Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Хотя Господь и признает тот факт, что Авимелех совершил грех в простоте сердца, но помолиться за него должен именно праведный Авраам. И это еще одно место, показывающее, что Бог принимает молитву праведника за грешника, по молитве праведника исцеляет нечестивого (Быт. 20:17).
2. Откровение «Имени» Моисею (Исх. 3:14-15). Имена Божии в Ветхом Завете (основные имена и их этимологическое значение).
Моисей испугался. Ему трудно было поверить в реальность этого распоряжения. И потому он тут же стал возражать Богу, ссылаясь на свои недостаточные способности и недостаточный авторитет.
Моисей сомневался, что ему под силу одержать победу. Бог дал ему два обетования: Он будет присутствовать и совершат служение Богу на этой горе.
Целью освобождения было дать Израилю возможность "служить Богу".
Второе возражение Моисея касалось того, что, как он полагал, израильтяне воспротивятся его утверждению, что Бог послал его, чтобы освободить их. И тогда Бог велел Моисею сказать им, что Он есть Сущий и что Сущий послал меня к вам. (ст. 14). Он-то и сказал, что будет со Своим народом в трудное для него время.
Вот ИМЯ Мое (Сущий) на веки. Помнить о Нем под этим именем следует всегда, вечно.
Имена Божие, которые чаще встречались в Пятикнижие.
Яхве - Яхве Бог (в русской Библии – Господь Бог)
Бог - В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1.1). Бог (в евр. тексте אלהים – Элохи́м) – множ. ч.). Форма этого имени в единственном числе – אלוה (Эло́ах) или краткая אל (Эл).
Бог Всемогущий - Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). Сначала Яхве открывает одно из Своих имен: Я – Бог Всемогущий (אל שדי – Эл Шадда́й)
Отец - Второзаконие. 32:6 Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?
ЭЛ-РОИ: «Бог Видящий» (Бытие 16:13) – имя, приписанное Богу Агарью, которая находилась в одиночестве и отчаянии в пустыне после того, как Сара прогнала ее (Бытие 16:1–14). Когда Агарь встретила Ангела Господнего, то поняла, что видела Самого Бога. Она также поняла, что «Эл-Рои» увидел ее в бедствие и показал, что Он – Бог, который живет и видит все.
АДОНАЙ: «Господь» (Бытие 15:2) – используется вместо «ЯХВЕ», которое евреи считали слишком священным, чтобы быть произнесенным грешными людьми. В Ветхом Завете «ЯХВЕ» чаще используется в отношениях Бога с Его народом, в то время как «Адонай» используется, когда Он имел дело с язычниками.
Элоhей Кедем - Бог Начала (Русс. Синод.: Бог древний): (Второзаконие 33:27). Всесильный всегда был и всегда есть. Он стоит превыше всего во времени и в приоритетах. Он должен быть первым, стоять прежде всего другого в наших стремлениях.
Эль Шаддай - Бог всякого достатка: (Бытие 17:1). "Шад" на иврите означает "грудь". Подобно кормящей матери, Бог питает и обеспечивает Свой народ всем необходимым, заботясь о всех его нуждах.
Ревнитель- Книга Исход 34:14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель.
Щит - Книга Бытия. 15:1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.
Также имена Яхве и Элохим имеют разные смысловые аспекты в других случаях: Яхве – спасающий и милосердный Бог, Элохим – Бог суда; Яхве – Бог Израиля, Элохим – Бог всех народов.
Билет 17.
1. Аврам и Мелхиседек (Быт. 14:20).
Быт 14:17−21. Тут повествуется об одной из наиболее впечатляющих в Ветхом Завете встреч. Два царя встретили Аврама по его возвращении с войны, и эти двое являли собой полную противоположность друг другу. Бера, нечестивый правитель нечестивого Содома (стих 2), и Мелхиседек, царь Салима (т. е. Иерусалима, Пс 75:3), священник Бога всевышнего (стих 18). Самое имя «Мелхиседек» (что значит «царь праведности») свидетельствует, что носил его праведный правитель, как бы представлявший Бога на земле.
Он не был идолопоклонником, а почитал Бога Вышнего, Творца неба и земли, священником которого он назван. Этим именем он отличается от всех, кто окружал его и даже от Авраама. Очевидно, Сам Бог призвал его к священству и облек этим правом
Мелхиседек — единственный, кого Аврам признал духовным главой над собою. Именно поэтому Аврам принял от него благословение (стих 19) и уплатил ему десятину от всей своей добычи (стих 20). Это же свидетельствует о смирении патриарха, которое не изменило ему и после победы. Он сознавал, что откровение Божие ему должно стать достоянием многих.
По апостольскому объяснению, имя Мелхиседека (царь правды), его достоинство, как царя Салима и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословения, данное им Аврааму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, все это имело глубокое прообразовательное значение по отношению ко Христу и Его вечному священству.
2. Установление Пасхи и праздника опресноков (Исх. 12:1-28, 37-51).
Прообразовательное значение ветхозаветной Пасхи. Закон о первенцах (Исх. 13:1-16) и его значение.
Празднование первой Пасхи (12:1−28). Исх 12:1−2. Вначале Бог сказал… Моисею и Аарону о времени празднования Пасхи, которой надлежало отметить наступление новой эры в истории Израиля. Месяц Пасхи делался первым месяцем в израильском религиозном календаре. Название его — Абиб (буквально «новые молодые колосья», того же, к примеру ячменя).
Празднование Пасхи производилось по домам. В десятый день сего месяца (март-апрель) каждая еврейская семья должна была отобрать себе агнца или козленка. Если семья, будучи небольшой, не в состоянии была съесть все животное целиком, то ей надо было разделить эту пасхальную пищу с другим семейством.
Животное должно было быть однолетним, (мужеского пола), без порока. Через четыре дня (14-го числа) каждое такое животное следовало заколоть с наступлением вечера.
Исх 12:7−11. В этих стихах даются наставления, как именно соблюдать Пасху. Хотя этот праздник справлялся в каждом израильском доме, ритуал поклонения, совершаемый одновременно и сообща, должен был способствовать сплочению евреев в единое общество (сравните стих 3). Кровь животных следовало нанести на дверные косяки и перекладины, а мясо их — испечь, и люди должны были есть его с пресным хлебом и с горькими травами.
Всю пасхальную пищу люди должны были есть поспешно, будучи одеты в дорогу.
Бог сказал, что в ту самую ночь (в полночь, 11:4; 12:29), после того, как израильтяне съедят Пасхальных агнцев с травами и хлебом, Он поразит всякого первенца (сыновей и животных) в каждой египетской семье. Окропление кровью израильских домов давало защиту от смерти, когда Бог губил египетских первенцев.
Пасху надлежало отмечать ежегодно.
Затем Бог дал Израильтянам наставления относительно праздника опресноков как торжества всего народа по поводу избавления Израиля из Египта. Праздники Пасхи и опресноков были так тесно связаны между собой, что зачастую их воспринимали как один праздник.
Праздник опресноков должен был продолжаться семь дней. Хлеб на закваске есть запрещался.
Кроме того, на первый и на седьмой день празднества народу следовало собираться для проведения особой религиозной службы. И ничего нельзя было делать всю неделю, кроме как приготовлять пищу.
Моисей дает старейшинам наставления относительно Пасхи, идентичные тем, которые Господь дал ему. Кровь должна быть нанесена на перекладины и косяки дверей, и нанести ее надо было пучком иссопа (кусты, повсеместно растущие на склонах гор). Израильтяне обычно пользовались этим растением для совершения ритуалов очищения.
Затем Божиему народу было сказано, чтоб он обязательно отмечал Пасху в земле, которую Бог обещал дать ему.
Необходимость установить некоторые правила в отношении Пасхи вызывалась, по-видимому, тем, что к исходу примкнули и не евреи, которые, однако, приняли религию евреев. Если человек не принимал обетований завета, совершив ритуал обрезания, он не мог принимать участия в праздновании Пасхи (12:44,48−49). Празднование это должно было совершаться по домам всем обществом.
В Ветхом Завете Пасха — это спасение израильтян из египетского рабства и приведение их в Святую Землю, обещанную Богом — прообраз.
Закон о первенцах. Исх 13:1−16. После вводных фраз об израильских перворожденных (стихи 1−2), которых следовало посвящать на служение Господу (поскольку они были пощажены при совершении 10-ой казни), Моисей говорит народу о праздновании Пасхи и опресноков (стихи 3−10), а затем возвращается к теме первенцев.
Как и Пасха (12:26−27), праздник Опресноков имел большое воспитательное значение в семье (13:8−9). Это празднование уподоблялось Моисеем знаку на их руках или памятнику пред их глазами, т. е. постоянному напоминанию о том, как Бог крепкой рукою избавил их из Египта.
Когда они войдут в землю обетованную (Исх 13:11), первенцы из сыновей и скота мужского пола должны будут посвящаться Господу (сравните стих 2; Чис 18:15). Животные включены сюда по той причине, что они тоже «выиграли» от избавления.
Конечно, сыновья евреев — поскольку человеческие жертвоприношения были неприемлемы для Бога — тоже подлежали «выкупу». И это также служило воспитательным фактором в семье. Египетские перворожденные были убиты по суду Божиему, а израильские «первенцы» — либо убивались (животные), т. е. приносились в заместительную жертву, либо выкупались (сыновья). Как и праздник опресноков, посвящение первенца служило знаком или символом,