Файл: Факультет журналистики Кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций курсовая работа спортивная тематика на отечественном телевидении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ФГБОУ ВО «КубГУ»)Факультет журналистикиКафедра истории и правового регулирования массовых коммуникацийКУРСОВАЯ РАБОТАСПОРТИВНАЯ ТЕМАТИКА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕВИДЕНИИРаботу выполнила ___________________________________ Лебеденко М.А.(подпись, дата)Направление подготовки: 42.03.02. Журналистика, 2 курс ЗФОНаправленность (профиль): Информационная работа Научный руководитель Старший преподаватель ____________________________Владимирова О.М.(подпись, дата)Нормоконтролерпреподаватель _______________________________________Погорелова А.А.(подпись, дата)Краснодар 2022_СОДЕРЖАНИЕВведение…………………………….…………………….……………………….3 Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении..............................................................................................................5 Роль спортивной журналистики в современном обществе …………………...................................................................................................51.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном телевидении ………………………………………………………………...…101.3 Качества спортивного журналиста….........................................................142 Анализ контента отечественных спортивных телеканналов………………..182.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»...................................................182.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»……………………..222.2 Сопоставление способов и методов освещения спортивной тематики на разных каналах отечественного телевидения ……………………………...…..25Заключение……………………………………………………………………….27Список использованных источников………………...……...………….……....29Приложение…………………………………………...……...………….…….....33ВВЕДЕНИЕСегодня можно проследить интерес общества к здоровому образу жизни. Конечно, в первую очередь, речь идет о спорте как о важнейшем условии для укрепления здоровья. Проводятся различные соревнования, чемпионаты и так далее. Причем интересны они не только самим участникам. У всех этих мероприятий есть зрители, которые активно поддерживают любимых спортсменов. Журналистика же, как зеркало мира, должна отражать те принципы, по которым живет общество. Именно поэтому программ спортивной тематики на отечественном телевидении становится все больше, отсюда можно утверждать, что тема данной курсовой работы действительно актуальна. Объектом настоящего исследования будет являться сам спорт, а также телепрограммы спортивной тематики. Предметом– методы освещения спортивных событий средствами массовой информации. Цель исследования – изучение и анализ способов и методов освещения спортивной тематики на отечественном телевидении. Задачи исследования: рассмотреть способы освещения спортивных событий на телевидении; выявить особенности создания контента для спортивных программ; выделить качества спортивного журналиста; проанализировать контент телеканала «Матч ТВ»; проанализировать контент телеканала «Боец»; выполнить сравнительный анализ способов и методов освещения спортивных событий на разных российских телеканалах. К методам исследования, задействованным в работе, можно отнести системный подход, методы анализа, индукции, дедукции и сравнения. Теоретическая значимость работы состоит в формулировании закономерностей и общей концепции освещения спортивной тематики на каналах российского телевидения. Практическая значимость работы состоит в выявлении проблем, возможности использования результатов анализа для дальнейших исследований и улучшения работы СМИ. Глава 1. Особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении Роль спортивной журналистики в современном обществе Спорт в любой стране – одна из важнейших тем для обсуждения средствами массовой информации. Более того, журналистика не только «сухо» освещает темы спорт, но и стимулирует раскрытие их социальной значимости в общественной жизни. Спортивная журналистика выполняет ряд функций, таких как: Воспитательная Информационная Аналитическая Мировоззренческая Пропагандистская Эскапизм Функция эмоциональной мены 1 Разберем каждую функцию подробнее, начиная с тех двух, которые, по Воронкову П., характерны только для спортивной журналистики: Функция эмоциональной мены. Спортивная журналистика позволяет человеку абстрагироваться от жизненных проблем, сменить вектор эмоций. Потому как спортивные события передаются на телевидении живо, что способствует полному «погружению» людей в процесс. Можно и говорить о том, что не всегда просмотр спортивных программ сопровождается эмоциями счастья, ровно, как и не всегда выигрывает любимая команда. Но вскоре к человеку приходит понимание, что проигрыш там никак не влияет на жизнь «за пределами экрана». Тут нужно обратиться и к другой точке зрения. Многие критики утверждают, что нельзя говорить о том, что спортивная журналистика всегда способна улучить эмоциональное состояние человека. Так, журналист Дмитрий Туленков считает: «Функция эмоциональной мены как уникума для спортивной журналистики не состоятельна. Прочтение спортивной газеты, просмотр спортивной телепередачи, прослушивание спортивной радиопрограммы приносит не только эмоциональную разрядку и избавление от отрицательных эмоций, накопившихся за день. Спортивная журналистика имеет свою специфическую аудиторию, называемую любителями спорта. Эту аудиторию можно разделить, как минимум, на три части: специалисты, то есть люди, непосредственно занятые в спортивной индустрии (спортсмены, тренеры, спортивные чиновники, журналисты, работники спортобъектов и др.), пассивные и активные болельщики. Только вторая группа может получать эмоциональную разрядку и получать сугубо положительные эмоции от спортивной журналистики. Это люди, которые не являются каждодневными потребителями спортивной информации»2. Здесь же считаем важным отметить, что под функцией понимают роль, которую может выполнять тот или иной институт общества. Привыкли понимать, что политика выполняет воспитательную функцию, но если исходить из логики второго автора, то исполняется эта функция только для тех, кто нарушает закон. Либо же к функциям института образования всегда относят социализацию личности, но ее «получат» только те индивиды, которые будут систематически посещать учебное заведение и общаться с коллективом. То есть здесь нужно говорить о том, что люди, придерживающиеся второго мнения, определенно допускают логическую ошибку в своих умозаключениях. Эскапизм. Это функция спортивной журналистики заключается в том, что, освещая различные мероприятия данной направленности, СМИ способствует созданию «нового мира», где в честной борьбе побеждает сильнейший, а зритель может ассоциировать себя с игроком. Следующие функции характерны и для других институтов общества, но они также играют огромную роль. Воспитательная функция. Обратимся к аналитике сайта «RusBrand»3: Рисунок 1 - Структура просмотра ТВ контента на десктопе по жанрамИз приведенной выше статистики можно сделать вывод, что спортивная тематика востребована людьми разных возрастов, а это значит, что она вносит свой вклад в формирование личностей. Показывая силу спортсменов, чествуя победителей, спортивная журналистика воспитывает в подрастающем поколении трудолюбие и силу воли. Она является одним из основных способов пропаганды здорового образа жизни. Информационная функция. Нужно отметить, что средства массовой информации любой направленности прежде всего выполняют эту функцию. В спортивной журналистике главное – правдиво, объективно отразить любую связанную со спортом информацию. Аналитическая функция спортивной журналистики заключается в необходимости анализировать любую информацию, моментально интегрируя каждое действие спортсмена в последствие, которое оно повлечет за собой, тем самым спортивная журналистика становится доступна не только профессионалам, но и любителям. Мировоззренческая функция здесь способствует формированию понимания зрителей спортивного феномена. Наряду с воспитательной и пропагандистской эта функция формирует интерес общества к здоровому образу жизни. Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно и спортивная журналистика, культивируя спорт и здоровый образ жизни, признана решить эту проблему.4 Пропагандистская функция спортивной журналистики способствует популяризации физкультурных знаний, с целью внедрения спорта в повседневную жизнь людей. Так, Болдин В.И. считает, что «огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации»5 Таким образом, можно сделать вывод, что спортивная журналистика действительно имеет огромную роль в современном обществе. Она выполняет функции, которые решают общественно важные проблемы. 1.2 Процесс развития спортивной журналистики на отечественном телевидении Спортивные программы на отечественном телевидении появились практически сразу. Однако долго они носили лишь описательный характер. С началом 20 века осознание спорта изменилось. Он стал являть собой значимую часть общественной жизни наравне с экономикой и политикой, например. Соответственно, изменился и контент, предоставляемый зрителю спортивными программами. Рассмотрим, какой контент интересен сегодня. Первым вопросом, на который необходимо найти ответ – Что освещать? Действительно, спортивная тема на отечественном телевидении пользуется спросом, только в нашей стране проходят сотни мероприятий данной тематики в месяц, а транслируются лишь десятки. СМИ может несколько недель обсуждать и анализировать одно событие, тогда как другие остаются в стороне. Отечественная спортивная журналистика практически вся очень узко сегментирована. Она, как правило, освещает темы, связанные со спортом больших достижений. Весь остальной спорт остается за пределами объективов. 6 Спортивные дисциплины, пользующиеся интересом аудитории (и СМИ соответственно), тоже традициональны. Обращаясь к исследованию М.И. Бабюк, сделаем вывод, что самой востребованной дисциплиной на российском медиарынку остается футбол. Приведем 10 наиболее востребованных дисциплин, выделенных в работе М.И. Бабюк. Таблица 1. Виды спорта, представленные в публикациях (в % от общего числа текстов, N= 4393, сумма превышает 100%, возможен выбор до трех вариантов)7

1.3 Качества спортивного журналиста

2.1 Анализ контента телеканала «Матч ТВ»

2.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»

на разных каналах отечественного телевидения

Приложение А.



Ситуация, вызванная пандемией, создала проблему «невозможности» проведения многих спортивных мероприятий. Людям как результат было интересно, как будут проходить давно запланированные мировые соревнования. Поэтому создание проекта, объясняющего что же будет дальше в сфере «активного взаимодействия людей друг с другом», было в некотором роде необходимым.

Новинкой стал и рад проектов о Чемпионате Европы. Канал представил 6 программ на данную тематику19:

  • «Моя игра»

  • «Наши на Евро»

  • «Евротур»

  • «Футбольное Столетие»

  • «Эмоции Евро»

  • «Чудеса Евро»

Из аналитики на сайте «Газпром-Медиа» можно сделать вывод, о том что наиболее популярными трансляциями на телеканале «Матч ТВ» в 2020 году были прямые эфиры футбольных событий20:



Рисунок 2 - Топ – 10 трансляций на «Матч ТВ» в 2020 году. %

Значимой частью в сетке вещания канала являются новости и спортивная аналитика. Недавно произошли изменения как в графическом оформлении новостей, так и в формате вещания. Так, например, время эфиров увеличилось с 6:00 до 9:00, а общий хронометраж новостных блоков был увеличен.

Таким образом, можно отметить, что контент телеканала «Матч ТВ» ориентирован в основном на футбольную тематику, хотя позиционируется как спортивный канал в целом. Однако здесь нужно заметить, что качество вещания остается одним из лучших на отечественном ТВ. Это заслуга очень современной и оснащенной студии, а также постоянной финансовой поддержки Газпрома.21

Также отметим, что «Матч ТВ» был признан «самым мужским телеканалом» (см. приложение А).

2.2 Анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»


НТВ-Плюс — российская сеть спутникового телевещания, работающая с 1996 года. Основана холдингом Медиа-Мост. Самая первая и одна из наиболее успешных спутниковых сетей России.22

НТВ-Плюс Футбол — спутниковый канал из орбиты НТВ-Плюс, посвящённый мировому футболу. Транслирует чемпионаты мира, Европы и Латинской Америки, национальные чемпионаты Англии, Германии,Франции и других стран. Обзоры, интервью, энциклопедия футбольной жизни, воспоминания о памятных моментах мирового и российского футбола.23

«НТВ Плюс Футбол» организует трансляции матчей, их аналитический разбор, а также создает контент для понимания сути данного вида спорта как мирового феномена. Здесь и авторские программы:


  • «90 минут»

  • «Свисток»

  • «Футбольный клуб»

  • «Международная панорама»

В этих проектах раскрываются и «объясняются простым языком» все детали футбольного мира.

Аудитория телеканала очень широка, это обусловлено тем, что «НТВ Плюс Футбол» предоставляет контент разной направленности.

С приходом новых медиа, на этом телеканале была разрушена привычная триада, выделенная Г.М. Маклюэном: Канал – Содержание – Аудитория.24

На современном «НТВ Плюс Футбол» каналы, контент и аудитория могут существовать вне зависимости друг от друга.25 Здесь, что характерно для новых медиа, происходит и процесс конвергенции. 26

Нужно сказать, что Интернет в начале существования телеканала выполнил лишь функцию площадки для размещения рекламы. Сайт до 2010 года выполнял лишь презентационную функцию, а после - стал являть собой отдельный продукт с насыщенным контентом.

Интересно, что популярная зарубежная система pay-per-view27 реализована, появились новые функции сайта, такие как:

  • трансакционная

  • интерактивная

  • коммуникативная

С помощью этих элементов у абонента появляется возможность неограниченного доступа к многообразию каналов.

На сайте «НТВ Плюс Футбол» существует форум «Футбол», темы и наполнение которого определяют пользователи.

Также на сайте действуют блоги известных спортивных журналистов, например: блог Уткина, Шмурнова, Черданцева и др. Эти блоги имеют теле- и радиопродукты, такие как «Чего хотят женщины». Здесь можно найти и анонсы программ, и интервью со звездами, «закадровую жизнь», что очень привлекает аудиторию.

Редакторы сайта работают на установление четкой и постоянной связи с аудиторией. Так, часто проводятся конкурсы за звание лучшего журналиста, где решение принимается именно аудиторией. Это имеет огромную роль, ведь в журналистике всегда осень важен отклик зрителя/читателя.

Современные условия медиасреды влияют на реализацию в разных ролях спортивного журналиста. Эти роли вызывают и соответствующую им дополнительную ответственность. В ситуации рынка, конкуренции, журналисту нужно быть максимально понятным и объективным, иначе вся его аудитория «уйдет» на другой канал. Именно благодаря разным контактам доставки информации телеканала «НТВ Плюс Футбол» журналисты должны реализовывать свой творческий потенциал.

28

2.3 Сопоставление способов и методов освещения спортивной тематики

на разных каналах отечественного телевидения


На отечественном телевидении существует масса спортивных телеканалов, в данной работе мы привели анализ контента одних из самых популярных – «Матч ТВ» и «НТВ Плюс Футбол». Эти каналы объединяет:

  • Время вещания: круглосуточное;

  • Самый освещаемый вид спорта: футбол;

  • Тематическая направленность: спорт;

  • Аудитория: любители спорта;

  • Территория вещания: по всей России;

  • «НТВ+» и «Матч ТВ» - телеканалы одного бренда.

Однако есть и существенные различия. Прежде всего, они заключаются в том, что «НТВ Плюс Футбол» больше ориентируется на аудиторию, трансляции легко можно найти и на сайте, и на сторонних площадках (Ютуб, например). В случае же с «Матч ТВ», найти программы отдельно практически невозможно, а чтобы оставить какую-либо обратную связь, зрительская аудитория должна провести огромную работу, так как на официальном сайте нет окна для отзывов и комментариев.

Различает их и то, что если «НТВ Плюс Футбол» имеет узкую направленность, то «Матч ТВ» охватывает более широкий спектр спортивных дисциплин.

Нужно упомянуть и то, что «Матч ТВ» - наиболее популярный канал. Благодаря нему осуществляется мощная пропаганда спорта в России. Пока «Матч ТВ» не превосходит по популярности «Первый канал», «Россию 1» и «ТНТ», но с каждым днем зрителями этого канала становятся все больше людей. Что касается мирового значения, то наш телеканал тоже далеко не ушел от их уровня. По разнообразию спорта, программ и ток- шоу «Матч ТВ» не отстает даже от такого канала, как Eurosport. Конечно, он только начинает свое становление, но уже положительные плоды заметны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сделать вывод о том, что спортивная журналистика за последние годы сильно модифицировала. Появились новые методы визуального отображения информации, такие, как съемка крупным планом, например.

С развитием на отечественном телевидении спортивной тематики культивировался здоровый образ жизни, с каждым годом «любителей» становилось все больше. Спорт в современном мире является источником национальной гордости, поводом для объединения и, в то же время, механизмом, который используется политическими элитами, средствами массовой информации для внушения определенных идей как гражданам своего государства, так и гражданам других стран.


В работе также был сделан вывод о том, какими качествами должен обладать профессиональный спортивный журналист для работы на отечественном телевидении. Наиболее значимые из них: трудолюбие, упорство, любовь к спорту, идеальное знание родного языка, мобильность.

Анализ контента двух отечественных спортивных телеканалов позволил выявить, что наше телевидение перенимает у западного лучшие свойства, постоянно улучшаясь и развиваясь.

Самым обсуждаемым спортом остается футбол.

Таким образом, в данной работе были выполнены такие задачи, как:

  • выявлены особенности освещения спортивной тематики на российском телевидении

  • показана роль спортивной журналистики в современном обществе

  • отслежен процесс развития спортивной журналистики на отечественном телевидении

  • выделены качества спортивного журналиста

  • проведен анализ контента телеканала «Матч ТВ»

  • проведен анализ контента телеканала «НТВ-плюс Футбол»

  • сопоставлены способы и методы освещения спортивной тематики на разных каналах отечественного телевидения

Данную курсовую работу действительно можно назвать хорошей базой для изучения истории развития спортивного отечественного телевидения, ведь в ней изучены различные спортивные каналы, что может приблизить человека, как к спортивной журналистике, так и к спорту в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Академик: [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/662505

  2. Алексеев К.А. Особенности труда спортивных журналистов ХIХ – начала ХХ вв.//Общественные науки. Спецвыпуск. -2007

  3. Ассоциация «Русбренд»: [сайт]. URL: http://www.rusbrand.com/news/182#_ftn1

  4. Бабюк М.И. Спортивный контент в российских СМИ в контексте медиатизации спорта: результаты исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 2.- Электронный ресурс.-URL.: http://www.mediascope.ru/2545

  5. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: актуальные вопросы. – МедиаМир, 2009

  6. Воронков П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс] // Самиздат. -М., 2006. - URL: http://7hurnal.lib.ruAy/vvoronkovv p/sportpress.shtml

  7. Газпром-медиа: [Электронный ресурс]. URL:https://ar2020.gazprommedia.com/ru/sport-broadcasting/match-tv

  8. Гутцайт Р.Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ ПЛЮС ФУТБОЛ [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatrendy-sportivnoyzhurnalistiki-opyt-sputnikovogo-telekanala-ntv-plyus-futbol/viewer

  9. Довлатов С. Ремесло. -1984г. С. 16

  10. Интернет-СМИ. Теория и практика/ Под редакцией М.М.

Лукиной. – Аспект-Пресс, 2010

  1. Канделаки рассказала об источниках финансирования «Матч ТВ» URL: https://www.championat.com/football/news-2638754-kandelakirasskazala-ob-istochnikah-finansirovanijamatch-tv.html

  2. Князев С. Геннадий Орлов: спортивная журналистика позволяет разговаривать с кем хочешь//Лениздат.ру [Электронный ресурс:


https://lenizdat.ru/articles/1120553/]

  1. Косякин И. Техника и технология спортивного телевидения в России: от экспериментального вещания до современных медиахолдингов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2012. – №1. – С. 192.

  2. Кононыхин С.Н. Спорт на радио и телевидении. Исторический очерк [Электронный ресурс] / С.Н. Кононыхин. — Режим доступа:

http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=79

  1. Легков К. Бойцы невидимого спорта

  2. Михайлов, С.А. Спортивная журналистика. -СПб.: Издательство Санкт Петербургского университета, 2005. 255с.

  3. Новиков Д. Борис Ходоровский: Нельзя научить человека журналистике, а спортивной - в особенности//Лениздат.ру

[Электронный ресурс: https://lenizdat.ru/articles/1076355/]

  1. «НТВ». Официальный сайт [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ntv.ru.

  2. Официальный сайт «МатчТВ»: [сайт]. URL: https://matchtv.ru/about

  3. Пресс-служба «Матч ТВ»,Телекомпания «Спортивное вещание»ликвидируется после передачи оборудования «Матч ТВ»[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rns.online/it-andmedia/Telekompaniya-Sportivnoe-veschanie-likvidiruetsya-posleperedachi-oborudovaniya-Match-TV-news-2015-08-27

  4. Софронов Р. Что такое Pay-per-view? [Электронный ресурс] URL:

https://mma.metaratings.ru/wiki/chto-takoe-pay-perview/#::text=Pay%20Per%20View%20–

%20это,до%20года%2C%20чтобы%20смотреть%20турниры

  1. Туленков Д. Спортивная публицистика и спортивная журналистика [Электронный ресурс]//URL:http://sportd.narod.ru/nauka/stat1.htm

  2. Умурзаков, У. К. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни / У. К. Умурзаков. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). —

Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13917/

  1. Шарафутдинова С.В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ//Вестник Челябинского государственного университета. -2009.-№39. Филология. Искусствоведение. С. 14


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А.


Статистика зрительской аудитории телеканала «Матч ТВ»





1 Воронков П. Спортивная пресса как тип [Электронный ресурс] // Самиздат. -М., 2006. - URL: http://7hurnal.lib.ruAy/vvoronkovv p/sport press.shtml

2 Туленков Д. Спортивная публицистика и спортивная журналистика [Электронный ресурс]//URL:http://sport-d.narod.ru/nauka/stat1.htm

3 Ассоциация «Русбренд»: [сайт]. URL: http://www.rusbrand.com/news/182#_ftn1

4 Умурзаков, У. К. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни / У. К. Умурзаков. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13917/