Файл: Для целей товароведения продукция может быть классифицирована.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

Государственная система стандартизации Российской Федерации – это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Выделяют следующие категории стандартов:

     Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);

     стандарты отраслей (ОСТ);

     стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО);

     стандарты предприятий (СТП).

 

При стандартизации продукции в государственные стандарты (ГОСТ Р) включает обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды; совместимость и взаимозаменяемость, методы контроля соответствия обязательным требованиям; методы маркировки как средство информации о выполнении обязательных требований и правилах безопасности использования продукции.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» технические условия (ТУ) не представлены как документы по стандартизации. Технические условия как документ по качеству готовой продукции входят наряду с эксплуатационной документацией (инструкции, паспорта) в комплект товаросопроводительных документов. Несмотря на это технические условия являются очень распространенным нормативным документом и востребованы отечественной практикой. В отличие от стандартов (ГОСТ Р, ОСТ) они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Стандарты всех категорий имеют соответствующие обозначения, состоящие из индекса, регистрационного номера и года принятия {ГОСТ 15842-90; ГОСТ Р 51618-2000).

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) – высший орган по стандартизации;

Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества стран большое значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки международных стандартов становится все более очевидной так как различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.


Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т. е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил, функционирования системы сертификации в целом.

Сертификация может быть добровольной или обязательной.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) – подтверждение их безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации – обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги).

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (рис. 6).



 



 

Рис. 6. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а – знак соответствия при обязательной сертификации; б – знак соответствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России

 

Литература по теме.

 

Основная литература:

1.  Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 239.

2.  Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 – 460 с.

 

Дополнительная литература:

1.  Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник / Под ред. проф. Л.Г. Елисеевой. – М.: МЦФЭР, 2006. – С. 54-59.

2.  Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2007. – С. 448.

3.  Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Г.Г. Дубцов. – М.: Академия, 2010. – 332 с.

4.  Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.

5.  Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: учебник / В.А. Тимофеева. – Изд. 10-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 5-25.

 

Интернет-ссылки:

1.  http://www.znaytovar.ru/tema11.html

2.  http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/osnovy-tovarovedeniya/

 

Вопросы для самопроверки:

1.       Назовите основные методы определения качества.

2.       В чем плюсы и минусы органолептического метода.

3.       Раскройте понятие фальсификации.

4.       Перечислите виды фальсификаций, приведите примеры для каждого вида.

5.       Назовите последствия фальсификации в сфере HoReCa.

6.       Каково назначение экспертизы товаров?

7.       Какие функции выполняет эксперт?

8.       Раскройте суть товарной экспертизы.

9.       Каковы основные цели стандартизации?

10.  В чем необходимость введения технического регулирования?

11.  Какова взаимосвязь экспертизы, стандартизации и сертификации?

 


Тема 4. Информационное обеспечение и товарно-марочная политика предприятий HoReCA

 

Вопросы темы:

1.  Информационное обеспечение товароведения.

2.  Товарно-марочная политика.

 

Цели и задачи.

Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний об информационном обеспечении товароведения. Глубокое изучение этой темы познакомит студентов с актуальными вопросами товарно-марочной политики предприятий продовольственного производства и ретейла.

 

В результате успешного изучения темы Вы:

Узнаете:

     виды, способы отображения потребительской информации;

     назначение и глубину отражения информации на продовольственных товарах;

     значение, виды, способы использования товарных знаков и марок;

     познакомитесь с основными товарными стратегиями продовольственных предприятий индустрии гостеприимства;

 

Приобретете следующие профессиональные компетенции:

     чтение коммерческой, потребительской, транспортной маркировки;

     использование торговых марок и товарных знаков с различными целями, сегментирование рынка при их помощи, позиционирование товара;

     базовые навыки стратегического планирования товарного ассортимента, использование различных стратегий на разных этапах жизненного цикла продукта.

 

Теоретический материал по теме

 

В процессе изучения обратите внимание на следующие основные определения:

Товарная марка – это имя, термин, знак, символ, рисунок, образ, цвет или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного производителя (продавца) или их группы, и дифференциации их от услуг и товаров конкурентов.

Марочный знак (эмблема) – часть марки в виде символа, рисунка, шрифтового оформления, которые можно опознать.

 

Вопрос 1. Информационное обеспечение товароведения.

 

В условиях рыночных отношений возрастает роль информации о товарах, поскольку потребителю трудно разобраться в многообразии существующих и новых товаров и сделать правильный выбор. С другой стороны, информация необходима и для производителя продукции. Он должен отслеживать изготовление новых товаров, их конкурентоспособность для принятия решений о прекращении производства отдельных товаров и разработке новых.


Товарная информация предоставляет сведения о товаре и предназначена преимущественно для коммерческой деятельности. Источниками такой информации служат производители товаров, которые информируют продавцов и потребителей о производимых товарах. От качества оказываемых информационных услуг зависит скорость продвижения, интенсивность сбыта продукции, симулирование продаж и создание потребительских предпочтений.

Товарная информация делится на основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию.

Основополагающая товарная информация – вид и наименование товара, его качественные характеристики, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок годности и период хранения.

Коммерческая информация содержит основные сведения о товаре, которые дополняют основную информацию; она предназначена для изготовителей, поставщиков, продавцов. Этот вид информации содержит сведения о посредниках, о наличии нормативных документов по качеству товаров, сведения о товаре по ОКП и др. (например, штрихкод, который содержит важные сведения о товаре и его производителе).

Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товара, его функциональном назначении, способах эксплуатации, надежности и безопасности применения. Важную роль играют красочные изображения на товаре и его упаковке, которые оказывают положительное воздействие на покупателя.

Товарная информация может использоваться в словесной, цифровой, изобразительной и символической форме.

Словесная форма информации о товаре представлена на языке страны-изготовителя и ряда других стран, что позволяет знакомить с ней широкий круг потребителей. К недостаткам такой информации следует отнести неудобство ее размещения на товаре – требует значительного места на упаковке или самом товаре.

Цифровая форма информации о товаре дополняет словесную какими-либо количественными сведениями о товаре, об объеме, весе (нетто, брутто), длине, дате и сроках выпуска. Отличается четкостью изображения, единообразием и лаконичностью. В некоторых случаях она доступна только профессионалам в установлении ассортиментных номеров продукции, расшифровке номеров предприятий с помощью Общероссийского классификатора продукции.