Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
116 Так называется этот иск в кодификации Юстиниана; примерно то же содержание имел и более ранний иск condictio ob rem dati.
117 В древнейшие времена подобный деликт вызывал не обязательство, а месть, которую Законы XII таблиц ограничили принципом талиона – око за око, зуб за зуб (VIII. 2). Возмещение материального ущерба или штраф имели основанием договор, заключаемый между потерпевшим и обидчиком для того, чтобы последний откупился от мести. Однако уже в течение того же древнейшего периода частная месть была запрещена и заменена определенными денежными компенсациями за каждое правонарушение. После этого сам факт совершения деликта стал непосредственным источником обязательства.
118 Тем не менее, иск к наследнику нарушителя был возможен на том основании, что в его имущество по наследству перешло что-либо полученное в результате деликта.
119 В том случае, если требовалось возмещение причиненного ущерба, это правило не действовало, и уплата соответствующей суммы одним из нарушителей освобождала остальных от обязательства.
120 Таким образом, по древнему цивильному праву «открытое воровство» признавалось не частным деликтом, а уголовным преступлением.
121 В древнейшие времена мог проводиться и торжественный, ритуальный обыск, при котором обыскивающий был одет только в набедренную повязку и имел при себе чашу. Если украденное находили при таком обыске, виновный отвечал так же, как если бы был пойман с поличным.
122 С одной стороны, иск по закону Аквилия являлся персекуторным, т.е. направленным на возвращение стоимости утраченной вещи. С другой стороны, он имел и штрафную функцию, поскольку истец требовал возмещения не текущей, а наивысшей за последний год или месяц стоимости вещи, а кроме того, ответчик уплачивал в качестве штрафа еще столько же, если неосновательно отрицал свою вину.
123 Если дом принадлежал нескольким хозяевам, они несли солидарную ответственность.
124 См. главу VII, рубрика «Преторские пакты».
125 Исключение составляли подвластные сыновья, обладавшие т.н. «военным пекулием», о котором см. главу III, рубрика: «Дети и родители».
126 В предклассический период, когда преторы стали дополнять и развивать старинные нормы цивильного права, термин hereditas охватывал только те права собственности, которые передавались по наследству согласно требованиям Законов XII таблиц, в то время как лица, получившие наследство по преторскому праву, приобретали не hereditas, а bonorum possessio (владение имуществом) и именовались не «наследниками», а «владельцами». Позднее, в классический период, эта разница постепенно стиралась, что будет видно из дальнейшего изложения.
127 См. часть I, гл. III.
128 Поскольку «брак с властью мужа» почти вышел из употребления, «своими наследниками» оставались только дети, проживавшие с отцом. Практический смысл их вторичного упоминания в списке наследников состоял в том, что эманципированные дети могли в установленный срок не затребовать свою долю наследства, и тогда отцовское имущество делили между собой родные дети как sui heredes.
129 Полнородные братья и сестры - те, кто имел одних и тех же отца и мать. Неполнородными братьями и сестрами называются те, у кого одна и та же мать, но разные отцы, или наоборот.
130 «Продать» право на наследство непосредственному наследнику, не привлекая доверенное лицо, было невозможно потому, что домовладыка не должен был заключать сделок с подвластными лицами.
131 Во время эпидемии подписи можно было собрать, не приглашая свидетелей в одно место; в селе достаточно было пяти свидетелей, причем грамотные могли расписываться за неграмотных; завещание в пользу детей вообще не требовало свидетелей, если же в нем были отдельные распоряжения в пользу других лиц, приглашались пять человек.
132 Доли наследников по завещанию должны были представлять собой дроби со знаменателем 12 (1/2=6/12; 1/4=3/12; 1/6=2/12 и т.д.)
133 О них см. следующую главу.
134 Исключение составлял т.н. «военный пекулий» подвластных сыновей, который они могли завещать.
135 Т.н. intestabilitas, о которой см. часть II, главу II («Лица»).
136 Если письменное завещание было уничтожено другим лицом или утрачено, оно силы не теряло, хотя зачастую восстановить его содержание после смерти завещателя было уже невозможно.
137 Об этом понятии см. выше, гл. II.
138 Размер этой доли исчислялся так: если по завещанию наследниками назначались другие члены семьи (sui heredes), обойденные вниманием завещателя домочадцы получали равную с ними долю; если же наследники не принадлежали к семье завещателя, им оставлялась только половина наследства, а другая половина делилась между обойденными членами семьи.
139 Centum viri – «сто мужей». Эти судьи заседали не все сразу, а отдельными группами.
140 Братья и сестры наследодателя могли оспаривать только такое завещание, в котором наследником назначалось опозоренное лицо (см. понятие turpitudo в главе «Лица»).
141 Если в завещании на легатария возлагались какие-то обязанности, такое ошибочное указание считалось ничтожным и не подлежало исполнению.
142 Разумеется, такая практика потребовала известных ограничений. Так, в начале классического периода особыми законодательными актами было запрещено оставлять фидеикомиссы в пользу лиц, лишенных права получать наследство от римских граждан. При Юстиниане было установлено, что фидеикомиссы должны быть подтверждены пятью свидетелями.