Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 5. Монотонная карьера
3) Спиральная карьера – работник, достигнув успеха и определенного статуса в одном из видов деятельности, способен начать новую деятельность с нижних ступеней и делает карьеру в новой сфере (рис. 6).
Рис. 6. Спиральная карьера
4) Мимолетная карьера – перемещение от одного вида деятельности к другому происходит стихийно, без видимой логики (рис. 7).
Рис. 7. Мимолетная карьера
5) Стабилизационная карьера – специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет (рис. 8).
Рис. 8. Стабилизационная карьера
6) Затухающая карьера – сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение (рис. 9).
Рис. 9. Затухающая карьера
Конфигурации карьеры могут быть запланированы человеком заранее или складываться стихийно. Окончательный вывод о конфигурации карьеры можно сделать только по ее завершении и только если речь идет о карьере деловой.
Конфигурации личной карьеры не так однозначно соответствуют приведенным выше моделям. Чаще всего они представляют собой комбинацию из нескольких моделей. Причем оценить истинную конфигурацию личной карьеры можно только по истечении значительного периода жизни, когда истинный смысл произошедшего, роль определенных достижений и ситуаций становятся наиболее ясны. Но бывает, что окончательно сделать вывод о конфигурации личной карьеры человека могут только его потомки.
Вопрос 3. Этапы развития карьеры.
Планирование карьеры основывается на знании периодизации жизни человека и особенностей протекания каждого периода.
Подходы к периодизации существуют различные, но все они сводятся к выделению одних и тех же основных элементов жизненного цикла: внутриутробный период; детство; отрочество; зрелость (взрослое состояние); преклонный возраст, старость.
На каждом этапе меняются уровень физиологического, психического развития, а также преобладающие виды мотивации, формы поведения и деятельности.
Можно сказать, что уже во внутриутробном периоде в определенной степени закладываются ресурсы для построения личной карьеры, которые включают в себя психофизиологические особенности и метапрограммы.
В детском возрасте продолжается физиологическое и психическое развитие. До 3-х лет, по мнению исследователей, формируется самопринятие, самооценка, происходит осознание своей гендерной принадлежности, закладывается интеллектуальная база для дальнейшего развития. Считается, что к 3-м годам жизни закладывается до 40 % интеллектуальных ресурсов. В детском возрасте происходит адаптация в обществе, усвоение и частичное присвоение ценностей, знакомство с разнообразными видами деятельности, формирование установок. Если условия жизни ребенка способствуют развитию его задатков, высших потребностей, поддерживают его высокую самооценку, то вероятность успешного жизненного сценария очень высока.
В отрочестве происходит пересмотр и осмысленное присвоение (т.е. включение в свою систему жизненных ориентиров) усвоенных в детстве ценностей или обогащение своей системы ценностей новыми. В этот период принимаются решения относительно дальнейших целей, происходит поиск смысла и своего места в жизни, профессиональное самоопределение.
На стадии ранней зрелости, или молодости (с 20–23 до 30–33 лет), человек интенсивно строит личную жизнь и профессиональную деятельность[3]. Главными являются потребности самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
В зрелые годы выделяются периоды стабилизации и кризисные периоды. Кризис 33–35 лет заключается в оценке достигнутого и тревоге по поводу недостигнутого. Если нереализованные целей оказались слишком значимыми, человек стремится изменить что-либо: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Но распространенной ошибкой является попытка сделать личную карьеру более успешной только за счет изменения внешних обстоятельств. При этом старый сценарий поведения перемещается в новые условия, и в результате вместо реального улучшения человек только дублирует прежние ошибки в новом контексте. Если внешних изменений не происходит, человек или пересматривает свои ценности, ориентируясь только на ближайшие прагматические цели, или совершает «скачок» в личностном развитии.
В период от 35 до 40–43 летобычно наступает стабилизация, когда человек закрепляет достигнутое, у него возникает ощущение уверенности в своем профессиональном мастерстве, авторитете, к этому времени может быть достигнут приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Здоровье, семейное положение и сексуальные отношения способны оставаться достаточно стабильными.
Следующий кризисный период – 45–55 лет. Зачастую ухудшается здоровье, появляются признаки потери красоты и физической формы, возможно некоторое охлаждение семейных отношений и возникновение опасений по поводу того, что лучшее в жизни осталось позади… В результате этого возникают депрессивные настроения, с которыми люди борются разными способами. Кто-то делает очередной рывок в профессиональной деятельности, чтобы максимально продуктивно использовать свой ресурс и доказать себе свою состоятельность. Иные переносят акцент на дополнительные виды деятельности (занятия спортом, искусством и др. хобби), иногда позволяя себе заняться по-настоящему любимым делом. Нередки случаи, когда страх надвигающейся старости приводит людей к усиленным попыткам доказать свою состоятельность на любовном поприще, привлечь внимание молодых партнеров.
Завершающим периодом зрелости традиционно считается период с 55 до 65 лет. В это время достигается физиологическое и психологическое равновесие, у многих происходит постепенный отказ от активного развития личной карьеры или происходит пересмотр возможных целей личной карьеры.
О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое Я, вспоминает о прожитых годах – и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которая не нуждается в исправлениях, либо делает вывод, что жизнь прошла зря.
На данном этапе человек проходит через три кризиса:
1. переоценка своей личности вне связи с профессиональной ролью;
2. осознание ухудшения здоровья и старения тела;
3. необходимость принятия факта предстоящей смерти.
Перечисленные кризисы приводят либо к глубокой депрессии и деградации личности, либо успешно преодолеваются за счет активного духовного развития и глубокого анализа закономерностей бытия.
Личная карьера складывается из этапов, соответствующих возрастным периодам жизни человека: Обратимся к возрастной периодизации, предложенной Шарлоттой Бюлер, и ознакомимся с периодизацией по Владимиру Федоровичу Моргуну с точки зрения установок на планирование жизненного сценария и управления личной карьерой.
Ш. Бюлер[4] делает акцент на зрелости – времени расцвета, по-видимому, считая остальные периоды менее значимыми. В таблице 2 представлено содержание этапов карьеры с ориентацией на мнение ученого по поводу реализации возможностей карьерного развития на разных этапах жизни.
Таблица 2.
Возможности развития личной карьеры в соответствии с возрастной периодизацией Ш. Бюлер
Возраст | Содержание возрастного периода | Возможности карьерного развития |
До 16–20 лет | Нет семьи, профессии. | Неопределенные. |
От 16–20 до 25–30 лет | Предварительное самоопределение, выбор супруга. | Личная карьера сводится к поиску партнера, профессиональная – на стадии планирования и опробования. |
От 25–30 до 45–50 лет | Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация. | Личная и профессиональная карьеры активно реализуются. |
От 45–50 до 65–70 лет | Стареющий человек переживает трудный период душевного кризиса. К концу этого этапа теряется интерес и к самоопределению, и к постановке жизненных целей. | Начало упадка не только профессиональной, но и личной карьеры. |
После 65–70 лет | Старый человек теряет социальные связи. Он ощущает свое существование как бесцельное, характерна обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти; самозавершенность. | Социальная бесполезность, личная деградация. |
Как видим, перспективы развития личной карьеры по Бюлер достаточно пессимистичны. В отечественной психологии, по сравнению с западной, интерес к проблеме периодизации развития зрелой личности повысился только в последнее время.
В периодизации В.Ф. Моргуна[5] периоды развития человека выглядят несколько иначе (табл. 3).
Таблица 3.
Возможности развития личной карьеры в соответствии с возрастной периодизацией В.Ф. Моргуна
Возраст | Психологическое содержание возрастного периода | Содержание этапа развития личной карьеры |
1 | 2 | 3 |
Юность (18–23 года) | Порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение. | Активное формирование положительных установок на успешную личную и профессиональную карьеру. |
Молодость (24–30 лет) | Оформление индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Семья, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии. | Рационализация установок, анализ реальности и конкретизация карьерных целей, начало карьерного продвижения в избранной области. Углубление интереса к профессии, формирование индивидуального стиля деятельности. |
Переход к расцвету (около 30 лет) | Кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения. | Анализ своего карьерного положения и оптимизация подходов к построению карьеры. |
Расцвет (31–40 лет) | Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые задумывается о своем вкладе в семью, организацию, общество. | Максимальная работоспособность и возможности активного продвижения в личной и профессиональной карьере. Рост компетентности. |
Переход к зрелости (около 40 лет) | Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию. | Критический анализ достигнутого и возможность реструктуризации и совершенствования своей личной и профессиональной карьеры. |
Зрелость (40–55 лет) | Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим. | Расцвет карьеры, раскрытие новых граней в жизни и профессиональной деятельности, возможность обобщения и передачи ценного опыта и усиление влияния на других людей за счет авторитета. |
Кризис 50–55 лет | Осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей. | Пересмотр жизненных установок и адаптация к изменениям. Возможно обновление взглядов на личную карьеру и в случае нахождения нового пути – всплеск интереса к жизни. |
Пожилой возраст (55–75 лет) | Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение. | Возможность применить накопленный опыт в новых видах активности. Полезно смещение акцента на более высокие уровни потребностей. |
Старческий возраст (75–90 лет) | Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки. | Обретение возможностей реализации в тех сферах деятельности, которые ранее не были доступны или на которые не хватало времени (путешествия, хобби, общение с внуками и пр.). |
Долгожительство (свыше 90 лет) | Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности. | Осознание ценности жизни и возможность развития интегративного мышления, обретение мудрости и высшего доступного для себя уровня духовного развития. |
Как видно из таблицы 3, на каждом возрастном этапе есть свои возможности управления личной карьерой, которые делают жизнь насыщенной и полезной. Важно обратить ваше внимание на так называемое интегративное мышление, которое человек способен развивать в течение жизни. Оно предполагает высокий уровень принятия реальной действительности, знание и уважение к закономерностям мироустройства и способность воспринимать жизнь с неугасающим интересом. Именно этот вид мышления позволяет успешно управлять личной карьерой до глубоко преклонного возраста и сохранять при этом ясный ум, эмоциональную гибкость и привлекательность для окружающих.
Вопрос 4. Уровни карьерного развития.
В зависимости от того, с какой степенью организации деятельности человека связаны изменения в карьере, выделяют так называемые уровни карьерного развития.
В таблице 4 представлены уровни карьерного развития, связанные с деловой карьерой.
Таблица 4.
Уровни карьерного развития личности в организации
Уровни карьерного развития | Виды взаимодействия работника и организации |
1 уровень: Изменение в знаниях. | Профориентация |
Обучение | |
2 уровень: Изменение в отношении к работе. | Профессионально-квалификационное продвижение |
Управленческое развитие | |
3 уровень: Изменения в личном поведении. | Совершенствование качества трудовой жизни |
4 уровень: Изменения в организационном поведении. | Развитие форм совместной деятельности. |
ннвнстШ
Столкновение между собой потребностей личности и организации вынуждает обе стороны к взаимному приспособлению. Естественно, адаптация работника к организации занимает ведущее место в этом процессе. Однако в отдельных случаях и организация вынуждена идти навстречу пожеланиям особенно ценных членов коллектива. Отметим также, что карьерное развитие в организации циклично, т.е. повторяет основные процессы на разных витках организационного пути.