Файл: Наука как система знаний и как социальный институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные сетевые технологии и их возможности в научном познании.

Свободный доступ к актуальной информации о науке и исследованиям является критическим компонентом продвижения научного знания в мире.

Проблема продвижения науки через новые каналы коммуникации на сегодняшний день стоит достаточно остро для всего мирового научного сообщества. Аудитория социальных сетей и сети Интернет неуклонно растет, а возможность получать новейшую научную информацию, делиться опытом с мировыми учеными практически не реализована.

Есть несколько точек соприкосновения науки и социальных сетей. Одна из них - социальные сети научных сообществ. Наиболее развиты такие социальные сети на западе, например социальная сеть «Scitable» (генетика). Такие социальные сети – это пространство, где преподаватели, исследователи, ученые и студенты могут сотрудничать виртуально. При этом в таких социальных сетях намного меньше «социального», и больше научной информации, больше возможностей взаимодействия  с людьми, у которых есть общие цели. Также существуют специальные форумы исключительно для студентов, где есть возможность высказывать индивидуальное мнение, вступать в споры и развиваться, не только просматривая фотографии и видеоконтент других пользователей.

Один из вариантов использования таких «научных» социальных сетей - в качестве пространства для преподавания различных курсов, прохождения обучающих программ.

Любой пользователь, желающий вступить в сообщество такого рода, может зарегистрироваться, оплатить членские взносы (которые для студентов и аспирантов являются более чем доступными) и взаимодействовать с лучшими учеными современности, публиковать научные работы, принимать высокопрофессиональную критику специалистов соответствующих областей, а также быть в курсе последних научных разработок и проведенных исследований.

Сегодня одним из главных условий глобализации является «высокоскоростной» обмен знаниями. Для этого необходимо как можно больше публикаций научных работ в сети Интернет, но во избежание хаоса и для более продуктивного взаимодействия ученых и людей, интересующихся наукой, необходимо создание большего количества и принципиального другого качества таких социальных сетей и в России.

В России в этой области тоже есть свои начинания: относительно недавно была создана социальная сеть Российской Академии Наук.


Зарубежных онлайн университетов гораздо больше: «Liberty University», «University of Phoenix».

Таким образом, социальные сети – это динамичные и сложноорганизованные системы, новый формат коммуникации, который для продвижения и популяризации науки сможет стать одним из важнейших. Роль социальных сетей и цифровых технологий неуклонно возрастает, но Россия по прежнему занимает отстающие позиции по этому вопросу. Чтобы сократить это отставание необходимо создание в России полноценных, реально функционирующих научных социальных сетей.


  1. Социально-антропологические последствия биотехнологической революции

Обостренный интерес к проблеме человека, несомненно, связан с тем переломным моментом истории, который переживает современное человечество, поскольку человек является точкой пересечения самых разнообразных проекций бытия - и природного, и социального, и культурного, и информационно-виртуального, вбирая в себя и высвечивая в новом ракурсе различные измерения нашей природной, социальной и духовной жизни. Особое внимание привлекает сегодня генетика человека, в частности, то, что связано с изучением его генома, нейронаука (neuroscience), изучающая мозг, как основу человеческого поведения, различные биомедицинские науки, способные вызвать глубокие и радикальные изменения в человеке посредством воздействия на него.

Биотехнологическая революция, происходящая в современных биомедицинских науках, их достижения и строящиеся прогнозы, как отмечает Ф.Фукуяма, означают не просто нарушение или ускорение размеренного хода событий, а приводят к тому, что будущее человечества вовсе не является предопределенным, оно оказывается открытым, в решающей мере зависящим от наших нынешних решений и действий. В результате открытий и достижений в молекулярной биологии, когнитивных науках о нейронных структурах мозга, популяционной генетике, генетике поведения, эволюционной биологии и нейрофармакологии, открываются беспрецедентные возможности изменения природы человека. Неизменность человеческой природы уступает место принципу выхода из естественности, когда можно продлить жизнь, изменить пол, родить ребенка при отсутствии природных предпосылок и т.п.



Молекулярная биология и генетика открыли большие возможности для манипуляций с генетическим фондом человека: стало возможным исправлять генетические дефекты или вводить новую генетическую информацию в хромосомы человека. Многие из этих достижений направлены во благо человека. Но существует опасность и другого их использования.

Последние десятилетия ХХ в. ознаменовались бурным развитием молекулярной генетики, приведшим к появлению генной инженерии, на основе которой разрабатываются различного рода биотехнологии, создаются генетически модифицированные продукты. Появились возможности генной терапии некоторых заболеваний человека, его зародышевых и соматических клеток, получения идентичных генетических копий организма. Эти формы генетического вмешательства требуют оценки и обсуждения своих социально-экономических последствий, как в силу того, что вырабатываемые в ходе дискуссий решения воздействуют на направления проводимых исследований, так и с точки зрения формирования адекватной реакции общества на возможность и необходимость их использования. Сегодня уже очевидно, что генная и биотехнологии обладают огромным потенциалом и возможностями воздействия на человека и общество.


  1. Социально-антропологические последствия нанотехнологической революции.

Вполне закономерно, что в начале XXI столетия все более значимым становится философская рефлексия социокультурных последствий развития нанотехнологии. Важен социально-философский анализ социокультурных последствий развития нанотехнологии, чья познавательная мощь не только обладает положительным потенциалом, но и угрожает существованию человечества в рамках техногенной цивилизации.

Подобно любой технологии, нанотехнология при ее внедрении влечет за собой конструктивные и деструктивные социальные (и культурные) последствия, специфика которых связана с возможностью нанотехнологии преобразовывать физический мир на атомно-молекулярном уровне. В отношении нанотехнологии последнее положение сейчас является особенно важным, поскольку она выступает в роли очередной промышленной революции.

В первую очередь, социальные последствия внедрения нанотехнологии состоят в изменении форм коммуникации и возникновении новых социальных форм, построенных на новых возможностях нейроинтерфейсов и виртуальной реальности. В сфере коммуникации сращивание человека с машиной предполагает новые социальные формы с участием мощного искусственного интеллекта.


Новый способ технологического производства снизу вверх исключает физический труд человека и целые технологические цепочки. Суть нанотехнологии - в появлении молекулярных машин на неорганической основе, которое произведет переворот в способе производства материальных благ ранее невиданных и исторически беспрецедентных масштабов. Анализ социальных последствий развития нанотехнологии показывает изменения в социально значимых сферах, что позволяет выявить контуры будущего общества и отношение к проблемам человеческого существования в условиях постиндустриального социума.

Среди социально значимых сфер, в которых четко проявляются социальные последствия внедрения нанотехнологии, выделяются военная сфера, медицина, сфера информационных коммуникаций, экология, энергетика, сфера повседневной жизни.

Нейросистемы на основе нанотехнологии открывают возможности соединения мозга с компьютером, создания новых форм виртуальной реальности и искусственного интеллекта нового поколения. Глобальная виртуализация физической и социальной реальности - главное социальное последствие в развитии нанотехнологии для данной области.


  1. Социально-антропологические последствия информационной революции.

Сущность информационной революции заключается в изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Другими словами, информационная революция означает качественный скачок в развитии общества, новый уровень использования принципиально новых методов и средств переработки информации и процессов информационного взаимодействия в обществе.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, после которых начинались качественно иные этапы развития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально новых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социально-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную революцию


Компьютеры, телевидение, Интернет, и бурное развитие ИТ сегодня изменили человеческую жизнь так же, как паровая машина, электричество и двигатель внутреннего сгорания в прошлом. Сегодня основной упор делается на сборе, обработке и распределении информации. Информационная революция и связанная с ней информационная индустрия стали частью жизни многих людей на протяжении уже более 40 лет.

Происходящая с конца XX в. информационная революция получила выражение в создании компьютерной техники, глобальной сети коммуникаций, охватившей национальные государства и их правительства, фирмы, предприятия, организации, университеты, школы и миллиарды людей во всем мире[5]. Изменились способы и формы хранения, обработки и передачи информации. Быстрыми темпами растет число пользователей Интернета.

Мобильные устройства — самые популярные инструменты коммуникации и работы с интернет-трафиком. Образуя коммуникативные сети, они обеспечивают эффективную межличностную, производственную, бизнес-финансовую, учебно-образовательную, научную и корпоративную коммуникацию. Интернет — самая мощная информационная глобальная система, имеющая доступ к основным информационным, культурным и образовательным ресурсам. Эта сеть охватывает всю планету, телекоммуникации, мобильную связь.

Можно говорить об антропологических, социальных, гуманитарных, политических, психологических и культурных аспектах информационной революции. Она может иметь самые неожиданные последствия для генотипа и фенотипа человека. Установленная корреляция и взаимодействие между технологическим и культурным развитием общества. Информационная революция изменила характер визуального и образного восприятия окружающей действительности, объем информации, обрушившейся на человека, привнесла новые интерпретации и ценности, столкнувшись с локальным и традиционным. Жизненый уклад, принципы формирования человеческих общностей, их верования, нормы и ценности подвергаются разрушительному воздействию глобального информационного пространства новых смыслов и ценностей.


  1. Перспективы и опасности НБИК (нано-био-информационных и когнитивных технологий)-конвергенция.