколения. Это подтверждают также морфологические различия между детьми, живущими в городах и сельских местностях. Урбанизация — один из наиболее мощных процессов, испытываемых современным человечеством. Городское население формируется под воздействием разнообразных генетических и средовых факторов, причем эти последние носят в основном антропогенный характер. Комплекс условий, свойственных современному городу, образует экосистему, специфические особенности которой характеризуются влиянием различных воздействий, как положительных (социально-гигиенические условия, медицинская помощь и т. д.), так и отрицательных (загрязнение среды, психоэмоциональные стрессы и т. д.).


Вопрос 37. Взаимодействие наследственности и среды в регуляции скорости роста.

Загрязнение среды. Процесс урбанизации неразрывно связан с другой характерной тенденцией нашего времени — загрязнением окружающей среды в результате роста промышленной и хозяйственной деятельности человека. Установлены следующие основные источники поступления вредных химических веществ: теплоэлектроцентрали и другие крупные энергетические установки, выбрасывающие в атмосферу окись углерода, двуокись серы, окислы азота, тяжелые смолистые продукты и др.; предприятия химической, металлургической, нефтедобывающей и других отраслей промышленности; автомобильный, воздушный, морской и другие виды транспорта, загрязняющие окружающую среду токсичными продуктами горения, в том числе тетраэтилсвинцом;

химизация сельского хозяйства (пестициды, гербициды, химические удобрения и др.) (см. обзор Година, Миклашевская, 1989).

Вопрос 38. Эпохальные колебания темпов развития человека.

Концепция биологического возраста отражает внутригрупповую (в меньшей степени межгрупповую), т.е. «горизонтальную» дифференциацию темпов развития. Однако изменения темпов могут наблюдаться и в «вертикальном» аспекте при сравнении между собой различных поколений. В последнее столетие во многих странах отмечается ускорение соматического, полового и психического развития, обозначаемое термином «акселерация»=«акцелерация» (от лат. acceleratio – ускорение).

Из числа тех немногих признаков, по которым можно судить о сдвигах в темпах физиологического созревания, наблюдается ускорение развития по показателям силы мышц, состояния сердечно-сосудистой системы, двигательной активности, формированию речевых функций, по-видимому, интеллектуальному развитию (но социальное развитие в целом, по мнению ряда исследователей, такого ускорения не обнаруживает). Тенденция к «омоложению» возраста формирования зрительных, слуховых и эмоциональных реакций прослеживается уже у детей первых месяцев жизни.

По-видимому, акселерация может проявляться не в одинаковой степени в зависимости от пола и конституционального типа. В некоторых наблюдениях отмечена большая ее выраженность у мужчин. Эта тенденция согласуется с гипотезой о мужской части популяции как ее «эволюционном авангарде».

Могут иметь значение и микроэволюционные процессы, протекающие в современных популяциях – изменение частот генов, явление, сходное с гетерозисом, при продолжающемся смешении населения планеты. Все эти факторы могут действовать как на индивидуальном, так и на популяционном уровнях.


Акселерация – гетерогенный по этиологии и не вполне однозначный по своим проявлениям процесс, имеющий как положительные, так и некоторые отрицательные стороны, в числе которых и сложности становления личности из-за несоответствия темпов биологического и общественного развития. 

Вопрос 39. Зависимость эмоционального развития человека от темпов физического развития.

С рождения у ребенка появляются индивидуальные потребности, которые в грудном возрасте выражаются в том, что младенцы по-разному едят и спят. В своих практических и эмоциональных запросах грудной ребенок всецело зависит от родителей. Постепенно, по мере того как дети становятся более самостоятельными и у них появляются друзья, эта зависимость уменьшается.

Среда, в которой растет и воспитывается ребенок, играет существенную роль в его развитии. Ребенок обычно относительно легко приспосабливается к изменению потребностей и запросов (например, в школе), если дома его окружают любовь и спокойствие.

То, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, стал прозорливее, приобрел опыт, приумножил знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.