Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
акцентуация, т.е. совокупность наиболее ярко выраженных черт личности. Акцентуация всегда связана с определенными предпочтениями, или ведущими мотивами поведения. И это означает, что акцентуация так или иначе отражается и на типе, виде и конфигурации карьеры. Но следует подчеркнуть, что на развитие карьеры влияет не каждая личная черта в отдельности, а интегрированный результат взаимодействия особенностей личности. Поэтому однозначно утверждать, как именно сложится карьера человека в связи с его акцентуацией, невозможно.
Более явное влияние на выбор карьерного пути оказывает, как уже обсуждалось выше, направленность и установки человека, а также его самооценка, самопринятие, уровень притязаний и локус контроля.
Самооценка и самопринятие настолько тесно взаимосвязаны, что их часто путают. Напомним, что самопринятие – это согласие с собой, готовность принимать себя как личность, представляющую ценность и заслуживающую уважения. Это- способность мириться со своими особенностями, понимать не только свои успехи, но и ошибки. Это означает – быть другом самому себе. Самооценка – это мнение человека о качестве результата собственной деятельности. Считается, что самопринятие формируется в раннем возрасте, а самооценка может колебаться в зависимости от ситуации. Например, при высоком уровне самопринятия человек может иметь высокую самооценку в одних областях и открыто заявлять о низкой самооценке в других. Это связано с тем, что в первом случае успешность дает человеку повод для положительного мнения о своей деятельности, а во втором отсутствие успеха не является значимым для данной личности, а потому нет причин претендовать на высокие результаты, и уровень притязаний низок.
Уровень притязаний – это масштабы результата, который человек ожидает от своей деятельности. Уровень притязаний отражает самооценку человека, реализуемую в деятельности и общении с другими людьми.
В литературе можно встретить также термин «самоуважение», который очень близок к термину «самопринятие». По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, самоуважение зависит от соотношения успешности деятельности и уровня притязаний, которые человек себе позволяет:
Формула Джеймса прекрасно иллюстрирует также и механизм регуляции уровня притязаний в зависимости от успеха. Например, планируя свою карьеру, человек надеется на определенный успех. Но в результате успехи в определенных видах деятельности оказывается значительно скромнее ожидаемых. Это приводит к огромному психическому напряжению, т.к. необходимо принять решение: снизить самоуважение или отказаться от притязаний на успех. Так зачастую и происходит: человек либо прекращает заниматься данной деятельностью, либо теряет уверенность в своих силах, считая себя неудачником. Но есть и третий путь: проанализировать причины неуспеха и принять решение в зависимости от собственных ресурсов. Если успех не достигнут из-за того, что выполняемая деятельность не соответствует интересам и способностям человека, то можно выбрать иное направление, больше соответствующее природным способностям. Но если мотивация к успеху именно в данной области очень высока и уровень самоуважения устойчиво высок, то предпринимаются новые попытки достичь цели иными способами: повысив компетентность, изменив технологию решения проблемы и пр. «Проблемная зона»,
создавая определенное напряжение, превращается в зону ближайшего развития и расширяет потенциал человека. Эта модель отражена в афоризме: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». В теме 1 мы уже упоминали об одной из закономерностей: «избыток мотивации компенсирует недостаток способностей». Поэтому в определенной степени достижение успеха возможно и за счет пересмотра индивидуального стиля деятельности.
Локус контроля – это стратегия приписывания причин и ответственности за свои и чужие действия внутренним или внешним факторам. В соответствии с этим выделяют внутренний (субъективный) и внешний локусы контроля.
Сформированность внутреннего локуса контроля означает, что субъект берет ответственность за события своей жизни на себя. Как правило, это сопряжено с активной жизненной позицией и высоким уровнем самоуважения. Внешний локус контроля, присущий, прежде всего, маленьким детям и незрелым личностям, означает то, что причины и ответственность перекладываются на обстоятельства и окружающих людей. Однако следует подчеркнуть, что гармоничная личность сочетает в себе оба локуса с некоторым преобладанием внутреннего, т.к. для успешной деятельности необходимо различать: когда результат зависит от собственных действий, а когда от объективных обстоятельств.
Рассмотрим подходы к построению карьеры в зависимости от перечисленных выше особенностей личности. Ксения Торшина и Юлия Пасс[6] предложили следующие 6 типов подходов:
Альпинист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус). Человек, делающий карьеру с полной внутренней отдачей. Обычно проходит все ступени снизу доверху, благодаря реальным заслугам. Делает следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Компетентен, надежен и настойчив, не склонен к необдуманным решениям. О своих потребностях заявляет открыто и сам добивается их реализации.
Иллюзионист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля.) Имеет карьерные амбиции, уверен в себе, но склонен в большей степени использовать благоприятные обстоятельства, нежели активно трудиться. Заботится о том, чтобы произвести нужное впечатление, демонстрирует внешние признаки имиджа успешного человека и хорошо умеет его эксплуатировать. Больше стремится казаться, чем быть. Способен манипулировать окружающими, не склонен брать на себя большую ответственность. Без колебаний уйдет к конкуренту при более выгодном предложении. Хорошо справляется с представительскими функциями, если это не требует глубокого анализа и ответственных решений. В качестве «лица» компании может быть очень полезен, в то время как ему самому это позволяет удовлетворить самолюбие, ощутить принадлежность к высокому социальному кругу.
Мастер (высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля.). С интересом совершенствуется в профессии, осваивая новые области или смежные профессии. Однако почувствовав себя уверенно и получив результат, может потерять интерес. Статусные амбиции развиты незначительно. Главное – интересная, насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности. Основной интерес заключается в возможности повышать квалификацию и решать интересные профессиональные проблемы.
Муравей (низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля.). Может быть хорошим профессионалом. Из-за высокой ответственности предпочитает выполнять конкретно поставленные задачи, чтобы не ошибиться. Добросовестный исполнитель, избегает необходимости самостоятельно принимать решения, с опаской относится к внезапным предложениям о повышении. Часто довольствуется устной похвалой руководства. Соглашается на руководящую должность только при наличии уверенного и инициативного заместителя или руководителя, который готов поддержать его в принятии решений.
Коллекционер (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля). Заинтересован в построении карьеры, но излишне много тратит времени на подготовку к профессиональной деятельности: получает несколько образований, оканчивает множество дополнительных курсов. Уверен в своих знаниях, но не решается приступить к работе, т.к. сомневается в своих практических возможностях и нечетко представляет возможный карьерный путь. При этом претендует на руководящие должности и зарплату, намного превышающую его реальную стоимость. Продуктивен, если начинает карьеру с небольшой должности и продолжает повышать свою квалификацию, проходя адаптационный тренинг перед каждым повышением.
Узурпатор (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля). При планировании и развитии карьеры испытывает недоверие к окружающим, старается рассчитывать только на собственные силы, очень самолюбив. Стремится контролировать не только свою работу, но и чужую, часто выходя за рамки своих полномочий. Успешен в стабильной ситуации, но в условиях нестабильности решения принимает хаотично. Ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Хочет видеть карьерные перспективы и иметь возможность профессионального обучения. Умеет принимать ответственные решения, но доведение дела до результата возлагает на своих подчиненных. Стремится к расширению полномочий. Для людей этого типа эффективным может быть тренинг личностного роста.
Таким образом, зная психологические особенности человека, можно спрогнозировать его карьерное поведение, что дает в руки руководителей «рычаг управления». Что касается личной карьеры, то приведенные выше характеристики отчасти можно спроецировать и на данную сферу.
Для изучения темы:
Тема 4. Технология повышения личной эффективности
Цели изучения темы:
● освоить технологию управления личной карьерой;
● освоить приемы самопродвижения на рынке труда.
Задачи изучения темы:
● изучение стратегии построения карьеры и управления ею;
● изучение карьерных тактик;
● освоение приемов самоанализа карьерных ресурсов;
● освоение технологии реализации намерений.
В результате изучения темы обучаемый должен:
Знать:
● принципы, стратегию и тактику управления личной карьерой;
● психотехнологии, применяемые при управлении успехом;
● приемы самоанализа ресурсов для достижения поставленных целей.
Уметь:
● выстраивать стратегию и корректировать тактику управления карьерой;
● проводить системный анализ реализуемого карьерного пути;
● оптимизировать ресурсы, необходимые для развития личной карьеры.
Приобрести навыки:
● управления своим карьерным поведением;
● преодоления дискомфорта, периодически возникающего в процессе развития карьеры;
● самопродвижения на рынке труда.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
● целеполагание;
● «степени свободы»;
● самомаркетинг;
● самоменеджмент;
● самоимиджирование.
Учебные вопросы:
1. Стратегии управления карьерой.
2. Тактики карьерного продвижения.
3. Технология активного самопродвижения на рынке труда.
Вопрос 1. Стратегии управления карьерой.
Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых факторов
К. Гельвеций
Управление карьерой включает в себя целеполагание, планирование, диагностику, развитие, согласование объективных и субъективных факторов и так далее.
Каждый человек, стремящийся управлять карьерой, применяет доступные для себя средства: принимает и реализует карьерные решения, целенаправленно контролирует все ее стадии, осваивает новую информацию.
Специалисты выделяют десять основных стратегических принципов менеджмента карьеры[7].
Более явное влияние на выбор карьерного пути оказывает, как уже обсуждалось выше, направленность и установки человека, а также его самооценка, самопринятие, уровень притязаний и локус контроля.
Самооценка и самопринятие настолько тесно взаимосвязаны, что их часто путают. Напомним, что самопринятие – это согласие с собой, готовность принимать себя как личность, представляющую ценность и заслуживающую уважения. Это- способность мириться со своими особенностями, понимать не только свои успехи, но и ошибки. Это означает – быть другом самому себе. Самооценка – это мнение человека о качестве результата собственной деятельности. Считается, что самопринятие формируется в раннем возрасте, а самооценка может колебаться в зависимости от ситуации. Например, при высоком уровне самопринятия человек может иметь высокую самооценку в одних областях и открыто заявлять о низкой самооценке в других. Это связано с тем, что в первом случае успешность дает человеку повод для положительного мнения о своей деятельности, а во втором отсутствие успеха не является значимым для данной личности, а потому нет причин претендовать на высокие результаты, и уровень притязаний низок.
Уровень притязаний – это масштабы результата, который человек ожидает от своей деятельности. Уровень притязаний отражает самооценку человека, реализуемую в деятельности и общении с другими людьми.
В литературе можно встретить также термин «самоуважение», который очень близок к термину «самопринятие». По мнению американского психолога Уильяма Джеймса, самоуважение зависит от соотношения успешности деятельности и уровня притязаний, которые человек себе позволяет:
Формула Джеймса прекрасно иллюстрирует также и механизм регуляции уровня притязаний в зависимости от успеха. Например, планируя свою карьеру, человек надеется на определенный успех. Но в результате успехи в определенных видах деятельности оказывается значительно скромнее ожидаемых. Это приводит к огромному психическому напряжению, т.к. необходимо принять решение: снизить самоуважение или отказаться от притязаний на успех. Так зачастую и происходит: человек либо прекращает заниматься данной деятельностью, либо теряет уверенность в своих силах, считая себя неудачником. Но есть и третий путь: проанализировать причины неуспеха и принять решение в зависимости от собственных ресурсов. Если успех не достигнут из-за того, что выполняемая деятельность не соответствует интересам и способностям человека, то можно выбрать иное направление, больше соответствующее природным способностям. Но если мотивация к успеху именно в данной области очень высока и уровень самоуважения устойчиво высок, то предпринимаются новые попытки достичь цели иными способами: повысив компетентность, изменив технологию решения проблемы и пр. «Проблемная зона»,
создавая определенное напряжение, превращается в зону ближайшего развития и расширяет потенциал человека. Эта модель отражена в афоризме: «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». В теме 1 мы уже упоминали об одной из закономерностей: «избыток мотивации компенсирует недостаток способностей». Поэтому в определенной степени достижение успеха возможно и за счет пересмотра индивидуального стиля деятельности.
Локус контроля – это стратегия приписывания причин и ответственности за свои и чужие действия внутренним или внешним факторам. В соответствии с этим выделяют внутренний (субъективный) и внешний локусы контроля.
Сформированность внутреннего локуса контроля означает, что субъект берет ответственность за события своей жизни на себя. Как правило, это сопряжено с активной жизненной позицией и высоким уровнем самоуважения. Внешний локус контроля, присущий, прежде всего, маленьким детям и незрелым личностям, означает то, что причины и ответственность перекладываются на обстоятельства и окружающих людей. Однако следует подчеркнуть, что гармоничная личность сочетает в себе оба локуса с некоторым преобладанием внутреннего, т.к. для успешной деятельности необходимо различать: когда результат зависит от собственных действий, а когда от объективных обстоятельств.
Рассмотрим подходы к построению карьеры в зависимости от перечисленных выше особенностей личности. Ксения Торшина и Юлия Пасс[6] предложили следующие 6 типов подходов:
Альпинист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус). Человек, делающий карьеру с полной внутренней отдачей. Обычно проходит все ступени снизу доверху, благодаря реальным заслугам. Делает следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Компетентен, надежен и настойчив, не склонен к необдуманным решениям. О своих потребностях заявляет открыто и сам добивается их реализации.
Иллюзионист (высокая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля.) Имеет карьерные амбиции, уверен в себе, но склонен в большей степени использовать благоприятные обстоятельства, нежели активно трудиться. Заботится о том, чтобы произвести нужное впечатление, демонстрирует внешние признаки имиджа успешного человека и хорошо умеет его эксплуатировать. Больше стремится казаться, чем быть. Способен манипулировать окружающими, не склонен брать на себя большую ответственность. Без колебаний уйдет к конкуренту при более выгодном предложении. Хорошо справляется с представительскими функциями, если это не требует глубокого анализа и ответственных решений. В качестве «лица» компании может быть очень полезен, в то время как ему самому это позволяет удовлетворить самолюбие, ощутить принадлежность к высокому социальному кругу.
Мастер (высокая самооценка, низкий уровень притязаний, внутренний локус контроля.). С интересом совершенствуется в профессии, осваивая новые области или смежные профессии. Однако почувствовав себя уверенно и получив результат, может потерять интерес. Статусные амбиции развиты незначительно. Главное – интересная, насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности. Основной интерес заключается в возможности повышать квалификацию и решать интересные профессиональные проблемы.
Муравей (низкая самооценка, низкий уровень притязаний, внешний локус контроля.). Может быть хорошим профессионалом. Из-за высокой ответственности предпочитает выполнять конкретно поставленные задачи, чтобы не ошибиться. Добросовестный исполнитель, избегает необходимости самостоятельно принимать решения, с опаской относится к внезапным предложениям о повышении. Часто довольствуется устной похвалой руководства. Соглашается на руководящую должность только при наличии уверенного и инициативного заместителя или руководителя, который готов поддержать его в принятии решений.
Коллекционер (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внешний локус контроля). Заинтересован в построении карьеры, но излишне много тратит времени на подготовку к профессиональной деятельности: получает несколько образований, оканчивает множество дополнительных курсов. Уверен в своих знаниях, но не решается приступить к работе, т.к. сомневается в своих практических возможностях и нечетко представляет возможный карьерный путь. При этом претендует на руководящие должности и зарплату, намного превышающую его реальную стоимость. Продуктивен, если начинает карьеру с небольшой должности и продолжает повышать свою квалификацию, проходя адаптационный тренинг перед каждым повышением.
Узурпатор (низкая самооценка, высокий уровень притязаний, внутренний локус контроля). При планировании и развитии карьеры испытывает недоверие к окружающим, старается рассчитывать только на собственные силы, очень самолюбив. Стремится контролировать не только свою работу, но и чужую, часто выходя за рамки своих полномочий. Успешен в стабильной ситуации, но в условиях нестабильности решения принимает хаотично. Ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Хочет видеть карьерные перспективы и иметь возможность профессионального обучения. Умеет принимать ответственные решения, но доведение дела до результата возлагает на своих подчиненных. Стремится к расширению полномочий. Для людей этого типа эффективным может быть тренинг личностного роста.
Таким образом, зная психологические особенности человека, можно спрогнозировать его карьерное поведение, что дает в руки руководителей «рычаг управления». Что касается личной карьеры, то приведенные выше характеристики отчасти можно спроецировать и на данную сферу.
Для изучения темы:
Тема 4. Технология повышения личной эффективности
Цели изучения темы:
● освоить технологию управления личной карьерой;
● освоить приемы самопродвижения на рынке труда.
Задачи изучения темы:
● изучение стратегии построения карьеры и управления ею;
● изучение карьерных тактик;
● освоение приемов самоанализа карьерных ресурсов;
● освоение технологии реализации намерений.
В результате изучения темы обучаемый должен:
Знать:
● принципы, стратегию и тактику управления личной карьерой;
● психотехнологии, применяемые при управлении успехом;
● приемы самоанализа ресурсов для достижения поставленных целей.
Уметь:
● выстраивать стратегию и корректировать тактику управления карьерой;
● проводить системный анализ реализуемого карьерного пути;
● оптимизировать ресурсы, необходимые для развития личной карьеры.
Приобрести навыки:
● управления своим карьерным поведением;
● преодоления дискомфорта, периодически возникающего в процессе развития карьеры;
● самопродвижения на рынке труда.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
● целеполагание;
● «степени свободы»;
● самомаркетинг;
● самоменеджмент;
● самоимиджирование.
Учебные вопросы:
1. Стратегии управления карьерой.
2. Тактики карьерного продвижения.
3. Технология активного самопродвижения на рынке труда.
Вопрос 1. Стратегии управления карьерой.
Знание некоторых принципов возмещает незнание некоторых факторов
К. Гельвеций
Управление карьерой включает в себя целеполагание, планирование, диагностику, развитие, согласование объективных и субъективных факторов и так далее.
Каждый человек, стремящийся управлять карьерой, применяет доступные для себя средства: принимает и реализует карьерные решения, целенаправленно контролирует все ее стадии, осваивает новую информацию.
Специалисты выделяют десять основных стратегических принципов менеджмента карьеры[7].