Файл: Для целей товароведения продукция может быть классифицирована.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сертификация – один из способов, удостоверяющих соответствие продукции заданным требованиям, основной достоверный способ доказательства соответствия продукции, процесса, услуги заданным требованиям.

Метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.

Эталон – это средство измерений, обеспечивающее воспроизведение единицы какой-либо величины с максимально возможной точностью и хранение ее для передачи размера другим средствам измерений, выполненное по особой спецификации и официально утвержденное в установленном порядке.

 

Вопрос 1. Методы определения качества товаров.

 

В зависимости от средств анализа и измерения показатели качества определяют органолептическим, инструментальным (лабораторным), а также экспертным, измерительным, регистрационным, расчетным или социологическим методами.

Органолептический метод – это метод определения показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Его точность и достоверность зависят от квалификации, навыков и способностей работника, а также от условий проведения анализа. Достоинства органолептического метода: дешевый, быстрый, доступный, а недостатком является субъективность (неточность).

Инструментальные (лабораторные) методы необходимы для выявления химического состава, безвредности, пищевого достоинства пищевых продуктов, используются физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические методы исследования. Достоинством лабораторных методов является точность результатов.

Экспертный метод– это метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого экспертами. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по оцениваемой продукции – ученые, конструкторы, дизайнеры, технологи, а также товароведы и другие работники торговли.

Измерительный методприменяют для определения показателей качества с помощью специальной аппаратуры, химических реактивов и посуды. Требует специально оборудованного помещения и специалистов.

С помощью регистрационного метода
показатели качества определяют на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных данных.

При расчетном методепоказатели качества определяют на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров.

При социологическом методепоказатели качества продукции определяют на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных потребителей. Отношение потребителей к качеству продукции выявляется путем учета заполненных ими анкет-вопросников, дегустаций и других мероприятий.

 

Вопрос 2. Фальсификация продовольственных товаров.

 

Фальсификация (от лат. falsifico – подделываю) – действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Объектами фальсификации являются: товары, услуги, денежные знаки, документы, информация, финансовые и) бухгалтерские отчеты и текущая документация, маркировочные и идентификационные знаки, исторические факты, мнения и высказывания выдающихся личностей и многое другое.

Экспертиза подлинности товара проводится с целью установления характерных показателей, отличающих подлинный (натуральный) продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как худшие показатели качества, чем подлинный, так и лучшие показатели.

Для достижения этой цели при данной экспертизе могут ставиться следующие задачи:

1.  Имеет ли данное изделие показатели, характерные для подделок подлинного (натурального) товара.

2.  Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для данной однородной группы товаров.

3.  Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым к ней в нормативно-технической документации, Законе «О защите прав потребителей».

4.  Соответствует ли внутренняя и внешняя упаковка данного изделия предъявляемым требованиям.

5.  Соответствуют ли стоимость, сопроводительные документы данному изделию, а также производителю, стране, от имени которых он поступил.

 

При фальсификации продовольственных товаров обычно подвергаются подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров:



     ассортиментная (видовая);

     качественная;

     количественная;

     стоимостная;

     информационная;

     комплексная.

 

Ассортиментная – замена продукта заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Качественная – подделка с помощью добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей свойств продуктов.

Количественная – обман за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм.

Информационная – обман с помощью неточной или ложной информации о составе, свойствах товара.

Стоимостная – реализация низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаов с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими.

 

Последствия фальсификации:

1.  Риск утраты здоровья многими членами общества.

2.  Увеличение смертности от болезней и пищевых отравлений.

3.  Ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что, в конечном счете, влияет на ухудшение качества жизни общества в целом.

4.  Снижение продолжительности жизни в обществе.

5.  Моральная деградация как отдельных людей, так и общества в целом.

6.  Снижается уровень доверия других государств и народов к обществу.

 

Вопрос 3. Оценка и экспертиза товаров.

 

В современных рыночных условиях одним из ведущих направлений в деятельности субъектов рынка по продвижению товара к покупателю стала экспертиза. Различают товарную, судебную, врачебно-трудовую, юридическую, технологическую, бухгалтерскую, экологическую, ветеринарно-санитарную и другие виды экспертиз.

Экспертная оценка – совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров или других объектов, определению действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям и/или товарной информации.

При экспертной оценке требования к характеристикам товаров или иных объектов могут устанавливаться не только нормативными документами, но и экспертами. Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы товаров, а также товарные партии.


Цель товарной экспертизы – проведение количественных и качественных оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному изменению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

     осуществлять правильный подход к выбору свойств, показателей ассортимента и качества товаров в соответствии с целью экспертизы;

     измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров;

     выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям;

     анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.

 

Принципы экспертизы:

1)       объективность,

2)       независимость,

3)       компетентность,

4)       системный подход,

5)       эффективность,

6)       безопасность.

 

Методы экспертизы – это совокупность методических приемов, которые применяются при экспертном исследовании потребительских свойств товаров, отображенных в документах экспертизы.

При проведении экспертизы используются различные методы:

     метод экспертных оценок (Метод Дельфи);

     корреляционно-регрессионный анализ;

     метод ведущего эксперта группы;

     метод комиссии;

     комплексная и оперативная экспертиза.

 

Несмотря на обилие существующих методов проведения экспертизы свойств товара, ведущим остается экспертный метод. Обычно используются две разновидности метода, различающиеся по составу экспертов и выполняемым процедурам: метод ведущего эксперта группы и метод комиссии.

Методы экспертных оценок используются для анализа и оценки результатов опросов, представленных экспертами, для прогнозирования хода развития событий и явлений в будущем, для выдачи заключений на маркетинговые исследования. Экспертная оценка необходима, когда нет надлежащей теоретической основы развития объекта. Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.

 

Требования к экспертам:

     оценки эксперта должны быть стабильными во времени и транзитивны;


     наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта;

     эксперт должен быть признанным специалистом в данной области знаний;

     эксперт должен обладать некоторым опытом успешных прогнозов в данной области знаний.

 

Заключение эксперта (англ. expert opinion/report) – письменный документ, являющийся доказательством по уголовному или гражданскому делу, в котором экспертом даются мотивированные ответы на вопросы, поставленные при назначении экспертизы.

 

Вопрос 4. Стандартизация и сертификация продукции.

 

Проблема повышения качества продукции занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между производителем и изготовителем продукции, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Стандартизация и сертификация – это те подсистемы, которые позволяют измерить и оценить качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Результаты деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.

Нормативный документ – документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации – правила, рекомендации, кодексы установившейся практики, общероссийские классификаторы.

В любом обществе стандартизация осуществляется в целях обеспечения:

     безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей;

     технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

     качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

     единства измерений;

     экономии всех видов ресурсов;

     безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;