Файл: Секция социальные инициативы Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Автономное профессиональное образовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Ижевский промышленно-экономический колледж»
(АПОУ «ИПЭК»)
Студенческие чтения
«Образование. Технологии. Инновации»
Секция: социальные инициативы
Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа
Исследовательская работа
ВЫПОЛНИЛИ
Студенты группы Ю-18-1
__________ Грушина Е.А.
__________Мухаметдинова М.Р.
РУКОВОДИТЕЛЬ
Руководитель-педагог дополнительного образования
___________ Мельников В. С.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………..….. 3
1. Место и сроки реализации проекта…………………………………………………….….... 4
2. Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов………….... 5
3. Национальные костюмы северных и южных удмуртов……………………….……..….... 8
Заключение…………………………………………………………………………………….. 12
Литература……………………………………………………………………………………... 14
Приложения…………………………………………………………………………….…...…. 15
Введение
Главным источником обогащения культуры является народное творчество, показывающее быт, занятия и духовный мир людей.
Как и все народы, удмурты имеют свои песни, поговорки, сказки, предания, пословицы и танцы. Хотя ранние сведения о танцевальном творчестве удмуртского народа восходят к первой половике XVIII века, тем не менее, этот вид искусства очень мало изучен. Огромный интерес к народному танцевальному творчеству, балетных театров, профессиональных и самодеятельных коллективов требует полного и последовательного его изучения.
Предметом изучения работы является сравнение различий народного танцевального творчества и костюма северных и южных удмуртов.
Актуальность темы определяется недостаточной изученностью хореографии удмуртского народа.
Цель: Собрать материал и систематизировать данные о различии художественного творчества Удмуртской республики по локальным признакам (Южные и Северные удмурты)
Задачи:
-
Сравнить танцевальные действия в обрядах южных и северных удмуртов. -
Рассмотреть национальные костюмы южных, и северных удмуртов.
Целевой аудиторией являются студенты Ижевского промышленно-экономического колледжа.
Данная работа была написана на основе теоретических исследований этнографов и путешественников, а также материалов прошедших ранее экспедиции краеведческого отряда ИПЭК в южные районы Удмуртии (Алнашский, Камбарский и Малопургинский районы).
Мы предлагаем в мае, июне 2021 года провести экспедицию краеведческого отряда в северные районы Удмуртии.
Результатом экспедиции будет являться постановка удмуртского танца в ансамбле «Уральские зори» и подготовка программы к республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам».
-
Место и сроки реализации проекта.
Сроки реализации (май, июнь 2021 года)
Место реализации: Россия, северные районы Удмуртской Республики
Целевая аудитория студенты АПОУ УР «ИПЭК» с 1 по 4 курс всех специальностей
Для успешного продолжения деятельности краеведческого отряда, необходимы денежные средства:
-Транспортные расходы – 20 000;
-Питание участников – 3 000;
-
Сравнение танцевальных действий в обрядах северных и южных удмуртов
Танцевальная культура удмуртов формировалась вокруг календарных циклов, обрядовых действ и семейных торжеств. Удмуртов считали самым танцующим народом в Поволжье, так как их свадебный обряд насыщен парными любовными танцами, искромётными сольными плясками мужчин.
Набор календарных обрядовых мелодий свой для каждой местности. Например, напев обряда проводов льда — йöкелянкрезь — характерен только для северных удмуртов. Обряды сохранились до наших дней, хотя на смену многим пришли зимние и летние циклы русских хороводов и сохранившиеся у южных удмуртов бытовые песенные акашкагур (в честь первого весеннего праздника, в день ухода на поле) и вöсьгур, вöсьнергегур (мелодия гостевания в честь календарного праздника). В некоторых центральных и северных районах распространены ритуальные гостевые и танцевальные песни, объединённые обрядом пöртмаськон, который устраивается по окончании полевых работ. Лучше всего сохранились музыкальные жанры семейно-бытовых обрядов: свадебные сюанкрезь или гур (напев семьи жениха), бöрысь или ярашонгур (напев семьи невесты), ныл бöрдытонкрезь (мелодия проводов невесты); похоронно-поминальные шайвыл или кöткуректонкрезь (грустная мелодия, напев, который исполняется на кладбище), поминальный напев
йыр-пыдсётонгур (напев обряда жертвоприношения перед умершими предками); рекрут гур (напев обряда проводов в солдаты).
В северной Удмуртии распространены песни напевными словами без содержания — междометиями э, ялэ, я, яй, дон или отдельными словосочетаниями типа ох, шуисько но, иеглом-а (ой, говорю, да, всегда); э, гинэ меда но (только так). В центральных районах заметна тенденция к выделению отдельных словосочетаний или предложений для комментирования событий. Драматические ситуации в жизни отдельного коллектива (отъезд девушки из родного дома, смерть близкого человека, проводы в солдаты) сформировали особый жанр песен-причитаний — келянгур. Наблюдаются различные уровни создания таких текстов — от напевов междометиями и слогами до сюжетных и осмысленных. Они легко выделяются из обряда и воспринимаются в новом качестве — лирических песен кузьгур, огшорыкырзан. На лирическую традицию в удмуртской песне своё влияние оказали русский фольклор и профессиональная поэзия.
Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь— мелодия, песня без слов — и мадь — песня со словами, чаще сюжетная. Обрядовое пение служит своеобразным знаком, символом ритуального празднества; оно сохранилось у южных удмуртов и называется гур(напев, мелодия, мотив), который относится к понятию «плакать, рыдать, звать, заклинать». Многие части тематического цикла переходят из одного обряда в другой, соответственно изменяя только музыкальное оформление.
Для рассмотрения данной темы мы возьмём элементы свадебного обряда северных и южных удмуртов как наиболее насыщенные танцевальными действиями.
Браки у удмуртов в основном заключались по сватовству. Свадьба сопровождалась многочисленными народными обычаями, которые растягивались на год, а то и более. Сватать, например, приезжали неоднократно, потому что не принято было давать согласие с первого раза. Случалось, что жених впервые видел свою будущую жену лишь на свадьбе.
Невеста рассматривалась, в первую очередь, как рабочая сила в семье мужа, соответствовали этому и подарки родителей при ее отъезде в дом мужа: прялка, коса, грабли. Эти орудия труда украшались разноцветными лентами, родственники и подруги вколачивали в них серебряные и медные монеты, высказывая при этом пожелания благополучия, богатства и счастья.
В новой семье молодую не называли церковным именем, полученным при крещении, а давали ей имя ее рода с прибавлением имени старшего мужчины в данной семье: Иван Апья, Петыр Бодья, Митрей Докья, Педор Чепья.
Свадебные обряды удмуртского народа в дореволюционный период достаточно изучены такими историками и этнографами; Георги И. в книге «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», Гавриловым Б. «Произведения народной словесности. Обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», Кошурниковой В. в книге "Быт вотяков Сарапульского уезда", Верещагиным Г. в книгах «Вотяки Сосновского края» и «Вотяки Сарапульского уезда», священником Багиным С. в книге «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанской губернии».
К сожалению, народным танцам в этих работах отводится незначительное место. Хотя в результате изучения этих источников видно, что танцевальные действия являются составной частью свадебного обряда.
К предсвадебному периоду относится сватовство и увоз невесты поезжанами в дом жениха. По всем указанным выше источникам трудно утверждать о наличии танцев в эпизоде сватовства, так как авторы не описывают танцевальные действия этого периода. Несмотря на это, можно предположить взаимосвязь танца с данным эпизодом свадьбы, поскольку в указанной выше работе Гаврилова Б. имеются упоминания, свидетельствующие об исполнении песен и танцев в данном периоде обряда.
В свадебном обряде удмуртов присутствует танцевальная игра-маскировка – пляска с ряженьем подставной невесты, которая бросала на шею другого участника действия покрывало настоящей невесты и заставляла плясать зигзагами со звоном колокольчиков, с притопыванием, кружением как в древних танцевально пантомимических действиях, которые строились на хореографическом подражании птицам и животным. Круговая хороводная пляска («Кругениэктон») и ее плясовые круги, выполняемые до трех раз, несли в себе магическую функцию оберега
Следующий цикл танцев связан с увозом невесты поезжанами в дом жениха. Имеется несколько фрагментарных данных о хореографии этого периода. Не имеет смысла описывать весь обряд, так как танцевальные действия начинались только после выхода невесты к гостям. Последняя, одаривала всех поезжан полотенцами. В свою очередь поезжане образуют в середине дома хороводный круг и в сопровождении свадебного напева ("Сюанкрезь") совершают три круга направо. Гаврилов сообщает о неизвестности функционального смысла этих хороводных обходов. Данный обряд упоминается так же Верещагиным (1) и Кошурниковой (2). Они утверждают о совершении этих обходов с магической целью, приводя текст религиозной песни, являвшейся аккомпанементом данного хороводного действия.
Из текста песен видно веру удмуртского народа в могущество бога, который может одарить хорошей и плохой жизнью.
При появлении женщины, называемой «эктисьвилькен» (пляшущая молодушка), одетой в платье невесты и закрытой покрывалом «боркэнчи», начинался танец, сопровождаемый речитативом в форме диалога между «эктисьвидькен» и присутствующими гостями.
Происходившее танцевальное действие было сольным и носило импровизационный характер.
Существовали и праздничные танцы — все собирались в большой хоровод и неспешно выполняли простейшие движения под музыку. (Приложение 1, фото 1)
В дальнейшем хороводы переходили в парные танцы (Приложение 1, фото 2) а также вдвоем и вчетвером (Приложение 1, фото 3) которые также были частью ритуала.
Сама структура свадебного обряда северных и южных удмуртов имеет незначительные различия. Различия в песенных и танцевальных особенностях действий.
С течением времени многие танцы стали средством развлечения, выражения разнообразных эмоциональных состояний и чувств человека. Танец начал функционировать вне обряда и исполнялся на любом семейном торжестве, празднике или гулянии во время общего веселья.
На танцевальную культуру удмуртов и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития. На северных - оказали сильное влияние русские, на южных – татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками.
Танцы южных удмуртов темпераментные, динамичные и заводные. В них присутствует влияние граничащих с ними марийцев и тюркских народов. В материалах экспедиций краеведческого отряда в южные регионы республики имеются доказательства этого. В танцах южных удмуртов много, схожих с марийскими, дробных движений, а также движений похожих на движения татарских и башкирских танцев
Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре. Ярким представителем танца северных удмуртов является «Балезинский тыпыртон». (Приложение 1, фото 4)
-
Национальные костюмы южных и северных удмуртов
Народный костюм является одним из наиболее массовых и близких человеку элементов этнической культуры. Он передает определенную информацию из далекого прошлого в будущее.