Файл: Факультет журналистики Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций курсовая работа спортивная тематика на отечественном телевидении.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет журналистики
Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
СПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Работу выполнила ___________________________________ Лебеденко М.А.
(подпись, дата)
Направление подготовки: 42.03.02. Журналистика, 2 курс ЗФО
Направленность (профиль): Информационная работа
Научный руководитель
Старший преподаватель ____________________________Владимирова О.М.
(подпись, дата)
Нормоконтролер
преподаватель _______________________________________Погорелова А.А.
(подпись, дата)
Краснодар
2022_
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………….…………………….……………………….3
-
Особенности освещения спортивной тематики на российском
телевидении..............................................................................................................5
-
Роль спортивной журналистики в современном обществе
…………………...................................................................................................5
1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном
телевидении ………………………………………………………………...…10
1.3 Качества спортивного журналиста….........................................................14
2 Анализ контента отечественных спортивных телеканналов………………..18
2.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»...................................................18
2.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»……………………..22
2.2 Сопоставление способов и методов освещения спортивной тематики на разных каналах отечественного телевидения ……………………………...…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………...……...………….……....29
Приложение…………………………………………...……...………….…….....33
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня можно проследить интерес общества к здоровому образу жизни. Конечно, в первую очередь, речь идет о спорте как о важнейшем условии для укрепления здоровья. Проводятся различные соревнования, чемпионаты и так далее. Причем интересны они не только самим участникам. У всех этих мероприятий есть зрители, которые активно поддерживают любимых спортсменов. Журналистика же, как зеркало мира, должна отражать те принципы, по которым живет общество. Именно поэтому программ спортивной тематики на отечественном телевидении становится все больше, отсюда можно утверждать, что тема данной курсовой работы действительно актуальна.
Объектом настоящего исследования будет являться сам спорт, а также телепрограммы спортивной тематики. Предметом– методы освещения спортивных событий средствами массовой информации.
Цель исследования – изучение и анализ способов и методов освещения спортивной тематики на отечественном телевидении.
Задачи исследования:
-
рассмотреть способы освещения спортивных событий на телевидении;
-
выявить особенности создания контента для спортивных программ;
-
выделить качества спортивного журналиста;
-
проанализировать контент телеканала «Матч ТВ»;
-
проанализировать контент телеканала «Боец»;
-
выполнить сравнительный анализ способов и методов освещения спортивных событий на разных российских телеканалах.
К методам исследования, задействованным в работе, можно отнести системный подход, методы анализа, индукции, дедукции и сравнения.
Теоретическая значимость работы состоит в формулировании закономерностей и общей концепции освещения спортивной тематики на каналах российского телевидения.
Практическая значимость работы состоит в выявлении проблем, возможности использования результатов анализа для дальнейших исследований и улучшения работы СМИ.
Глава 1. Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении
-
Роль спортивной журналистики в современном обществе
Спорт в любой стране – одна из важнейших тем для обсуждения средствами массовой информации. Более того, журналистика не только «сухо» освещает темы спорт, но и стимулирует раскрытие их социальной значимости в общественной жизни.
Спортивная журналистика выполняет ряд функций, таких как:
-
Воспитательная
-
Информационная
-
Аналитическая
-
Мировоззренческая
-
Пропагандистская
-
Эскапизм
-
Функция эмоциональной мены 1
Разберем каждую функцию подробнее, начиная с тех двух, которые, по Воронкову П., характерны только для спортивной журналистики:
-
Функция эмоциональной мены. Спортивная журналистика позволяет человеку абстрагироваться от жизненных проблем, сменить вектор эмоций. Потому как спортивные события передаются на телевидении живо, что способствует полному «погружению» людей в процесс. Можно и говорить о том, что не всегда просмотр спортивных программ сопровождается эмоциями счастья, ровно, как и не всегда выигрывает
любимая команда. Но вскоре к человеку приходит понимание, что проигрыш там никак не влияет на жизнь «за пределами экрана». Тут нужно обратиться и к другой точке зрения. Многие критики утверждают, что нельзя говорить о том, что спортивная журналистика всегда способна улучить эмоциональное состояние человека. Так, журналист Дмитрий Туленков считает: «Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди, непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики. Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации»2.
Здесь же считаем важным отметить, что под функцией понимают роль, которую может выполнять тот или иной институт общества. Привыкли понимать, что политика выполняет воспитательную функцию, но если исходить из логики второго автора, то исполняется эта функция только для тех, кто нарушает закон. Либо же к функциям института образования всегда относят социализацию личности, но ее «получат» только те индивиды, которые будут систематически посещать учебное заведение и общаться с коллективом. То есть здесь нужно говорить о
том, что люди, придерживающиеся второго мнения, определенно допускают логическую ошибку в своих умозаключениях.
-
Эскапизм. Это функция спортивной журналистики заключается в том, что, освещая различные мероприятия данной направленности, СМИ способствует созданию «нового мира», где в честной борьбе побеждает сильнейший, а зритель может ассоциировать себя с игроком.
Следующие функции характерны и для других институтов общества, но они также играют огромную роль.
-
Воспитательная функция. Обратимся к аналитике сайта «RusBrand»3:
Рисунок 1 - Структура просмотра ТВ контента на десктопе по жанрам
Из приведенной выше статистики можно сделать вывод, что спортивная тематика востребована людьми разных возрастов, а это значит, что она вносит свой вклад в формирование личностей. Показывая силу спортсменов, чествуя победителей, спортивная журналистика воспитывает в подрастающем поколении трудолюбие и силу воли. Она является одним из основных способов пропаганды здорового образа жизни.
-
Информационная функция. Нужно отметить, что средства массовой информации любой направленности прежде всего выполняют эту функцию. В спортивной журналистике главное – правдиво, объективно отразить любую связанную со спортом информацию.
-
Аналитическая функция спортивной журналистики заключается в необходимости анализировать любую информацию, моментально интегрируя каждое действие спортсмена в последствие, которое оно повлечет за собой, тем самым спортивная журналистика становится доступна не только профессионалам, но и любителям.
-
Мировоззренческая функция здесь способствует формированию понимания зрителей спортивного феномена. Наряду с
воспитательной и пропагандистской эта функция формирует интерес общества к здоровому образу жизни. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно и спортивная журналистика, культивируя спорт и здоровый образ жизни, признана решить эту проблему.4
-
Пропагандистская функция спортивной журналистики способствует популяризации физкультурных знаний, с целью внедрения спорта в повседневную жизнь людей. Так, Болдин В.И. считает, что «огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания
страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации»5
Таким образом, можно сделать вывод, что спортивная журналистика действительно имеет огромную роль в современном обществе. Она выполняет функции, которые решают общественно важные проблемы.
1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном
телевидении
Спортивные программы на отечественном телевидении появились практически сразу. Однако долго они носили лишь описательный характер. С началом 20 века осознание спорта изменилось. Он стал являть собой значимую часть общественной жизни наравне с экономикой и политикой, например. Соответственно, изменился и контент, предоставляемый зрителю спортивными программами. Рассмотрим, какой контент интересен сегодня. Первым вопросом, на который необходимо найти ответ – Что освещать?
Действительно, спортивная тема на отечественном телевидении пользуется спросом, только в нашей стране проходят сотни мероприятий данной тематики в месяц, а транслируются лишь десятки. СМИ может несколько недель обсуждать и анализировать одно событие, тогда как другие остаются в стороне. Отечественная спортивная журналистика практически вся очень узко сегментирована. Она, как правило, освещает темы, связанные со спортом больших достижений. Весь остальной спорт остается за пределами объективов. 6
Спортивные дисциплины, пользующиеся интересом аудитории (и СМИ соответственно), тоже традициональны. Обращаясь к исследованию М.И. Бабюк, сделаем вывод, что самой востребованной дисциплиной на российском медиарынку остается футбол. Приведем 10 наиболее востребованных дисциплин, выделенных в работе М.И. Бабюк.
Таблица 1. Виды спорта, представленные в публикациях (в % от общего числа текстов, N= 4393, сумма превышает 100%, возможен выбор до трех вариантов)7
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет журналистики
Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
СПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Работу выполнила ___________________________________ Лебеденко М.А.
(подпись, дата)
Направление подготовки: 42.03.02. Журналистика, 2 курс ЗФО
Направленность (профиль): Информационная работа
Научный руководитель
Старший преподаватель ____________________________Владимирова О.М.
(подпись, дата)
Нормоконтролер
преподаватель _______________________________________Погорелова А.А.
(подпись, дата)
Краснодар
2022_
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………….…………………….……………………….3
-
Особенности освещения спортивной тематики на российском
телевидении..............................................................................................................5
-
Роль спортивной журналистики в современном обществе
…………………...................................................................................................5
1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном
телевидении ………………………………………………………………...…10
1.3 Качества спортивного журналиста….........................................................14
2 Анализ контента отечественных спортивных телеканналов………………..18
2.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»...................................................18
2.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»……………………..22
2.2 Сопоставление способов и методов освещения спортивной тематики на разных каналах отечественного телевидения ……………………………...…..25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………...……...………….……....29
Приложение…………………………………………...……...………….…….....33
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня можно проследить интерес общества к здоровому образу жизни. Конечно, в первую очередь, речь идет о спорте как о важнейшем условии для укрепления здоровья. Проводятся различные соревнования, чемпионаты и так далее. Причем интересны они не только самим участникам. У всех этих мероприятий есть зрители, которые активно поддерживают любимых спортсменов. Журналистика же, как зеркало мира, должна отражать те принципы, по которым живет общество. Именно поэтому программ спортивной тематики на отечественном телевидении становится все больше, отсюда можно утверждать, что тема данной курсовой работы действительно актуальна.
Объектом настоящего исследования будет являться сам спорт, а также телепрограммы спортивной тематики. Предметом– методы освещения спортивных событий средствами массовой информации.
Цель исследования – изучение и анализ способов и методов освещения спортивной тематики на отечественном телевидении.
Задачи исследования:
-
рассмотреть способы освещения спортивных событий на телевидении; -
выявить особенности создания контента для спортивных программ; -
выделить качества спортивного журналиста; -
проанализировать контент телеканала «Матч ТВ»; -
проанализировать контент телеканала «Боец»; -
выполнить сравнительный анализ способов и методов освещения спортивных событий на разных российских телеканалах.
К методам исследования, задействованным в работе, можно отнести системный подход, методы анализа, индукции, дедукции и сравнения.
Теоретическая значимость работы состоит в формулировании закономерностей и общей концепции освещения спортивной тематики на каналах российского телевидения.
Практическая значимость работы состоит в выявлении проблем, возможности использования результатов анализа для дальнейших исследований и улучшения работы СМИ.
Глава 1. Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении
-
Роль спортивной журналистики в современном обществе
Спорт в любой стране – одна из важнейших тем для обсуждения средствами массовой информации. Более того, журналистика не только «сухо» освещает темы спорт, но и стимулирует раскрытие их социальной значимости в общественной жизни.
Спортивная журналистика выполняет ряд функций, таких как:
-
Воспитательная -
Информационная -
Аналитическая -
Мировоззренческая -
Пропагандистская -
Эскапизм -
Функция эмоциональной мены 1
Разберем каждую функцию подробнее, начиная с тех двух, которые, по Воронкову П., характерны только для спортивной журналистики:
-
Функция эмоциональной мены. Спортивная журналистика позволяет человеку абстрагироваться от жизненных проблем, сменить вектор эмоций. Потому как спортивные события передаются на телевидении живо, что способствует полному «погружению» людей в процесс. Можно и говорить о том, что не всегда просмотр спортивных программ сопровождается эмоциями счастья, ровно, как и не всегда выигрывает
любимая команда. Но вскоре к человеку приходит понимание, что проигрыш там никак не влияет на жизнь «за пределами экрана». Тут нужно обратиться и к другой точке зрения. Многие критики утверждают, что нельзя говорить о том, что спортивная журналистика всегда способна улучить эмоциональное состояние человека. Так, журналист Дмитрий Туленков считает: «Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди, непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики. Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации»2.
Здесь же считаем важным отметить, что под функцией понимают роль, которую может выполнять тот или иной институт общества. Привыкли понимать, что политика выполняет воспитательную функцию, но если исходить из логики второго автора, то исполняется эта функция только для тех, кто нарушает закон. Либо же к функциям института образования всегда относят социализацию личности, но ее «получат» только те индивиды, которые будут систематически посещать учебное заведение и общаться с коллективом. То есть здесь нужно говорить о
том, что люди, придерживающиеся второго мнения, определенно допускают логическую ошибку в своих умозаключениях.
-
Эскапизм. Это функция спортивной журналистики заключается в том, что, освещая различные мероприятия данной направленности, СМИ способствует созданию «нового мира», где в честной борьбе побеждает сильнейший, а зритель может ассоциировать себя с игроком.
Следующие функции характерны и для других институтов общества, но они также играют огромную роль.
-
Воспитательная функция. Обратимся к аналитике сайта «RusBrand»3:
Рисунок 1 - Структура просмотра ТВ контента на десктопе по жанрам
Из приведенной выше статистики можно сделать вывод, что спортивная тематика востребована людьми разных возрастов, а это значит, что она вносит свой вклад в формирование личностей. Показывая силу спортсменов, чествуя победителей, спортивная журналистика воспитывает в подрастающем поколении трудолюбие и силу воли. Она является одним из основных способов пропаганды здорового образа жизни.
-
Информационная функция. Нужно отметить, что средства массовой информации любой направленности прежде всего выполняют эту функцию. В спортивной журналистике главное – правдиво, объективно отразить любую связанную со спортом информацию.
-
Аналитическая функция спортивной журналистики заключается в необходимости анализировать любую информацию, моментально интегрируя каждое действие спортсмена в последствие, которое оно повлечет за собой, тем самым спортивная журналистика становится доступна не только профессионалам, но и любителям.
-
Мировоззренческая функция здесь способствует формированию понимания зрителей спортивного феномена. Наряду с
воспитательной и пропагандистской эта функция формирует интерес общества к здоровому образу жизни. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно и спортивная журналистика, культивируя спорт и здоровый образ жизни, признана решить эту проблему.4
-
Пропагандистская функция спортивной журналистики способствует популяризации физкультурных знаний, с целью внедрения спорта в повседневную жизнь людей. Так, Болдин В.И. считает, что «огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания
страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации»5
Таким образом, можно сделать вывод, что спортивная журналистика действительно имеет огромную роль в современном обществе. Она выполняет функции, которые решают общественно важные проблемы.
1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном
телевидении
Спортивные программы на отечественном телевидении появились практически сразу. Однако долго они носили лишь описательный характер. С началом 20 века осознание спорта изменилось. Он стал являть собой значимую часть общественной жизни наравне с экономикой и политикой, например. Соответственно, изменился и контент, предоставляемый зрителю спортивными программами. Рассмотрим, какой контент интересен сегодня. Первым вопросом, на который необходимо найти ответ – Что освещать?
Действительно, спортивная тема на отечественном телевидении пользуется спросом, только в нашей стране проходят сотни мероприятий данной тематики в месяц, а транслируются лишь десятки. СМИ может несколько недель обсуждать и анализировать одно событие, тогда как другие остаются в стороне. Отечественная спортивная журналистика практически вся очень узко сегментирована. Она, как правило, освещает темы, связанные со спортом больших достижений. Весь остальной спорт остается за пределами объективов. 6
Спортивные дисциплины, пользующиеся интересом аудитории (и СМИ соответственно), тоже традициональны. Обращаясь к исследованию М.И. Бабюк, сделаем вывод, что самой востребованной дисциплиной на российском медиарынку остается футбол. Приведем 10 наиболее востребованных дисциплин, выделенных в работе М.И. Бабюк.
Таблица 1. Виды спорта, представленные в публикациях (в % от общего числа текстов, N= 4393, сумма превышает 100%, возможен выбор до трех вариантов)7
Вид спорта | Абс. | % |
Футбол | 1618 | 37,6 |
Хоккей | 477 | 11,1 |
Биатлон | 306 | 7,1 |
Баскетбол | 119 | 2,7 |
Теннис | 139 | 3,3 |
Волейбол | 30 | 0,7 |
Бокс / ММА | 126 | 2,8 |
Борьба | 32 | 0,7 |
Единоборства | 15 | 0,3 |
Таким образом, практически половину составляют материалы, связанные с футболом.
После ответа на вопрос – «Что освещать?» следует вопрос – «Как это делать?».
Современные технологии позволяют точно воссоздать картину матча с помощью прямого эфира с места событий. Впервые самый удачный футбольный репортаж вне студии был проведен с матча, проходившего на стадионе «Динамо» в 1949 году. Успешным репортаж стал благодаря тому, что он транслировался в прямом эфире. Правда, снимали его всего две камеры, а комментировал его В.Синявский. Режиссером тогда выступил И.
П. Зарайцев8. Такой способ трансляции мероприятий спортивной тематики и сегодня остается ведущим.
Спортивная журналистика развивалась, параллельно с этим у людей появлялся интерес к спорту. Так, уже к 1950-м годам все значимые спортивные мероприятия СССР освещались на телевидении, 1960 год вообще стал «революционным» для спортивной журналистики: в этом году СССР впервые реализовал межконтинентальную передачу телевизионного сигнала.
Зрители собирались семьями у телевизоров и «болели» за любимые команды.
Вскоре такой отдых стал неотъемлемой частью жизни общества.
В 1964г. Появились программы «Человек и спорт», «Мастера советского спорта», «Мастера зарубежного спорта» и «Клуб четырех коней». С этого момента процесс спортивного телевизионного вещания значительно трансформировался. А в 1969 г. Появилась передача «Спортивная панорама» в которой ведущие освещали новости спорта, анализировали матчи, соревнования и тд. Так стал развиваться такой вид контента, как анализ спортивных событий.
Уже в 1972 году отечественное телевидение представит зрителю цветной вариант Олимпийских игр в Мюнхене. Уже к этому времени вся спортивная журналистика очень прогрессировала. В эфир выходили лучшие комментаторы, а профессиональным операторам удавалось передать настоящий «эффект присутствия». Техника для создания контента тоже усовершенствовалась, более того, в том же году, на одной из трансляций
Олимпийских игр в Мюнхене было зафиксировано более 130 цветных камер, 27 передвижных телевизионных станций, 11 теле - и 70 радиовещательных студий, 84 видеомагнитофона для записи изображения и 550 магнитофонов для записи звука, 80 киносъемочных установок.
9
Следующей «революцией» в истории спортивной журналистики стал крупный план. Это позволяло зрителям улавливать эмоции игроков, чувствовать атмосферу стадиона.
В 1996 г. увеличивается объем спортивного телевещания и составляет примерно 2100 часов. Рост обуславливается трансляцией спортивных состязаний уже на шести каналах (раньше они проводились на первых двух общероссийских)10. Позже появляется первый телеканал, круглосуточно транслирующий новости спорта и прямые эфиры событий (телеканал «Спорт», 2003г).
В 2015 появляется канал «Матч ТВ», почти все эфирное время которого занимают новости спорта.
Таким образом, рассмотрев историю отечественной спортивной журналистики, можно сделать вывод о том, что произошла эволюция вещания, жизнь любителей спорта значительно облегчилась, ведь благодаря новейшим изобретениям не обязательно посещать стадион, чтобы посмотреть матч любимой команды, достаточно включить телевизор. Более того, зрительская аудитория спортивных программ с каждым годом растет, что помогает в культивации здорового образа жизни в России.
1.3 Качества спортивного журналиста
Спортивная журналистика имеет ряд особенностей, требующих от журналиста определенных качеств. Так, она всегда опирается на специфический предмет рассмотрения и направленна на конкретную, ограниченную аудиторию11.
Нужно отметить, что быть спортивным журналистом «престижно» было не всегда. До СССР было мнение, которое высказал спортивный обозреватель Саволайн А.В.: «Спортивный журналист, как таковой, у нас не всегда признается величиной, с которой стоит считаться»12, однако совсем скоро ситуация изменилась, уже с начала 20 века выдающиеся спортивные журналисты, комментаторы были знаменитостями. О них много говорили и писали. По мнению Сергея Довлатова «футбол и хоккей заменяют советским людям религию и культуру»13.
Рассмотрим мнения профессионалов о том, какими качествами должен обладать спортивный журналист современного отечественного телевидения.
Сначала обратимся к словам известного спортивного комментатора Геннадия Орлова: «Если человек хочет заниматься спортивной журналистикой, то он должен быть фанатом спорта. Если ты не фанат спорта и тебе не интересно, как играют в бейсбол, в керлинг, то не надо этим заниматься», он же отметил, что не менее важно стремление к самосовершенствованию и идеальное знание русского языка.14
Следующее мнение высказал К. Легков в книге «Бойцы невидимого спорта», отметив, что спортивный журналист должен быть очень терпеливым: «Терпеть надо по разным поводам и довольно долго. Не придумывается предложение - надо терпеть. Не удается дозвониться до нужного человека - надо терпеть»
15
Важным будет обратиться и к мыслям Бориса Ходоровского, который также выделил три важнейших качества спортивного журналиста: мобильность,
«нахальство» и эрудиция.16
Разберёмся, как каждое из вышеперечисленных качеств влияет на работу спортивного журналиста:
-
Любовь к спорту. Безусловно, человек, говорящий или пишущий о спорте, должен разбираться в нем. Если же человек просто «заучит» положения, он все равно в полной мере не сможет качественно дать оценку тому или иному событию. К тому же, журналисту придется полностью связать свою жизнь со спортом, а без любви к нему быстро придет выгорание. -
Стремление к самосовершенствованию. Журналистика в целом работа для людей, готовых постоянно учиться. В спортивной журналистике тем более. Нужно следить не только за изменениями языка, тенденциями в подаче информации, но и за изменениями в мире спорта. -
Идеальное знание русского языка. Этот пункт важен всем профессиональным журналистом. Тексты с орфографическими, грамматическими ошибками читать никто не будет, также, как никто не будет слушать речь с орфоэпическими ошибками. -
Терпеливость. Это качество спортивного журналиста сопряжено с упертостью. Профессионал должен несмотря ни на что найти ответы на возникшие вопросы; редактировать свой материал до тех пор, пока он не будет полностью соответствовать поставленной задаче; должен быть готов к работе всегда и везде. -
Мобильность. Спортивный журналист должен постоянно находится в центре событий. Соревнования часто проводятся под дождем и снегом, на холоде и жаре, профессионал должен быть готов к любым условиям внешней среды. -
«Нахальство». Одна из главных задач спортивного журналиста заключается в том, чтобы передать эксклюзивную информацию, доступ к которой зачастую дается нелегко. Нужно уметь «добывать» эту информацию, притом не переходя ничьи личные границы. Секрет интересного репортажа — в деталях и эксклюзивах, из-за которых материал будут цитировать и ссылаться на него. -
Эрудиция. Нужно понимать, что журналисту предстоит общаться с разными людьми, писать на разные темы (даже в одной сфере) – и все это обязательно должен знать профессионал. Например, если игрок получил травму, комментатор в ту же минуту должен отметить, что именно повредил спортсмен. Поэтому, готовым нужно быть ко всему.
Глава 2. Анализ контента отечественных спортивных телеканалов
2.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»
Телеканал «Матч ТВ» — российский федеральный общедоступный канал о спорте и здоровом образе жизни. В эфире — трансляции главных спортивных событий, включая Олимпийские Игры и чемпионаты мира, новости, аналитические и развлекательные программы, реалити- и ток-шоу, документальные циклы, шоу о здоровом образе жизни и художественные фильмы о спорте. Телеканал вещает в режиме 24/7, входит в перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (пакет каналов РТРС-1) и является обязательным для распространения на всей территории Российской Федерации. Федеральный спортивный телеканал «Матч ТВ» — это флагманский продукт, который представляет спортивный медиабизнес
«Газпром-медиа».17
По тематической направленности:
Тематическая направленность телеканала связана с освещением спортивных и околоспортивных событий, а также пропагандой здорового образа жизни. Ежедневно в эфире актуальные спортивные новости, аналитические передачи, ток-шоу, развлекательные и специальные репортажи, а также документальные и художественные фильмы на спортивную тематику.
Формат вещания:
Новости: 5 минут каждый час 24/7.
Аналитика: ежедневно, программы, охватывающие все виды спорта. Центральное шоу канала «Все на матч»: 3 раза в день, студия с дополненной реальностью; эксперты, прогнозы, звезды спорта и т.д.
Трансляции: топовые трансляции с этапов регулярных соревнований, а также трансляции ключевых международных спортивных событий (Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы).
Новый формат мультитрансляций: прямые включения с различных спортивных трансляций идущих одновременно, в разных частях мира.
Объем спортивных трансляций на 12 спортивных телеканалах «Газпроммедиа» составляет 1747 часов в неделю.
За последние три года появилось 23 новых программ на спортивную тематику телеканала.18
Больше всего интерес у зрителей вызвал проект «Футбол на удаленке».
В первом выпуске (от 24.06.2020) мы видим, как спортсмены, тренеры рассказывают о развитии спорта в первые месяцы пандемии.
Хочется отметить уровень организации программы. Так как все спортсмены находились в своих домах и не имели доступ к студийному свету и камерам, могли возникнуть технические проблемы. Однако качество видео не уступает телевизионному.
Язык программы прост и доступен, что позволяет широкой аудитории понять и не потерять смысл высказанных героями проекта мыслей