Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Периодизации истории римского права отчасти совпадает с данным делением на периоды и эпохи:
- древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.);
- предклассический период (середина III в. до н.э. - I в. до н.э.);
- классический период (I - III вв. н.э.);
- постклассический период (IV - VI вв. н.э.).
Древнейший период в истории римского права совпадает с царским и раннереспубликанским периодами в истории Римского государства; предклассический период совпадает с периодом поздней республики; классическое римское право сложилось в период ранней империи (принципата); постклассический период охватывает время поздней империи или домината.
Царский период в истории Рима. Город Рим был основан на территории одной из областей Средней Италии - Лациума, которую в древности населяло племя латинов. Во времена основания Рима латины жили небольшими общинами, которых насчитывалось около 30. Каждая община имела крепость (arx), куда население пряталось в случае вражеского набега, и где находились общинные святыни. Вокруг крепости, на склонах холма и у его подножия, были жилища членов общины - крестьян и ремесленников. Поскольку со временем жителей становилось слишком много и крепость не могла всех вместить, стали укреплять по периметру всю территорию общины, сначала вырывая ров и насыпая вал, а затем стали строить оборонительные стены. Так возникал urbs - город, и его население вместе с населением окрестностей составляло гражданскую общину (civitas). Каждая из латинских общин была совершенно автономна, однако общность этнического происхождения, языка и религиозных верований связывала все латинские общины под общим именем "латины".
Одной из таких латинских общин был Рим. Он возник в середине VIII в. (как считали сами римляне, в 754/753 г. до н.э.) в результате объединения общин, расположенных на семи холмах на берегу реки Тибр. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, а вся территория объединившихся общин, составивших город Рим, была обнесена стеной. Легенда связывает основание Рима с именем героя Ромула, который стал первым римским царем. В это время Рим не был значительным городом, хотя и выделялся среди других общин. Площадь его превышала 7,5 кв.км, а население составляло не более 10 тыс. человек. В составе Латинского союза Рим занимал положение одного из рядовых городов. Центром союза был древний город Альба Лонга. Однако постепенно значение Рима стало возрастать. Между Римом и Альба Лонгой возникло соперничесто из-за господства в союзе, завершившееся победой римлян.
Уже в древнейшую эпоху в Риме отсутствовал родовой строй в чистом виде. Это подтверждается тем, что римский народ в это время делился не на естественным образом сложившиеся кровнородственные группы, а на искусственные политические образования, представлявшее собой математически правильное деление всего римского общества на 3 трибы (племени), 30 курий (объединение родов), и 300 родов. К моменту образования Рима в нем уже не существовало родовой общности имущества, напротив, уже существовала семейная собственность. Главной социальной ячейкой римского общества в царский период уже был не род, а семья (familia). В эти ранние времена семья включала в себя несколько поколений ближайших родственников (например, взрослые сыновья продолжали жить вместе с отцом) и представляла собой своеобразную семейную общину («большая семья»). Отец семейства или “домовладыка” (paterfamilias) имел полную власть над членами семьи, включая “право жизни и смерти” по отношению к домочадцам. Под властью отца семейства находилось также все движимое и недвижимое имущество семьи. Важнейшую роль в древнейшей организации римского общества играли курии. Они имели политическое значение, так как древнейшие народные собрания собирались и голосование в них проводилось по куриям. Таким образом, семья, род и курия были важнейшими элементами римского общественного строя. Без принадлежности к этим объединениям нельзя было считаться полноправным гражданином Рима. Такие полноправные граждане назывались патрициями, т.е. теми, которые могли указать своего отца 2, род и курию. Слово “патриции” первоначально обозначало коренных и потому полноправных жителей Рима. Кроме патрициев в Риме были плебеи, которые представляли собой либо местное население, не принадлежащее ни к одному из патрицианских семейств, юридически самостоятельное, но неполноправное, либо переселившихся в Рим чужеземцев. С расширением Рима число таких переселенцев быстро возрастало. Многие из них находились в личной зависимости от какого-нибудь влиятельного патрона из числа патрициев и назывались клиентами. Клиенты входили в состав патрицианской семьи и обязаны были во всем поддерживать патрона. В свою очередь, патрон был обязан защищать клиента, так как он не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получал только через посредство патрона.
Поскольку Рим формировался как гражданская община (civitas)
, то первоначально земельные угодья, принадлежавшие коллективу граждан, считались общим достоянием (“общественное поле” - ager publicus). Однако уже во времена первых царей каждый взрослый гражданин получал из этой общей земли собственный надел в 2 югера (югер - 1/4 га). По мере завоевания соседних общин и приобретения Римом новых земель патрицианским семьям разрешалось приобрести столько земли, сколько каждая семья сможет обработать своими силами в течение дня. Эта земля ранее всего переходила в индивидуальную собственность отца семейства и могла отчуждаться. Плебеи, не входившие в патрицианские роды и курии, не имели права на какую-то долю общественного поля (ager publicus). Но они с давних времен владели своими земельными участками, которые превратились в отчуждаемую собственность. Так постепенно создавались условия для утверждения частной собственности на недвижимость. Кроме земледелия в Риме в царский период было развито и скотоводство. Часть ager publicus использовалась под общественные пастбища и выгоны. Скот первоначально выполнял функцию меры стоимости, отчего позднее деньги по-латыни стали называться pecunia (от pecus, что значит “скот”). Штрафы вплоть до начального периода республики назначались в виде известного количества скота. В царский период уже существовало ремесло. С именем царя Нумы Помпилия связывают возникновение в Риме нескольких ремесленных коллегий (союзов). Получила развитие меновая торговля, причем со временем вместо скота в качестве эквивалента стоимости стали употреблять слитки меди определенного веса. Чеканная монета появилась в Риме лишь позднее, в начальный период республики. Самой древней денежной единицей был as libralis - асс, равный 327,5 гр. меди.
Основными элементами древнейшего государственного строя Рима были царь, сенат и народное собрание. Царь являлся верховным правителем государства. Он соединял в своих руках военные, административно-правовые и жреческие полномочия. Царя избирало народное собрание. Наряду с царем государством управлял сенат (senatus), членами которого были предводители патрицианских родов. Сенат был совещательным органом при царе. Решения сената назывались сенатусконсультами (senatus consulta), т.е. "советы, данные сенатом". Третьим элементом государственного устройства Рима было народное собрание (comitia), т.е. собрание всех взрослых, способных носить оружие полноправных граждан-патрициев. Собрания назывались куриатными (comitia curiata), потому что в основе их было деление по куриям, ипри голосовании каждая курия подавала один голос. Народное собрание созывалось по инициативе царя.
Значительную роль в общественной жизни римлян играла религия, хотя римляне очень рано стали отделять право человеческое, светское (jus humanum) от божественного права (jus divinum). Поэтому, например, рядом со светским уголовным правом существовало религиозное уголовное право. Религия сохраняла большое влияние на семейные отношения. Дело в том, что каждая патрицианская семья имела свой культ предков, души которых, согласно верованиям римлян, продолжали жить возле домашнего очага и нуждались в жертвоприношениях. Большое значение в жизни государства имели т.н. dies nefasti - праздничные и другие неприсутственные дни, в течение которых нельзя было проводить заседания сената и народных собраний. Высшая жреческая власть в Риме находилась у коллегии понтификов. Область публичного права, связанная с делами политическими, тоже не была свободна от влияния религии. И в этой области никакое дело не могло быть начато, не будучи освященным. Для этого использовался обычай гаданий (auspicia). Были специальные жреческие коллегии, которые по полету птиц (авгуры) или внутренностям жертвенных животных (гаруспики) узнавали волю богов. Вопросы международных отношений курировала специальная жреческая коллегия фециалов, которые вели переговоры с неприятелем, скрепляли мирные договоры клятвами и жертвоприношениями.
Развитие Римского государства сопровождалось ростом населения, в составе которого увеличилось число плебеев за счет новых поселенцев. Однако их приниженное, по сравнению с патрициями, положение становилось все более ощутимым. Кроме того, усиливались противоречия между патрицианской знатью и царской властью, и поэтому цари, начиная с Тарквиния Древнего, пытались использовать в борьбе против патрицианской знати плебеев. В условиях острых социальных и политических противоречий римское общество нуждалось в реформах. В них были заинтересованы отчасти и плебеи и патриции. Патриции не хотели одни нести тяготы воинской повинности и были заинтересованы привлечь к этому и плебеев. Плебеи, особенно зажиточные, были недовольны тем, что статус гражданина в Риме определялся не его имущественным положением, а происхождением. Поэтому в VI в. до н.э. царь Сервий Туллий провел реформу, установившую имущественный ценз, в соответствии с которым всё население Рима - как патриции, так и плебеи - было разделено на 5 классов. Имущественные нормы, служившие основанием для распределения по классам, известны в позднейшем денежном исчислении (от 100 тыс. ассов до 11,5 тыс.). Но, вероятно, первоначально в основу были положены нормы землевладения, согласно которым к первому классу относились те, кто владел 20 югерами (= 5 га) земли, ко второму - от 15 до 20, к третьему - от 10 до 15, к четвертому - от 5 - 10, и к пятому - владевшие менее, чем 5 югерами. Каждый из классов выставлял известное количество военных подразделений -
центурий: 1 класс - 80 центурий, 2 - 4 классы - по 20, и 5-й - 30 центурий. Каждый гражданин соответствующего ценза должен был являться на службу со своим оружием, причем более высокому классу соответствовало более дорогостоящее вооружение. Кроме того, было было ещё 18 центурий всадников, набиравшихся из самых богатых граждан 1-го класса и служивших в коннице, 2 центурии мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 центурия из т.н. пролетариев, т.е. граждан, лишенных средств к существованию, которая выполняла различные вспомогательные работы. Всего центурий было 193.
Хотя патрицианский строй не был уничтожен этой реформой, тем не менее, он был ею поколеблен. Появился новый тип народных собраний - comitia centuriata, где участвовали и патриции, и плебеи, причем каждая центурия, независимо от численности, имела один голос. Правда, плебеи не обладали достаточным числом голосов, так как из 193 голосов 98 принадлежало центуриям высших классов, т.е. прежде всего патрициям.
После смерти Сервия Туллия к власти пришел Тарквиний Гордый. Противоречия между ним и патрицианской знатью достигли такого накала, что разразился открытый конфликт, который привел к падению царской власти.