Файл: Факультет журналистики Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций курсовая работа спортивная тематика на отечественном телевидении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ФГБОУ ВО «КубГУ»)Факультет журналистикиКафедра истории и правового регулирования массовых коммуникацийКУРСОВАЯ РАБОТАСПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИРаботу выполнила ___________________________________ Лебеденко М.А.(подпись, дата)Направление подготовки: 42.03.02. Журналистика, 2 курс ЗФОНаправленность (профиль): Информационная работа Научный руководитель Старший преподаватель ____________________________Владимирова О.М.(подпись, дата)Нормоконтролерпреподаватель _______________________________________Погорелова А.А.(подпись, дата)Краснодар 2022_СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………….…………………….……………………….3 Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении..............................................................................................................5 Роль спортивной журналистики в современном обществе …………………...................................................................................................51.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном телевидении ………………………………………………………………...…101.3 Качества спортивного журналиста….........................................................142 Анализ контента отечественных спортивных телеканналов………………..182.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»...................................................182.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»……………………..222.2 Сопоставление способов и методов освещения спортивной тематики на разных каналах отечественного телевидения ……………………………...…..25Заключение……………………………………………………………………….27Список использованных источников………………...……...………….……....29Приложение…………………………………………...……...………….…….....33ВВЕДЕНИЕСегодня можно проследить интерес общества к здоровому образу жизни. Конечно, в первую очередь, речь идет о спорте как о важнейшем условии для укрепления здоровья. Проводятся различные соревнования, чемпионаты и так далее. Причем интересны они не только самим участникам. У всех этих мероприятий есть зрители, которые активно поддерживают любимых спортсменов. Журналистика же, как зеркало мира, должна отражать те принципы, по которым живет общество. Именно поэтому программ спортивной тематики на отечественном телевидении становится все больше, отсюда можно утверждать, что тема данной курсовой работы действительно актуальна. Объектом настоящего исследования будет являться сам спорт, а также телепрограммы спортивной тематики. Предметом– методы освещения спортивных событий средствами массовой информации. Цель исследования – изучение и анализ способов и методов освещения спортивной тематики на отечественном телевидении. Задачи исследования: рассмотреть способы освещения спортивных событий на телевидении; выявить особенности создания контента для спортивных программ; выделить качества спортивного журналиста; проанализировать контент телеканала «Матч ТВ»; проанализировать контент телеканала «Боец»; выполнить сравнительный анализ способов и методов освещения спортивных событий на разных российских телеканалах. К методам исследования, задействованным в работе, можно отнести системный подход, методы анализа, индукции, дедукции и сравнения. Теоретическая значимость работы состоит в формулировании закономерностей и общей концепции освещения спортивной тематики на каналах российского телевидения. Практическая значимость работы состоит в выявлении проблем, возможности использования результатов анализа для дальнейших исследований и улучшения работы СМИ. Глава 1. Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении Роль спортивной журналистики в современном обществе Спорт в любой стране – одна из важнейших тем для обсуждения средствами массовой информации. Более того, журналистика не только «сухо» освещает темы спорт, но и стимулирует раскрытие их социальной значимости в общественной жизни. Спортивная журналистика выполняет ряд функций, таких как: Воспитательная Информационная Аналитическая Мировоззренческая Пропагандистская Эскапизм Функция эмоциональной мены 1 Разберем каждую функцию подробнее, начиная с тех двух, которые, по Воронкову П., характерны только для спортивной журналистики: Функция эмоциональной мены. Спортивная журналистика позволяет человеку абстрагироваться от жизненных проблем, сменить вектор эмоций. Потому как спортивные события передаются на телевидении живо, что способствует полному «погружению» людей в процесс. Можно и говорить о том, что не всегда просмотр спортивных программ сопровождается эмоциями счастья, ровно, как и не всегда выигрывает любимая команда. Но вскоре к человеку приходит понимание, что проигрыш там никак не влияет на жизнь «за пределами экрана». Тут нужно обратиться и к другой точке зрения. Многие критики утверждают, что нельзя говорить о том, что спортивная журналистика всегда способна улучить эмоциональное состояние человека. Так, журналист Дмитрий Туленков считает: «Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди, непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики. Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации»2. Здесь же считаем важным отметить, что под функцией понимают роль, которую может выполнять тот или иной институт общества. Привыкли понимать, что политика выполняет воспитательную функцию, но если исходить из логики второго автора, то исполняется эта функция только для тех, кто нарушает закон. Либо же к функциям института образования всегда относят социализацию личности, но ее «получат» только те индивиды, которые будут систематически посещать учебное заведение и общаться с коллективом. То есть здесь нужно говорить о том, что люди, придерживающиеся второго мнения, определенно допускают логическую ошибку в своих умозаключениях. Эскапизм. Это функция спортивной журналистики заключается в том, что, освещая различные мероприятия данной направленности, СМИ способствует созданию «нового мира», где в честной борьбе побеждает сильнейший, а зритель может ассоциировать себя с игроком. Следующие функции характерны и для других институтов общества, но они также играют огромную роль. Воспитательная функция. Обратимся к аналитике сайта «RusBrand»3: Рисунок 1 - Структура просмотра ТВ контента на десктопе по жанрамИз приведенной выше статистики можно сделать вывод, что спортивная тематика востребована людьми разных возрастов, а это значит, что она вносит свой вклад в формирование личностей. Показывая силу спортсменов, чествуя победителей, спортивная журналистика воспитывает в подрастающем поколении трудолюбие и силу воли. Она является одним из основных способов пропаганды здорового образа жизни. Информационная функция. Нужно отметить, что средства массовой информации любой направленности прежде всего выполняют эту функцию. В спортивной журналистике главное – правдиво, объективно отразить любую связанную со спортом информацию. Аналитическая функция спортивной журналистики заключается в необходимости анализировать любую информацию, моментально интегрируя каждое действие спортсмена в последствие, которое оно повлечет за собой, тем самым спортивная журналистика становится доступна не только профессионалам, но и любителям. Мировоззренческая функция здесь способствует формированию понимания зрителей спортивного феномена. Наряду с воспитательной и пропагандистской эта функция формирует интерес общества к здоровому образу жизни. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно и спортивная журналистика, культивируя спорт и здоровый образ жизни, признана решить эту проблему.4 Пропагандистская функция спортивной журналистики способствует популяризации физкультурных знаний, с целью внедрения спорта в повседневную жизнь людей. Так, Болдин В.И. считает, что «огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации»5 Таким образом, можно сделать вывод, что спортивная журналистика действительно имеет огромную роль в современном обществе. Она выполняет функции, которые решают общественно важные проблемы. 1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном телевидении Спортивные программы на отечественном телевидении появились практически сразу. Однако долго они носили лишь описательный характер. С началом 20 века осознание спорта изменилось. Он стал являть собой значимую часть общественной жизни наравне с экономикой и политикой, например. Соответственно, изменился и контент, предоставляемый зрителю спортивными программами. Рассмотрим, какой контент интересен сегодня. Первым вопросом, на который необходимо найти ответ – Что освещать? Действительно, спортивная тема на отечественном телевидении пользуется спросом, только в нашей стране проходят сотни мероприятий данной тематики в месяц, а транслируются лишь десятки. СМИ может несколько недель обсуждать и анализировать одно событие, тогда как другие остаются в стороне. Отечественная спортивная журналистика практически вся очень узко сегментирована. Она, как правило, освещает темы, связанные со спортом больших достижений. Весь остальной спорт остается за пределами объективов. 6 Спортивные дисциплины, пользующиеся интересом аудитории (и СМИ соответственно), тоже традициональны. Обращаясь к исследованию М.И. Бабюк, сделаем вывод, что самой востребованной дисциплиной на российском медиарынку остается футбол. Приведем 10 наиболее востребованных дисциплин, выделенных в работе М.И. Бабюк. Таблица 1. Виды спорта, представленные в публикациях (в % от общего числа текстов, N= 4393, сумма превышает 100%, возможен выбор до трех вариантов)7

1.3 Качества спортивного журналиста

2.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»

2.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»

на разных каналах отечественного телевидения

Приложение А.


5 Болдин В. И. «Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем».

Материалы докторской диссертации. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1999.

6 Бабюк М.И. Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 2.- Электронный ресурс.-URL.: http://www.mediascope.ru/2545

7 Бабюк М.И. Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 2.- Электронный ресурс.-URL.: http://www.mediascope.ru/2545



8 Кононыхин С.Н. Спорт на радио и телевидении. Исторический очерк [Электронный ресурс] / С.Н. Кононыхин. — Режим доступа: http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=79

9 Косякин И. Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 192.

10 Косякин И. Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов // Вестник ВГУ. Серия:

Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 195

11 Шарафутдинова С.В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса

СМИ//Вестник Челябинского государственного университета. -2009.-№39. Филология. Искусствоведение. С. 141

12 Алексеев К.А. Особенности труда спортивных журналистов ХIХ – начала ХХ вв.//Общественные науки. Спецвыпуск. -2007

13 Довлатов С. Ремесло. -1984г. С. 16

14 Князев С. Геннадий Орлов: спортивная журналистика позволяет разговаривать с кем хочешь//Лениздат.ру [Электронный ресурс: https://lenizdat.ru/articles/1120553/]

15 Легков К. Бойцы невидимого спорта

16 Новиков Д. Борис Ходоровский: Нельзя научить человека журналистике, а спортивной - в особенности//Лениздат.ру [Электронный ресурс: https://lenizdat.ru/articles/1076355/]

17 Официальный сайт «МатчТВ»: [сайт]. URL: https://matchtv.ru/about



18 Газпром-медиа: [Электронный ресурс]. URL: https://ar2020.gazprom-media.com/ru/sportbroadcasting/match-tv

19 Газпром-медиа: [Электронный ресурс]. URL: https://ar2020.gazprom-media.com/ru/sportbroadcasting/match-tv



20 Газпром-медиа: [Электронный ресурс]. URL: https://ar2020.gazprom-media.com/ru/sportbroadcasting/match-tv

21 Канделаки рассказала об источниках финансирования «Матч ТВ» URL:

https://www.championat.com/football/news-2638754-kandelaki-rasskazala-ob-istochnikahfinansirovanijamatch-tv.html

22 Академик: [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/662505


23 Академик: [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/662505

24 Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека, 2007

25 Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. – МедиаМир, 2009

26 Интернет-СМИ. Теория и практика/ Под редакцией М.М. Лукиной. – Аспект-Пресс,

2010

27 Софронов Р. Что такое Pay-per-view? [Электронный ресурс] URL: https://mma.metaratings.ru/wiki/chto-takoe-pay-per-view/#::text=Pay%20Per%20View%20–

%20это,до%20года%2C%20чтобы%20смотреть%20турниры

28 Гутцайт Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ ПЛЮС ФУТБОЛ [Электронный ресурс] URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/mediatrendy-sportivnoy-zhurnalistiki-opyt-sputnikovogotelekanala-ntv-plyus-futbol/viewer