Файл: Секция социальные инициативы Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Автономное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Ижевский промышленно-экономический колледж»

(АПОУ «ИПЭК»)

Студенческие чтения

«Образование. Технологии. Инновации»

Секция: социальные инициативы

Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа

Исследовательская работа

ВЫПОЛНИЛИ

Студенты группы Ю-18-1

__________ Грушина Е.А.

__________Мухаметдинова М.Р.

РУКОВОДИТЕЛЬ

Руководитель-педагог дополнительного образования

___________ Мельников В. С.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….. 3

1. Место и сроки реализации проекта…………………………………………………….….... 4

2. Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов………….... 5

3. Национальные костюмы северных и южных удмуртов……………………….……..….... 8

Заключение…………………………………………………………………………………….. 12

Литература……………………………………………………………………………………... 14

Приложения…………………………………………………………………………….…...…. 15

Введение

Главным источником обогащения культуры является народное творчество, показывающее быт, занятия и духовный мир людей.

Как и все народы, удмурты имеют свои песни, поговорки, сказки, предания, пословицы и танцы. Хотя ранние сведения о танцевальном творчестве удмуртского народа восходят к первой половике XVIII века, тем не менее, этот вид искусства очень мало изучен. Огромный интерес к народному танцевальному творчеству, балетных театров, профессиональных и самодеятельных коллективов требует полного и последовательного его изучения.

Предметом изучения работы является сравнение различий народного танцевального творчества и костюма северных и южных удмуртов.

Актуальность темы опреде­ляется недостаточной изученностью хореографии удмуртского народа.

Цель: Собрать материал и систематизировать данные о различии художественного творчества Удмуртской республики по локальным признакам (Южные и Северные удмурты)

Задачи:

  1. Сравнить танцевальные действия в обрядах южных и северных удмуртов.

  2. Рассмотреть национальные костюмы южных, и северных удмуртов.


Целевой аудиторией являются студенты Ижевского промышленно-экономического колледжа.

Данная работа была написана на основе теоретических исследований этнографов и путешественников, а также материалов прошедших ранее экспедиции краеведческого отряда ИПЭК в южные районы Удмуртии (Алнашский, Камбарский и Малопургинский районы).

Мы предлагаем в мае, июне 2021 года провести экспедицию краеведческого отряда в северные районы Удмуртии.

Результатом экспедиции будет являться постановка удмуртского танца в ансамбле «Уральские зори» и подготовка программы к республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам».

  1. Место и сроки реализации проекта.

Сроки реализации (май, июнь 2021 года)

Место реализации: Россия, северные районы Удмуртской Республики

Целевая аудитория студенты АПОУ УР «ИПЭК» с 1 по 4 курс всех специальностей

Для успешного продолжения деятельности краеведческого отряда, необходимы денежные средства:

-Транспортные расходы – 20 000;

-Питание участников – 3 000;


  1. Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов

Танцевальная культура удмуртов формировалась вокруг календарных циклов, обрядовых действ и семейных торжеств. Удмуртов считали самым танцующим народом в Поволжье, так как их свадебный обряд насыщен парными любовными танцами, искромётными сольными плясками мужчин.

Набор календарных обрядовых мелодий свой для каждой местности. Например, напев обряда проводов льда — йöкелянкрезь — характерен только для северных удмуртов. Обряды сохранились до наших дней, хотя на смену многим пришли зимние и летние циклы русских хороводов и сохранившиеся у южных удмуртов бытовые песенные акашкагур (в честь первого весеннего праздника, в день ухода на поле) и вöсьгур, вöсьнергегур (мелодия гостевания в честь календарного праздника). В некоторых центральных и северных районах распространены ритуальные гостевые и танцевальные песни, объединённые обрядом пöртмаськон, который устраивается по окончании полевых работ. Лучше всего сохранились музыкальные жанры семейно-бытовых обрядов: свадебные сюанкрезь или гур (напев семьи жениха), бöрысь или ярашонгур (напев семьи невесты), ныл бöрдытонкрезь (мелодия проводов невесты); похоронно-поминальные шайвыл или кöткуректонкрезь (грустная мелодия, напев, который исполняется на кладбище), поминальный напев 

йыр-пыдсётонгур (напев обряда жертвоприношения перед умершими предками); рекрут гур (напев обряда проводов в солдаты).

В северной Удмуртии распространены песни напевными словами без содержания — междометиями э, ялэ, я, яй, дон или отдельными словосочетаниями типа ох, шуисько но, иеглом-а (ой, говорю, да, всегда); э, гинэ меда но (только так). В центральных районах заметна тенденция к выделению отдельных словосочетаний или предложений для комментирования событий. Драматические ситуации в жизни отдельного коллектива (отъезд девушки из родного дома, смерть близкого человека, проводы в солдаты) сформировали особый жанр песен-причитаний — келянгур. Наблюдаются различные уровни создания таких текстов — от напевов междометиями и слогами до сюжетных и осмысленных. Они легко выделяются из обряда и воспринимаются в новом качестве — лирических песен кузьгур, огшорыкырзан. На лирическую традицию в удмуртской песне своё влияние оказали русский фольклор и профессиональная поэзия.

Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь— мелодия, песня без слов — и мадь — песня со словами, чаще сюжетная. Обрядовое пение служит своеобразным знаком, символом ритуального празднества; оно сохранилось у южных удмуртов и называется гур(напев, мелодия, мотив), который относится к понятию «плакать, рыдать, звать, заклинать». Многие части тематического цикла переходят из одного обряда в другой, соответственно изменяя только музыкальное оформление.

Для рассмотрения данной темы мы возьмём элементы свадебного обряда северных и южных удмуртов как наиболее насыщенные танцевальными действиями.

Браки у удмуртов в основном заключались по сватовству. Свадьба сопровождалась многочисленными народными обычаями, которые растягивались на год, а то и более. Сватать, например, приезжали неоднократно, потому что не принято было давать согласие с первого раза. Случалось, что жених впервые видел свою будущую жену лишь на свадьбе.

Невеста рассматривалась, в первую очередь, как рабочая сила в семье мужа, соответствовали этому и подарки родителей при ее отъезде в дом мужа: прялка, коса, грабли. Эти орудия труда украшались разноцветными лентами, родственники и подруги вколачивали в них серебряные и медные монеты, высказывая при этом пожелания благополучия, богатства и счастья.

В новой семье молодую не называли церковным именем, полученным при крещении, а давали ей имя ее рода с прибавлением имени старшего мужчины в данной семье: Иван Апья, Петыр Бодья, Митрей Докья, Педор Чепья.


Свадебные обряды удмуртского народа в дореволюционный период достаточно изучены такими историками и этнографами; Георги И. в кни­ге «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», Гавриловым Б. «Произведения народной словесности. Обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», Кошурниковой В. в книге "Быт вотяков Сарапульского уезда", Верещагиным Г. в книгах «Вотя­ки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда», священни­ком Багиным С. в книге «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанской губернии».

К сожалению, народным танцам в этих работах отводится незначи­тельное место. Хотя в результате изучения этих источников видно, что танцевальные действия являются составной частью свадебного обряда.

К предсвадебному периоду относится сватовство и увоз невесты поезжанами в дом жениха. По всем указанным выше источникам труд­но утверждать о наличии танцев в эпизоде сватовства, так как авторы не описывают танцевальные действия этого периода. Несмотря на это, можно предположить взаимосвязь танца с данным эпизодом свадьбы, поскольку в указанной выше работе Гаврилова Б. имеются упоминания, сви­детельствующие об исполнении песен и танцев в данном периоде обряда.

В свадебном обряде удмуртов присутствует танцевальная игра-маскировка – пляска с ряженьем подставной невесты, которая бросала на шею другого участника действия покрывало настоящей невесты и заставляла плясать зигзагами со звоном колокольчиков, с притопыванием, кружением как в древних танцевально пантомимических действиях, которые строились на хореографическом подражании птицам и животным. Круговая хороводная пляска («Кругениэктон») и ее плясовые круги, выполняемые до трех раз, несли в себе магическую функцию оберега

Следующий цикл танцев связан с увозом невесты поезжанами в дом жениха. Имеется несколько фрагментарных данных о хореографии этого периода. Не имеет смысла описывать весь обряд, так как танцевальные дей­ствия начинались только после выхода невесты к гостям. Последняя, ода­ривала всех поезжан полотенцами. В свою очередь поезжане образуют в середине дома хороводный круг и в сопровождении свадебного напева ("Сюанкрезь") совершают три круга направо. Гаврилов сообщает о неиз­вестности функционального смысла этих хороводных обходов. Данный об­ряд упоминается так же Верещагиным (1) и Кошурниковой (2). Они утвер­ждают о совершении этих обходов с магической целью, приводя текст ре­лигиозной песни, являвшейся аккомпанементом данного хороводного дей­ствия.


Из текста песен видно веру удмуртского народа в могущество бога, который может одарить хорошей и плохой жизнью.

При появлении женщины, называемой «эктисьвилькен» (пляшущая молодушка), одетой в платье невесты и закрытой покрывалом «боркэнчи», начинался танец, сопровождаемый речитативом в форме диалога между «эктисьвидькен» и присутствующими гостями.

Происходившее танцевальное действие было сольным и носило импровизационный характер.

Существовали и праздничные танцы — все собирались в большой хоровод и неспешно выполняли простейшие движения под музыку. (Приложение 1, фото 1)

В дальнейшем хороводы переходили в парные танцы (Приложение 1, фото 2) а также вдвоем и вчетвером (Приложение 1, фото 3) которые также были частью ритуала.

Сама структура свадебного обряда северных и южных удмуртов имеет незначительные различия. Различия в песенных и танцевальных особенностях действий.

С течением времени многие танцы стали средством развлечения, выражения разнообразных эмоциональных состояний и чувств человека. Танец начал функционировать вне обряда и исполнялся на любом семейном торжестве, празднике или гулянии во время общего веселья.

На танцевальную культуру удмуртов и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития. На северных - оказали сильное влияние русские, на южных – татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками.

Танцы южных удмуртов темпераментные, динамичные и заводные. В них присутствует влияние граничащих с ними марийцев и тюркских народов. В материалах экспедиций краеведческого отряда в южные регионы республики имеются доказательства этого. В танцах южных удмуртов много, схожих с марийскими, дробных движений, а также движений похожих на движения татарских и башкирских танцев

Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре. Ярким представителем танца северных удмуртов является «Балезинский тыпыртон». (Приложение 1, фото 4)

  1. Национальные костюмы южных и северных удмуртов

Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры. Он передает определенную информацию из далекого прошлого в будущее.