Файл: Классификации нарушений речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.

- Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т. д.

- Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.

- Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Раскройте содержание терминов: "алалия", "афазия". Какой структурный компонент речи здесь преимущественно нарушен?

1. Алалия – это патологическое состояние, характеризующееся недоразвитием или полным отсутствием речи. Как правило, проблема возникает на фоне поражения определенных участков коры головного мозга, которое случается во время внутриутробного развития или в первые годы жизни малыша.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

2. Афазия – речевая дисфункция, которая может включать нарушение понимания или выражения слов или невербальных эквивалентов слов. Она развивается в результате поражения речевых центров в коре головного мозга, а также базальных ядер или белого вещества, через которые проходят проводящие пути.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

При данной форме болезни человек теряет возможность сопоставлять предметы и слова, которые они обозначают, возникают трудности с удержанием информации: человек понимает речь на слух, но не может запомнить ее. В разговоре люди чаще всего употребляют только глаголы, говорят эмоционально.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Человек с подобным диагнозом не помнит и не запоминает названия предметов, у него возникают трудности с пониманием сложных конструкций речи, причинно-следственной связи, логики, времени и пространства в предложениях. Он буквально понимает крылатые фразы, пословицы, метафоры, не различает формы слов (например, не различает слова «ходить», «переходить», «уходить»). Часто пациенты могут воспринимать устную и письменную речь, но не могут ее воспроизвести.


СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

При сенсорной афазии пациент абсолютно или частично не воспринимает и не понимает речь других людей, не может читать вслух. Он может разговаривать, употребляя знакомые слова, но сложные и новые произнести не может. Для патологии характерны постоянные повторы слов или отдельных конструкций, быстрая «смазанная» речь. При этом пациенты не осознают, что их речь несвязанная и непонятна другим людям.

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

К моторной группе относят разные формы афазий, которых объединяет основная характеристика этого вида нарушений — отсутствие активной устной речи.

Эфферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может свободно перейти от одного звука к другому. Для этого вида патологии характерна неконтролируемая речь, которая может состоять исключительно из случайного набора звуков и слов. Речь становится скудной, пациенты могут не употреблять предлоги, использовать всегда один и тот же падеж. В тяжелых случаях теряется способность читать вслух.

Афферентная — нарушение артикуляции, при котором человек не может определить, что необходимо делать, чтобы произнести тот или иной звук. Пациенты путают близкие по произношению звуки («з» и «с», «б» и «п» и др.), во время речи могут переставлять местами или пропускать буквы, слоги или слова.

Динамическая — к симптомам относят «телеграфный» стиль речи, длинные паузы между словами, отсутствие предлогов, нарушение привычного ритма, смазанная артикуляция, непроизвольный переход на шепот. Обычно у больных снижена речевая активность, словно они не хотят вести диалог.

Какова основная цель использования психолого-педагогической классификации речевых нарушений? (авторы, основной принцип группирования речевых нарушений, цель, назначение)

Психолого-педагогическая классификация в отличие от клинической, прежде всего, направлена на выявление речевой симптоматики (симптомологичний уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологичний уровень анализа речевых нарушений позволяет охарактеризовать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить поврежденные компоненты речевой системы. Именно данные о состоянии сформированности структурных компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического) является основой для направления детей в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы.



Одним из первых предложил классификацию А. Куссмауль (1877 г.), который систематизировал имеющиеся нарушения речи. Эта классификация стала называться клинической. Возникла необходимость создать альтернативную классификацию. В настоящее время современная логопедия придерживается 2 классификаций: клинико-педагогической и психолого-педагогической, или педагогической (по Р. Е. Левиной). Эти классификации рассматривают проблемы нарушения речи с двух сторон, с разных точек зрения, но не противоречат друг другу, а напротив, дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения

- Фонетическое недоразвитие (ФНР)

- Фонематическое недоразвитие

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

- Нарушения в применении средств общения

- Заикание

- Логофобия (вербофобия)

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа — нарушение средств общения. В ней выделяют:

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)

- Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вторая группа — нарушения в применении средств общения. К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

Дайте определение понятиям "фонетико-фонематические нарушения речи», "общее недоразвитие речи". Как согласуются между собой клиническая и педагогическая характеристики речевых нарушений?

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР, ФФН) – это нарушение речи у детей, возникшее вследствие расстройства восприятия фонем (определенных сочетаний звуков). При этом слух и интеллект ребенка сохранены.

2. Общее недоразвитие речи (ОНР) — комплексное заболевание, при котором ребенок не может правильно говорить и выражать свою мысль. Дефекты речи носят патологический характер. Ребенок не только неправильно воспроизводит звуки, но и не понимает принцип построения фразы, отдельные слова. Общее недоразвитие речи обязательно должно лечиться, т.к. речевая дисфункция может привести к различным нарушениям письма и общего развития.


3. Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

4. Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы).

Составить таблицу "Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений"

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Вид речи: Устная и Письменная.

Нарушение устной речи:

- фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

- структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.


Нарушение средств общения:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, афазия


Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте

Ринолалия (носовая речь) - нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта периферического отдела речевого анализатора

Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) стороны речи при недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию

Дисфония – нарушение голоса (воспаление голосовых связок – ларингиты)

Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического повреждения мозга до 3-летнего возраста

Афазия – отсутствие или распад речи в результате органического повреждения головного мозга после 3-х лет

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, повтор и пропуск слогов при сохранных грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах речи. В чистом виде встречается редко – чаще в составе других речевых нарушений

Брадилалия – патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. Чаще встречается в составе других речевых нарушений

Нарушение применения средств общения:

Заикание

Нарушения письменной речи:

Дисграфия – расстройство письменной речи, проявляющееся в специфических часто повторяющихся ошибках

Дислексия – недостаточность чтения. Ошибки восприятия букв

Дизорфография – невозможность автоматического применения на практике правил языка