Файл: Ответы безопасность технолигических процессов и производств.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов технического регламента:
1. Общая характеристика производственного подразделения. Назначение технологического процесса.
3. Описание технологической схемы процесса и схемы автоматизации.
5. Контроль технологического процесса (контролируемые показатели, место отбора пробы и др.)
6. Основные правила пуска и остановки производственного подразделения при нормальных условиях.
7. Возможные неполадки технологического процесса, их причины и способы устранения.
8. Основные правила безопасного ведения технологического процесса.
9. Возможные аварийные ситуации и правила остановки производственного подразделения при этом.
10. Отходы производства, сточные воды и выбросы в атмосферу. Методы их утилизации.
11 Спецификация технологического оборудования, регулирующих и предохранительных клапанов.
Методика и объем системы наблюдений при мониторинге, включая измерения, должны обеспечивать достоверность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о текущем техническом состоянии объекта (объектов).
Используемые для наблюдений средства измерений и оборудование должны быть сертифицированы, поверены (калиброваны) и аттестованы уполномоченными органами.
Ответы Аттестация рабочих мест и Охрана труда
-
Основные понятия, задачи, сроки проведения специальной оценки условий труда. Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Если приводит к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья – опасный производственный фактор.
Нормативы условий труда - утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельные значения показателей факторов производственной среды и трудового процесса, воздействие которых на организм работника при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья работника, выявляемых с использованием современных методов диагностики;
2) класс условий труда - степень отклонения фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда, определяемая в ходе проведения специальной оценки условий труда;
3) критерии оценки условий труда - показатели, указывающие на степень отклонения значений факторов производственной среды и трудового процесса от нормативов условий труда;
4) специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно выполняемых процедур по идентификации вредностей (опасностей) и оценке уровня воздействия выявленных вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса на организм работника с учетом эффективности средств индивидуальной защиты;
5) трудовой процесс - воздействие работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемое затратами его физической и нервной энергии;
6) эксперт - физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям и имеющее сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, полученный в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
7) испытательная лаборатория (центр) - структурное подразделение организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляющее исследования и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Постоянным называется рабочее место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 часов непрерывно). задачи Специальной оценки условий труда:
• осуществлять грамотную проверку рабочих мест на условия труда для сотрудников предприятий
• четко регламентировать процедуру возмещения и компенсации рисков, ввиду вредности и опасности производственных условий;
• стимулировать дополнительные денежные вложения в совершенствование условий труда и повышение безопасности для того, чтобы в будущем снизить затраты на компенсацию опасных и вредных условий.
Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно
Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.
Оценка условий труда должна быть проведена:
1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ);
2) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – по 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ);
3) на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона. К таким рабочим местам относятся:
а) рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список N 1 и Список N 2 (с их учетом досрочно назначается трудовая пенсия по старости);
б) рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).
Отметим, что напрямую Законом N 426-ФЗ срок для проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки, так как за ее непроведение работодателю грозит административная ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих местах, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
1.3.2. Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда
Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
1) на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой).
Отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован. Однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки;
2) на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки;
3) на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
Продолжение перечня:
4) на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц);
5) на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
6) на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.
Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ.
2.Нормативная основа проведения специальной оценки условий труда
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены:
– Методика проведения специальной оценки условий труда;
– Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;
– форма отчета о проведении специальной оценки условий труда;
– инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.
До введения в действие указанного документа проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.04.2011 года № 342н.
В случае, если до дня вступления в силу ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда» в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Исключение составляют рабочие места, подлежащие проведению внеплановой специальной оценки условий труда. При этом используются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим порядком до дня вступления в силу ФЗ № 426. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном ФЗ № 426 до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.Порядок проведения специальной оценки условий труда. Состав аттестующей комиссии
Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:
-
подготовительный; -
идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; -
измерения уровней идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, классификация условий труда на рабочих местах и утверждение отчета о проведении спецоценки условий труда; -
заключительный.
Рассмотрим более подробно содержание работ на всех этапах специальной оценки условий труда.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе осуществляются следующие мероприятия:
-
Проводится разъяснительная работа в коллективе о целях и задачах проведения специальной оценки условий труда. -
Подбираются кандидаты для комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Оптимальное количество членов комиссии 5 - 7 человек, председатель комиссии, как правило, заместитель директора, ответственный за организацию работы по охране труда. Количество членов комиссии в соответствии с частью 1 ст. 9 ФЗ 426 должно быть нечетным. В состав комиссии в обязательном порядке включаются специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Представители спецорганизации и ее эксперты в комиссию не входят. Состав комиссии и порядок ее деятельности (обязанности членов комиссии, график работы и т.п.) утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. В соответствии с ФЗ 426 комиссии предоставлены очень широкие права, в том числе принятие и утверждение всех документов по специальной оценке условий труда. -
Комиссия начинает свою работу с составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, c указанием аналогичных рабочих мест. Требований к форме данного перечня нет. В перечне для каждого рабочего места желательно сразу указать:
-
индивидуальный номер рабочего места (не более 8 цифр), в котором предусмотреть отражение аналогичных рабочих мест буквой "А" (ст. 16 ФЗ 426); -
наименование рабочего места (должность, профессия) в соответствии со штатным расписанием, названия должностей, по возможности, приводится в соответствие с классификатором ОК 016‑94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367. Следует помнить, что если работнику предоставляются льготы и компенсации, то в соответствии с требованием ст. 57 Трудового кодекса РФ наименование его должности, профессии должны соответствовать вышеупомянутому классификатору; -
количество работников на рабочем месте, фамилию, имя, отчество, пол работников и их СНИЛС; -
рабочие зоны, в которых работник выполняет свои функции и время занятости в них; -
оборудование, инструменты и химические вещества, которые используются работником; -
предполагаемые вредные производственные факторы в рабочих зонах с учетом изложенных в Классификаторе условий и их источники; -
класс условий труда по результатам ранее проводимой аттестации рабочих мест по условиям труда, если она на данном рабочем месте проводилась; -
проводимые предварительные и периодические медицинские осмотры с указанием основания их проведения в соответствии приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н; -
предоставляемые работнику льготы и компенсации, молоко или лечебно-профилактическое питание с указанием основания их предоставления; -
наличие права на пенсию по старости на льготных условиях с указанием основания и накопленного стажа работы с вредными условиями труда.