Файл: Наука как система знаний и как социальный институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом;

Лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание.

Квазинаучное - ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власти, где жестко проявлен идеологический режим (лысенковщина в СССР).

Псевдонаучное - представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Обыденно-практическое - доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений.


  1. Структура научного знания.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания Структура научного знания включает в себя 4 момента:

  • Субъект науки - ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п.. в конечном счете - общество в целом.

  • Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п.

  • Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

  • Свой специфический, именно для них язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Структура научного познания может быть представлена как единство 2 уровней: эмпирического, теоретического.

Эмпирическое исследование направлено на изучение явлений и связей между ними. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия)
здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация.

Теоретическое исследование пытается выделить сущностные связи в чистом виде и выразить их в форме закона или системе законов. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего. Теоретическое знание фиксируется в следующих формах знания: теории, теоретические модели, гипотезы, законы.


  1. Типы научной рациональности.

Научная рациональность - высший и наиболее аутентичный требованиям законосообразности тип сознания и мышления. Отождествляется и с целесообразностью.

Научной рациональности нужны знания, пригодные для практического использования, а следовательно, она признает лишь те идеальные объекты и процедуры, которые непосредственно или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности людей.

Сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с этапа развития науки: 

  • классический;

  • неклассический;

  • постнеклассический;

Классический: прямой онтологизм, когда знание непосредственно соотносится с реальностью; монотеоретизм – в основе лежит единая теория; объективизм – устранение из теории всё, что связано с субъектом познания.

Неклассическому типу рациональности (начало 20 в.) свойственны: методологизм – содержание знания зависит от метода и средств познания; политеоретизм – допущение сосуществования нескольких теорий, описывающих реальность; неустранимость субъекта из процесса познания.

Постнеклассическийтип научной рациональности признает: принципиально неустранимую зависимость мышления субъекта познания от его жизненных ценностно-целевых установок, как сознательных, так и бессознательных; несовпадение идеальных моделей, вырабатываемых разумом, с реальным миром.


  1. Концепции истины в науке.

Корреспондентская (классическая) концепция истины(от английского слова correspondence – соответствие).



Главным понятием этой концепции является понятие соответствия. Истинное – это соответствующее. Причём, рассматриваемая концепция изначально двойственна. С одной стороны, можно говорить и чаще всего говорят именно так об истинном знании, подразумевая знание, соответствующее предмету знания. Это гносеологический вариант данной концепции. С другой стороны, можно говорить об истинной вещи, имея в виду соответствие этой вещи её идее. Это онтологический вариант обсуждаемой концепции.

Однако она содержит немало спорных моментов и неясностей. Действительно, что означает, например, соответствие между высказыванием о вещи и самой вещью? Ведь очевидно же принципиальное отличие высказывание от вещи. Высказывание, в отличие от вещи, не имеет пространственной формы. Высказывание не содержит в себе вещества, из которого сложена вещь, и т. д. Может сказать, что высказывание о вещи и сама вещь принадлежит разным мирам: внутреннему (ментальному, идеальному, субъективному) миру и внешнему (материальному, объективному) миру. В чём же тогда соответствие высказыванием и вещью?

Когерентная концепция истины

Сторонники этой концепции пытаются обойти основную проблему корреспондентской концепции истины: проблему установления соответствия между фрагментами мира знания (суждениями, теориями, концепциями и т. д.) и фрагментами действительности (вещами, свойствами, отношениями). Они видят истинность знания не в том, что оно соответствует действительности, а в том, что оно (знание) является когерентным, то есть самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым. Выполнение требований логики, в частности, законов тождества и противоречия, является совершенно естественным и минимальным требованием, предъявляемым к знанию, претендующему на истинность.

Особенно широко и успешно эта концепция применяется в логико-математических науках, а также в тех разделах естествознания, в которых используются аксиоматический метод и метод формализации.

Прагматическая концепция истины

Прагматизм – философское учение, сложившееся в последние десятилетия 19 – ого века в США. Основные идеи прагматизма выдвинули и разрабатывали Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи. По ихмнению, Истинными могут быть названы только те утверждения, которые имеют благоприятные для субъекта, ими обладающего, последствия, только те, которые оказались полезными, выгодными для этого субъекта. Для прагматистов истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него.


Верификационизм (от лат. - verus - истинный и facio - делаю)

Концепция, согласно которой научная истина устанавливается путем эмпирической проверки ее фактов. Его разработали члены Венского логического кружка, сформированного в 1920-е гг. под председательством Морица Шлика, куда входили известные ученые и философы Отто Нейрат, Фридрих Вайсман, Курт Гедель, Рудольф Карнап, Ханс Рейхенбах.

Согласно принципу верификационизма, всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности так называемых "протокольных предложений", фиксирующих данные "чистого опыта" и выступающих в качестве фундамента любого знания.

Еще одной идеей принципа верификационизма была идея независимости "чистого опыта" от самого экспериментатора. Все это опровергла, например, квантовая механика, которая постулировала существование ненаблюдаемых объектов и зависимость результата опыта от наличия фигуры экспериментатора
Фальсификационизм

Методологическая концепция Карла Рай-мунда Поппера. Ее основным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки.

Однако Поппер отвергает существование критерия истины - критерия, который позволял бы нам выделять истину из всей совокупности наших убеждений. Даже если бы мы в процессе научного поиска случайно и натолкнулись на истину, то все равно не смогли бы с уверенностью знать, что это - истина. Ни непротиворечивость, ни подтверждаемость эмпирическими данными не могут, согласно Попперу, служить критерием истины.

  1.   1   2   3   4   5


Научное творчество. Роль интуиции в науке.

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания.

В эпоху научно-технической революции наблюдается резкое возрастание объема нового знания. Удвоение заявок на научные открытия и изобретения происходит в среднем каждые 2,5—3 года. Примерно такими же высокими темпами растет количество выданных патентов и авторских свидетельств, внедренных изобретений.

Этапы научного творчества: выбор темы исследования; выбор методов исследования; обмен мнениями, дискуссии, семинары; непрерывная работа, вдохновение, интуиция, наблюдательность.

Наука – это сочетание логического и интуитивного. Логика без интуиции не создает новой информации, но лишь выявляет информацию, уже содержащуюся в исходных положениях. Можно «проверить алгеброй гармонию», но нельзя эту гармонию создать, то есть извлечь из окружающего мира. Без интуиции нет творчества. Однако научная интуиция без логики может обманывать или оказываться бесплодной. Интуитивное нахождение, угадывание минимальной программы само всегда означает интуитивное понимание ее дальнейшего развития. Творец науки провидит научную логику, раскрывающую содержание и следствия программы.


  1. Особенности позитивистского подхода к развитию науки.

Позитивизм как особое философское направление, возникшее в 30-х годах XIX в., считает своим основным предметом исследование научного познания, его логики и методологии. Успехи естественных наук привели к тому, что именно «позитивное» или фактическое знание о природе стало особенно высоко оцениваться. В своем развитии позитивизм прошел несколько этапов:

  • Классический позитивизм (О. Конт, Дж. С. Миль, Г. Спенсер). 1830-е г. – конец 19в.

  • Эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенарис). Конец 19 в. – до 1920-х годов.

  • Неопозитивизм, или логический позитивизм (Л. Витгенштейн, М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап и др.). 1920-е г. – 1960-е г.

  • Критический рационализм (К. Поппер). 1930-е – 1960-е. г.

  • Постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани, С. Тулмин, К. Хюбнер и др.). С 1960-е г. – до настоящего времени.