Файл: Классификации нарушений речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Классификации нарушений речи»

Общее понятие о речевых нарушениях, сведения об их распространенности у детей различного возраста. Понятие о недоразвитии речи и нарушении речи

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.

Потенциальные проблемы с речью в разном возрасте можно определить по следующим симптомам:

- до первого месяца: крик малыша слабый и монотонный, иногда свое недовольство дискомфортом он вообще не выражает криком, просто кряхтит;

- до четырех месяцев: кроха не реагирует улыбкой на разговор с ним;

- до шести месяцев: ребёнку не удается произнести простейшие звуки или слоги;

- до восьми месяцев: малыш не пытается привлечь внимание взрослых при помощи определенных звуков;

- до десятого месяца: нет произношения даже простых слов из повторения одинаковых слогов типа «ма-ма» или «па-па»;

- до одного года: нет осмысленного произношения никаких слов и реакции на озвученные просьбы родителей (например, «Дай руку!»).

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Отличие речевого нарушения от возрастной специфики речевой деятельности ребенка. Физиологические несовершенства и патологические расстройства речи у детей
.

Без помощи взрослых дети могут начать говорить с большим опозданием и нарушениями. Стимулировать развитие речи у детей рекомендуется в игровой форме, поскольку она в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Для каждой возрастной категории существуют определенные игры, они направлены на формирование и совершенствование следующих функций и умений: Речевого и фонематического слуха Силы голоса и темпа речи Артикуляции Физиологического и речевого дыхания Слоговой структуры слова Правильного произношения Словарного запаса и грамматического строя речи Связной речи Очень полезны стихи, песенки, потешки, скороговорки, загадки, которые дети сначала слушают, а потом разучивают; игры с движениями и пальчиковые игры.

Чтобы не упустить время, желательно практически с самого рождения малыша заниматься целенаправленным формированием его речи: для полноценного и своевременного развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми — сначала с членами семьи, позже с другими детьми. В дошкольном возрасте детям нужно иметь дело с реальными объемными предметами, которые можно подержать в руках, рассмотреть со всех сторон, произвести с ними какие-то действия. Ручное манипулирование предметами, развитие мелкой моторики оказывает самое благоприятное влияние на развитие речи и мышления. После 3-х лет нужно аккуратно направлять речевое развитие ребенка. Словарь у нормально развивающегося ребенка будет накапливаться сам собой вместе с расширением жизненного опыта. Уточнение грамматической структуры будет происходить по мере усложнения фразовой речи. Задача взрослых — вовремя и тактично исправлять возможные ошибки.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

- согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь» (стол), «зюби» (зубы), «скамееська» (скамеечка), значительно реже, новсе – таки наблюдаются обратные явления – замена мягких фонем твердыми: «тота» (тетя), «мыська» (мышка), «луба» (люба);

- большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч,щ. и заменяет их обычно свистящими з, с : « лосадка» (лошадка), «сапка» (шапка), «зук» (жук), « нозик» (ножик), «девоська» (девочка).

- Дети совсем не произносят звук р: «ука» (рука), «ыба» (рыба.) или заменяют его другими звуками – л, в, й. «колова» (корова), «лот» (рот), «леза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак).

- Звук л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), «столь» (стол). Нередко л заменяется на й: «туй» (стул), «йампа» (лампа).



- Звуки г, к, х или отсутствуют или: «дуси» (гуси), «тоска» (кошка), «тлеб» (хлеб). заменяются т и д

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух – трех рядом стоящих согласных звуков. Неударные звуки нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп» (хлеб), «ципенок» (цыпленок), «мицинел» (милиционер), «мачик» (мальчик), «песин» (апельсин), «клювка» (клюква). Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4–5 годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением

Нарушения устной речи подразделяют на дефекты: внешнего высказывания (или произносительной стороны речи); внутреннего оформления высказывания.

Нарушения внешнего высказывания:

- Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажения, смешениях тех или иных звуков.

- Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из-за органического поражения центральной нервной системы. Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

- Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата.

- Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание обычно возникает в критические периоды развития ребенка.

- Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением.

- Тахилалия – нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой.

Нарушения внутреннего оформления высказывания:

- Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из-за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

- Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться средствами языка. При этой форме речевой патологии ребенок может утратить речь из-за перенесенных черепно-мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. Таким образом, происходит утрата уже сформированной речи.


- Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуски букв.

- Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. Нарушен процесс чтения. Ребенок не может правильно распознать буквы, в результате чего, неверно их воспроизводит. Из-за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного.

Недостатки речи функционального и органического, центрального и периферического характера.

Причины возникновения речевых нарушений делятся на органические и функциональные.

Органические причины — это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.

Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе.

Органические и функциональные нарушения взаимодействуют: короткая уздечка языка ограничивает движения кончика языка, не произносится звук р; непроизношение р (т. е. неупражняемость языка — функция) задерживает нормальное развитие мускулатуры его кончика. При длительной немоте (отсутствии речевой функции) у глухих детей от бездействия преждевременно окостеневают хрящи гортани, а атрофированная гортань плохо издает голос и тем самым тормозит свое органическое развитие.

Клинические формы нарушения речи следующие.

1. Периферического характера:

а) механическая дислалия (нарушения звукопроизношения, связанные с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования – неправильные, неточные движения артикуляционого аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

б) ринолалия – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба и др. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, хронических процессах в носоглотке;


в) ринофония – нарушение тембра голоса при нормальной аркуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;

г) дисфония – расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической природы.

2. Центрального характера:

а) дизартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи;

б) алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи);

в) афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны;

г) дисграфия, или аграфия, – специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава и структуры предложения;

д) дислексия (алексия) – стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном височно-теменно-затылочной областей головного мозга.

Раскройте значение клинико-педагогической классификации (авторы, основной принцип группирования речевых нарушений, цель, назначения)

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

В пятом издании учебника «Логопедия» под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской (Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 704 с.) выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.