Файл: 1. Управление личной карьерой в условиях современной конкуренции на рынке труда Вопрос Понятие карьеры. Личная и деловая карьера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Жизненные цели в норме согласовываются с ощущением смысла жизни, однако проблема заключается в том, что цели обычно осознаются, а смысл жизни – не всегда. Чаще он находится за пределами «фокуса» сознания и создает фон для постановки жизненных целей. Осознание человеком цели и уверенность в возможности ее осуществления создают перспективу личной карьеры.

 

Вопрос 2. Роль направленности и установок в формировании карьерных и жизненных целей.

 

Направленность – система устойчивых мотивов (ведущих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т.д.), регулирующих деятельность личности в изменяющихся внешних условиях. А.Н. Леонтьев назвал направленность смыслообразующим мотивом.

Направленность оказывает организующее влияние и на психические состояния и на психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые).

Направленность выражается в различных формах: как ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Кроме того, она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, в зависимости от сферы жизнедеятельности можно выделить следующие формы направленности:

●  профессиональную (на сферу деятельности: художественный образ, природа, механизмы и пр.)

●  эмоциональную (оптимизм – пессимизм);

●  направленность внимания (экстраверсия – интроверсия);

●  когнитивную (на определенную сферу знания) и проч.

 

Среди форм направленности, классифицируемых по уровню организации, отметим наивысшие:

● мировоззрение – система философских, эстетических, естественнонаучных, этических и других взглядов на окружающий мир;

● убеждение – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

 

Именно эти формы направленности лежат в основе жизненного сценария человека (естественно, только в том случае, если они сформированы) и обусловливают особенности личной карьеры человека. При неблагоприятных обстоятельствах развития система ценностно-смысловых ориентаций личности неустойчива, т.к. высшие ценности не осознаются человеком как значимые и не могут определять волевое поведение человека в полной мере. В результате личность «застревает» в инфантильном состоянии и легко попадает под влияние более сильных, не будучи сама готова достигать личных целей и нести ответственность за свои решения. Это приводит к невозможности планировать и управлять личной карьерой.


В современной литературе по нейролингвистическому программированию (НЛП) можно встретить понятие «метапрограммы». Метапрограмма по содержанию сопоставима с направленностью, поскольку определяет тенденции в поведении и эмоциональных реакциях человека. Направленность, определяемая метапрограммой, обычно имеет два противоположных «полюса». Исследователи считают, что метапрограммы закладываются уже во внутриутробном периоде и являются достаточно устойчивыми. Выделяют, например, следующие метапрограммы:

● направленность деятельности – на процесс или на результат;

● направленность деятельности – на отношения или на задачу;

● направленность на стремление к выигрышу или бегство от опасности;

● направленность на изменения (революционизм) или на сохранение прежнего (консерватизм); в данной метапрограмме существует и промежуточный вариант – реформизм (стремление к изменениям при сохранении ценных достижений);

● направленность на себя (эгоизм) или на других (альтруизм);

● направленность на внешние объекты (экстраверсия) или на внутренние состояния (интроверсия) и т.п.

 

Таким образом, направленность – это своеобразно переживаемое человеком избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность и личную карьеру.

 

Наряду с направленностью личности, на построение личной карьеры и реализацию акме оказывают существенное влияние установки человека.

Под установкой подразумевают готовность, предрасположенность человека действовать определенным образом в определенных обстоятельствах. Зная установки человека, можно достаточно точно спрогнозировать его поведение в конкретной ситуации.

Таким образом, установки в формировании личной карьеры выполняют важные функции:

а)     придают устойчивость, последовательность, целенаправленность деятельности в непрерывно изменяющихся ситуациях;

б)    ускоряют принятие решения и помогают контролировать протекание деятельности на уровне автоматизма в стандартных ситуациях.

 

Как видно, между направленностью и установкой есть много общего: и то, и другое выполняет регуляторную и активизирующую функции в деятельности человека. Но в масштабе личной карьеры и жизненного сценария они играют разные роли. Установка является элементом направленности личности наряду с целями, потребностями, интересами и пр.

В свою очередь, установки могут регулировать деятельность на трех уровнях:



●  смысловом;

●  целевом;

●  операциональном.

 

С помощью смысловых установок человек приобщается к системе норм и ценностей социальной среды, защищает свою самооценку и статус в обществе в напряженных ситуациях, самоутверждается и познает действительность, придавая ее объектам личностный смысл. Смысловые установки, таким образом, носят стратегический характер и определяют наиболее значимые этапы жизненного пути человека. Смысловая установка, направленная на построение карьеры, повышает ценность самореализации в обществе, усиливает мотивацию к активной деятельности и помогает адаптироваться даже в сложных условиях.

Целевые установки обусловлены ожидаемым конкретным результатом действий и «вытекают» из смысловых установок. Целевые установки связаны с процессом деятельности на тактическом уровне и во многом определяют социальное поведение человека, проявляясь в конечном итоге и в его характере.

Операциональные установки формируются и проявляются при выполнении конкретных операций как способы действий (темп, движения и пр. особенности) и проявляются в стереотипности мышления, приверженности привычкам.

В отличие от целевых и операциональных установок, которые можно изменить в процессе деятельности, изменение смысловых установок возможно только путем изменения системы ценностей. Таким образом, можно утверждать, что все уровни установок взаимообусловлены (рис. 11).

 



 

Рис. 11. Взаимосвязь и взаимообусловленность установок

 

Система ценностей определяет поставленные цели и способы их достижения. С другой стороны, сформировавшиеся привычки и стереотипы помогают или не позволяют достичь той или иной цели, и человек предпочитает преследовать те цели, достижение которых возможно. Достигнутые и недостигнутые цели влияют на переоценку ценностей, что в итоге может привести к изменению смысловых установок. Роль операциональных, целевых и смысловых установок в формировании личной карьеры иллюстрирует русская поговорка: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Однако установка может и снижать личную эффективность человека, затрудняя его приспособление к изменившимся условиям и порождая инертность и консервативный подход. Установки, утратившие свою актуальность и препятствующие продуктивной деятельности человека, называются 
иррациональными. Проблема заключается в том, что в период их формирования они могли иметь рациональную основу, т.е. были объективно оправданными. Но новые условия предъявляют иные требования и предоставляют новые возможности, которые уже не укладываются в рамки старых установок, которые становятся ограничителем в приспособлении человека к изменениям среды.

 

Вопрос 3. Мотивация в управлении личной и деловой карьерой.

 

Чтобы управлять личной карьерой, необходимо разобраться, какие причины побуждают человека к развитию и из чего складывается мотивационный профиль личности.

В основе карьерного поведения человека лежат психические свойства личности: темперамент; характер; направленность; способности.

Темперамент является врожденной характеристикой и отражает специфику свойств нервной системы, которыми обусловлена любая деятельность человека: скорость реакций, силу нервных процессов и т.п. Исходя из особенностей типов темпераментов, можно предположить, какие тенденции карьерного развития будут прослеживаться у представителей каждого типа.

Холерики и сангвиники (типы с экстравертной направленностью и сильной нервной системой) имеют склонность к открытой демонстрации своих карьерных амбиций. Предпочитаемая деятельность – динамичная, связанная с общением, высокой нагрузкой, минимумом рутины и новизной. В данной группе часто встречаются люди, склонные к лидерству и риску. Нетрудно предположить, что суперавантюрный и авантюрный типы карьеры чаще реализуются экстравертами (хотя не исключены и для отдельных интровертов).

Особенностью холериков является высокий темп, настойчивость и неравномерность активности: за периодами активности следует кратковременный спад. Неуравновешенность данного типа может привести к тому, что в личной и служебной карьере холерика будут наблюдаться резкие всплески и изменения направления. Наиболее близкие холерику конфигурации карьер – те, что связаны с должностным и профессиональным продвижением вверх: вертикальная, ступенчатая, спиральная и пр.

Уравновешенному сангвинику свойственна более равномерная активность, без авралов и перегрузок, что делает данный тип очень выносливым. Поэтому спектр его интересов может быть широким. Таких людей привлекают сферы, требующие решения многоплановых и разнообразных задач. Это означает, что одной из наиболее вероятных тенденций сангвиника будет горизонтальное продвижение и смена или расширение профессиональных интересов.


Флегматики и меланхолики (типы с интровертной направленностью) не очень комфортно чувствуют себя в слишком быстро меняющихся условиях. Это вовсе не означает, что они лишены любознательности и не способны усваивать новое. Но им свойственно выбирать индивидуальный темп деятельности, и к изменениям они приспосабливаются медленнее экстравертных типов. Следует отметить, что по силе нервных процессов флегматики и меланхолики заметно отличаются друг от друга.

Сильные и уравновешенные флегматики часто на протяжении всей жизни остаются верными своим привычкам, интересам и кругу общения, избегая суеты и непредсказуемости. В их личной и служебной карьере редко происходят крутые развороты направления. В периоды общественных кризисов они либо стойко переносят возросшие нагрузки, либо теряют способность приспособиться к изменившимся условиям и страдают от этого. В таких случаях разочарование и депрессию им преодолеть крайне сложно, но возможно при условии постоянного духовного развития. Философское осмысление происходящего является отличным способом уберечь личность флегматика от разрушения в периоды дезадаптации. Такие люди более склонны углубляться в избранную ими деятельность, нежели расширять профессиональные области.

Меланхолик обладает слишком малым энергетическим ресурсом, т.к. его нервная система слишком слаба и значительных нагрузок не выдерживает. Риск, высокий темп работы, авралы, необходимость активно общаться с большим количеством людей – это те условия, которых человек данного типа стремится избегать. Но это не означает, что его личная карьера и служебное продвижение невозможно. В тех профессиональных областях, где требуется утонченность восприятия, кропотливость в работе, деликатность и бесконфликтность, меланхолик незаменим. Главное для него – иметь свободу самостоятельно определять темп своей работы и возможность дозировать эмоциональные и физические нагрузки. Интересы меланхоликов не обязательно однообразны, но они не должны требовать от человека излишне плотного графика и быстрого переключения с одной деятельности на другую. Если это удается, меланхолик может быть очень продуктивным и творчески состоятельным. Личная карьера меланхолика, в силу его особенностей, чаще зависит от внешних факторов, нежели у других типов, поскольку сопротивление обстоятельствам дается ему с большим трудом.

 

Характер человека, в отличие от темперамента, не является врожденным и формируется под влиянием воспитания. Как известно, в характере каждого человека проявляется та или иная