Файл: Классификации нарушений речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время в логопедии существует два вида классификации речевых нарушений, одна – клинико-педагогическая, другая – психолого-педагогическая.

1. Клинико-педагогическая (М.Е, Хватцев, С. В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Ф.А. Рау и др.).

2. Психолого-педагогическая (по Р. Е. Левиной).

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована на коррекцию дефектов речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению.

Нарушения речи:

Нарушения устной речи:

- 1) нар-я фонац. оформл-я высказыв-я (дисфония, брадил-я, тахил-я, заикание, дисл-я, ринол-я, дизартрия)

- 2) нар-я структ.-семантич. оформл-я высказыв-я (алалия, афазия)

Нар-я письменной речи: дислексия, дисграфия

Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применяемости её в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушением развития речи.

Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого необходимо было найти общее проявление дефекта при различных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему.

Эта классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности.

Нарушения речи:

- Нар-е средств общения (ФН, ФФН, ОНР)

- Нар-е в применении средств общения (заикание, мутизм)

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

- Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.

- Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.


- Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.

- Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

- Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.

- Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.

- Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

- Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

- Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.



Виды нарушений письменной речи

- Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.

- Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Раскройте содержание терминов: "физиологическая дислалия", "функциональная дислалия", "механическая дислалия", "ринолалия", "дизартрия".

1.Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5 лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.

2. Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы. Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье.

3. Механическая дислалия – это дефектное звукопроизношение, связанное с анатомическими аномалиями периферических органов речи. Проявляется искаженным произношением звуков (сигматизмом свистящих или шипящих, ротацизмом, ламбдацизмом, каппацизмом и др.), элизией звуков; иногда вторично страдают фонематические процессы, письменная речь.

4. Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата у детей. Патология характеризуется не только грубым искажением тембра голоса, но и стойкими расстройствам письма, фонематического восприятия, лексики и грамматики.


5. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной и периферической нервной системой.

Раскройте содержание терминов: "ринофония", "дисфония", "афония". Укажите сходство и различие этих расстройств голоса.

1.Ринофония ‒ это приобретение голосом назального оттенка вследствие измененного баланса резонирования. Тембр голоса становится гнусавым, речь – неинтонированной, плохо разборчивой, однако звукопроизношение не нарушается.

2.Дисфония - расстройство голосообразования, при котором нарушается качество голоса (высота, сила, тембр), вследствие чего он становится неполноценным - слабым, маломодулированным, охриплым и так далее. Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения. Полное отсутствие голоса, при котором может сохраняться только шепотная речь, называется афонией.

3.Афония – это дефект, при котором пациент может разговаривать только шепотом. Данная патология возникает из-за пареза мышц гортани, суживающих голосовую щель. В результате слабого их тонуса голосовые складки смыкаются не полностью, остается пространство, через него на выдохе проходит воздух.

К центральным органическим нарушениям голоса относятся афония и дисфония, возникающие при органическом поражении центральной нервной системы.

К периферическим органическим нарушениям голоса относятся нарушения, связанные с патологическими, воспалительными и неврогенными изменениями в гортани и надставной трубе.

Дисфония и афония подразумевают под собой расстройство голосового аппарата, но между ними есть некоторые отличия.

Дисфонию могут спровоцировать следующие заболевания:

- Заболевание гортани;

- Заболевание глотки;

- Заболевание языка и полости рта;

- Простудные заболевания;

- Расстройства психогенного типа.

В отличие от дисфонии, главнейшей причиной афонии можно считать то, что голосовые связки либо смыкаются не полностью, либо не смыкаются вообще.

При афонии полностью отсутствует звучный голос, притом, что шёпотная речь сохраняется.

Афонию могут вызвать:


- Острые инфекции гортани;

- Хронические инфекции гортани;

- Различные изменения голосовых связок.

Раскройте содержание терминов: "баттаризм", "тахилалия", "заикание", "итерации". Докажите, что эти речевые нарушения относятся к нарушениям темпа и ритма речи.

1.Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

2. Тахилалия у детей – форма нарушения устной речи, при котором темп речепроизводства аномально ускорен, что проявляется в быстрой, невнятной речи с проглатыванием окончаний, пропуском слогов, отдельных слов.

3. Заикание – это речевое нарушение, которое характеризуется множественными повторениями слов, слогов, их удлинением. Также происходят остановки во время речи, которые разрушают её ритмичное течение.

К нарушениям темпа речи относятся тахилалия и брадилалия. Эти дефекты могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени мало беспокоят. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Симптоматика тахилалии.

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи

Симптоматика баттаризма.

Основные речевые симптомы баттаризма:

- перестановка или выбрасывание из предложения слов;

- неправильное оформление мысли;

- перестановка в слове букв или слогов;

- несоответствие ритма речи и скорости мышления.

Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

- Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.