Файл: Секция социальные инициативы Сравнительный анализ особенностей художественного творчества удмуртского народа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Костюм многое рассказывает о быте народа, об эпохе, в которую был создан. Наряду с языком, мифами, традициями, обрядами он образует единую знаковую систему

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.

Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани.

Важное место в материальной и духовной сферах народной культуры отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы, а также, чтобы обезопасить себя от воздействия сверхъестественных сил и энергии злых людей. Можно предположить, что особенности удмуртского костюма зависят от многих факторов: и местных условий, и диалекта, и верований. Удмуртская одежда отличается локальным разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов декора. Художественное вышивание и ткачество считались обязательными, общепринятыми и традиционными занятиями. Вышивку и тканьё должна была уметь создавать и иметь любая уважающая себя женщина. Удмурты бережно относились к одежде, особенно к той, которую надевали по праздникам. Тканые и вышитые рубашки («дэремы») и верхние рубашки («шортдэремы») укладывались в сундуки, чтобы не мялись, их обычно зажимали лубяными или деревянными пластинами. Под особым семейно-родственным надзором находилась обрядовая одежда («нергедись»). Её надевали только в момент совершения обрядовой церемонии. Обычай требовал, чтобы каждый человек определенного возраста носил одежду соответствующего цвета и покроя. Молодые женщины, например, и на работу должны были ходить нарядными. У неё была и будничная, и праздничная, и обрядовая одежда. К обрядовым относится свадебная («сюандись») и погребальная («кулэммуртдись»).

Национальный удмуртский костюм состоит из платья
, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голове – платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий.

В северных районах женский костюм начала XX в. состоял из белой холщовой рубахи (дэрем) с прямыми рукавами и вырезом на груди, закрываемым съемным вышитым нагрудником (кабачи). Поверх рубахи — холщовый белый халат с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетеной опояской и передником. Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. (Приложение 2, фото 5)

Южные Удмурты в начале двадцатого века носили белую одежду в исключительных случаях, при ритуальных действиях, для всех остальных случаев шили дэремы из пестряди, расширяющиеся к низу и оканчивающиеся оборкой. Грудь рубахи украшали аппликацией из цветных ситцев. На рубаху надевали камзол или безрукавку. Передник южные Удмурты шили с высокой грудкой. Верхняя одежда — полушерстяные и шерстяные кафтаны и шубы. Обувь — узорные чулки, вязаные или сшитые холщовые носки, лапти с узорными шерстяными оборами, или валенки. (Приложение 2,фото 6)

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. 

Девушки носили шапочку – такъю и различные головные повязки; замужние женщины – сложный головной убор, состоящий из нескольких отдельных элементов: налобной повязки – йыркерттэт, полотенца – чалмы, высокой шапки из бересты – айшона со спадающим на спину покрывалом – сюлыкош. Пожилая женщина вместо чалмы и айшона носила пелькышет – холщовую шапочку с двумя длинными концами, которую покрывала платком. Свадебные покрывала были из крашеного в синий цвет холста, с квадратиками и треугольниками по всему полотнищу и кистями по краям. В более поздние времена в качестве таких покрывал использовались и покупные платки.



Зато удмуртские лапти имеют особые черты. Они остроносы и имели как прямое, так и косое плетение. Оборы к лаптям делались из пестрых шерстяных и других ниток.

Одежду удмурты шили из домашних материалов: холста, сукна, овчины. В традиционной одежде выделяют северные и южные варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов, отличающихся деталями покроя, орнаментацией, украшениями.

Женский костюм северной удмуртки состоял из белой холщовой туникообразной рубахи («дэрем») с прямыми рукавами с ластовицами, с треугольным или овальным вырезом на груди, закрываемым съёмным вышитым нагрудником («кабачи»). Поверх рубахи надевали холщовый белый халат («шортдэрем») с короткими рукавами. Подпоясывались тканой или плетёной опояской и передником («азькышет») без груди.

Южные удмурты шили платье («дэрем») из пестряди, расширяющейся к низу и оканчивающейся оборкой. Рукава и кисти сужались. Грудь рубахи украшали аппликацией из кумача и цветных ситцев. На рубаху надевали сшитый в талию камзол или безрукавку («саестэм»). Передник южные удмурты шили с высокой грудкой. Теплой верхней одеждой повсеместно были шерстяные и полушерстяные кафтаны («зыбын», «дукес», «сукман») и шубы («пась»). Обувь – узорные чулки, вязаные («пыдвыл») или сшитые холщовые носки («чуглэс»), лапти («кут») с узорными шерстяными оборами, башмаки («ката»), валенки («гынсапег»).Праздничные кафтаны и шубы шили отрезными по талии и со сборками, будничные – неотрезными и без сборок, но приталенными.

В наборе удмуртских головных уборов – налобная повязка («йыркерттэт»), головное полотенце с затканными концами, спускаемыми на спину («чалма», «весяккышет»), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная монетами, бисером, раковинами («айшон»). На него накидывали вышитое покрывало («сюлык»). Девичьи головные уборы – платок («кышет»), налобная повязка («уко туг»), небольшая холщовая шапочка, украшенная вышивкой, бисером, металлическими бляшками или мелкими монетами (Приложение 2, фото 1)

У северных удмуртов девичьи шапочки были круглые и овальные для разных возрастов. Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет, бисера («чыртывесь», «чыртыкыш», «уксетирлык»); чересплечные перевязи («камали», «бутьмар»); серьги («пельугы»); цепочки («жильы»); кольца, перстни («зундэс»); браслеты («поскес»); бусы, ожерелья («весь»). Белая холщовая одежда украшалась вышивкой по подолу, на груди и рукавах. Девушки вплетали косники («йырсипунэт») с монетами и бусами. В украшениях северных удмуртов преобладали вышивка, бисер и бусы, у южных – монеты.


Мужская одежда была менее разнообразной: белая, позднее пестрядинная рубаха-косоворотка без завязок и пуговиц, позднее с завязками, заменёнными затем крючками и пуговицами; штаны из пестряди, чаще синие в белую полоску. Подпоясывались ремнями или шерстяными ткаными поясами («кускерттон», «путо»). Мужские головные уборы – валяные шляпы, шапки из овчины. Обувь – холщовые или шерстяные онучи («бинялтон», «ыштыр»), лапти («кут»), сапоги («суронсапег»), валенки («гынсапег»). Верхняя теплая одежда не отличалась от женской. (Приложение 2, фото 2)

Мужской костюм, который во многом был сходен с русским. Он состоял из рубашки в полоску, воротник у которой был вышит узорами, как на женском костюме. Штаны были холщовые. На ногах мужчины носили лапти с цветными завязками, а кто побогаче, у того обувь была кожаная с украшениями. Мужчины носили обрядовый, красиво вытканный пояс – оберег. Ремень у талии со многими приспособлениями для топора, ножа, а также сплетённые специфично лапти придавали мужскому костюму национальный колорит

В качестве верхней одежды носили зыбын и камзол, сшитые в талию, из цветной шерстяной ткани, зимой – суконный кафтан («дукес») и шубу («пась»). Головные уборы сохраняют возрастные отличия.

Мужской костюм в настоящее время утратил своеобразие и заменился костюмом промышленного производства. Женщины южных районов шьют удмуртские платья («дэрем») из современных фабричных тканей на кокетке, с широкими оборками, с воротником и манжетами, которые носят с однотонными вышитыми передниками. Сохранившуюся домотканую одежду и традиционные украшения надевают редко. Большинство носит одежду городского типа.

(Приложение 2, фото 3 и фото 4)

Заключение

Таков один из финно-угорских этносов северо-западного Приуралья. Издревле живя в географическом, этнокультурном цивилизационном пограничье, на стыке Европы и Азии, Великого леса и Великой степи, в ареале активного взаимодействия славянско-христианского и тюркско-мусульманского миров, удмуртам удалось своё имя, язык, свою древнюю самобытную культуру. За многие века они создали и развили богатый, неповторимый самодостаточный комплекс этнокультуры, выработали свою систему мироощущения и миропонятия.

1. На танцевальную культуру удмуртов и вотяков повлияли разные этноисторические условия развития: на северных оказали сильное влияние русские, на южных – татары, у которых встречаются танцы с саблями и нагайками.


Танцы южных удмуртов темпераментные, динамичные и заводные. В них присутствует влияние граничащих с ними марийцев и тюркских народов. В материалах экспедиций краеведческого отряда в южные регионы республики имеются доказательства этого. В танцах южных удмуртов много, схожих с марийскими, дробных движений, а также движений похожих на движения татарских и башкирских танцев.

Танцы северных удмуртов чаще всего строятся на простом бытовом шаге, спокойном беге, притопах. Ограниченность лексики компенсируется рисунком танцев, замысловатыми переходами, своеобразными вращениями, положениями в паре. Ярким представителем характера танца северных удмуртов является «Балезинский тыпыртон».

2. Проанализировав национальные костюмы северных и южных удмуртов, мы пришли к выводу, что цветовая гамма южных и северных удмуртов различна.

В северных районах Удмуртии использовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере.

Данная работа была написана на основе теоретических исследований этнографов и путешественников, а также материалов прошедших ранее экспедиции краеведческого отряда ИПЭК в южные районы Удмуртии (Алнашский, Камбарский и Малопургинский районы).

Результатом экспедиции будет являться постановка удмуртского танца в ансамбле «Уральские зори» и подготовка программы к республиканскому конкурсу «Возвращение к истокам».

Для успешного продолжения деятельности краеведческого отряда и реализации запланированных программ необходимы денежные средства:

Транспортные расходы – 20 000,

питание участников – 3 000,

Теоретической и практической значимостью настоящего проекта будет являться изучение культуры и быта удмуртского народа и увеличение кругозора знаний об Удмуртии студентов ИПЭК.

Литература

1.Георги И. «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», ч.1 CПб... 1799

2.Гавридов Б. «Произведения народной словесности. Обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губернии», Казань, 1880.

3.Кошурникова В. «Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии»

(Этнограф.очерк (И.О.А.И.Э.), т.2, 1879

4.Верещагин Г. «Вотяки Сосновского края» Зап. Русского географическо­го общества, т.14, вып.3, СПб… 1886

5.Верещагин Г. «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии», 3ап. Рус­ского географ.общества, т.14, вып.3, СПб... 1889

6. Багин С. «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанской губернии»