Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билеты к экзамену по курсу «Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)»1
Билет 1. 1. Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.

Еврейское название книги bᵊrē'šīθ [берешит] (в начале) — соответствует обычной для Древнего Востока традиции наименования книг в соответствии с первым словом.

В эллинистическом иудаизме она называется в соответствии с темой, заявленной в начале книги, – Гене́сис (греч.: γένεσις – «происхождение»). В Септуагинте слово ge/nesiv передается древнееврейское название [тольдот], что означает родословие и происхождение — это раскрывает основную тематику книги.

В Пешитте эта книга имеет название «Сифра да брита», т. е. Книга творения.

В русском и славянском наименовании эта книга называется «Бытие». Дополнительный заголовок «Первая книга Моисея» указывает на место в Пятикнижие и автора.

В книге нет как таковых указаний авторства, но исходя из дополнительного названия «Первая книга Моисея», то писатели утверждают, что автором книги является, непосредственно, сам Моисей.

Считается, что книга о Бытие была написана между XV и VI до н.э (1400 до н.э.). Основной целью написания книги о Бытие, скорее всего, объяснить изнывающему путнику в пустыне Израиля, кто они, откуда и куда держат путь. Рассказать историю человечества.

Книга состоит из двух частей:

  1. Состоит из 11 глав, в которых рассказывается о творении мира и человека в начальной истории человечества.

  2. Состоит из 39 глав (12-50), где излагается история богоизбранного народа в лице его родоначальников — патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифв.

Основную роль в создании целостной структуры книги играют приводимые в Бытие 10 генеалогических списков. В библеистики получили название «толедот». 9 из 10 историй содержат имена людей, одна — самая первая посвящена происхождению неба и земли.


В каждой из них нам сообщается не столько о появлении указанных людей или вещей, сколько об их последующей истории.

Например, в 1. «Вот происхождение неба и земли…» (Быт. 2:4-4:26) рассказывается, что произошло, когда зло поразило совершенное Божье творение. Господь пообещал, что Спаситель («семя жены») сокрушит силу сатаны и освободит тех, кого тот пленил.

Книга рассказывает о происхождении мира, древнейшей истории человечества и происхождении еврейского народа. Начинается книга с «История о том, как Бог сотворил мир и человека», а заканчивается 50. Иаков похоронен, Иосиф умирает.

Центральным событием книги Бытие (Быт. 12 гл) является призвание Авраама. Ему предстояло стать праотцем народа, в жизни которого воля Божья должна была выразиться и осуществиться как пример и знамение всем народам. Этому призванию, которым открывается особая эпоха священной истории, именуемая «временами Израиля» (в отличие от «времён язычников», Лк 21:24; ср. Деян 1:6,7), предшествовал целый ряд подготовительных событий, имевших основополагающее значение для истории человечества в целом. Повествования об этих событиях изложены в Быт. 1-11 глл.

Моисей в книге описывает как сотворился мир и человек, обращая внимания, что и время появилось тогда, когда появился мир. Пишет о размножении чел-ва и усилении на земле пороков, которые вызвали правосудный гнев Божий, что выразилось в наказании в виде Потопа.

Один праведный Ной со своим семейством спасается от этого великого бедствия, и Господь с Ноем, как представителем послепотопного человечества, заключает завет, вторично обещая спасение миру чрез пришествие Искупителя. Далее священный Бытописатель рассказывает о том, как снова нечестие широкой волной распространилось в человечестве и как Промыслу Божию благоугодно было избрать из среды всех народов народ Еврейский, чтобы сделать его хранителем в роде человеческом истинной веры в Бога и обетований о Спасителе. Родоначальниками или патриархами народа еврейского были: Авраам, Исаак и Иаков. Переселение их в землю Ханаанскую и сохранение их здесь, заключение завета с Авраамом и неоднократное повторение обетования о Спасителе всем этим троим патриархам составляет содержание третьей части книги Бытия, которая и заканчивается повествованием о смерти патриарха Иосифа в Египте.



2. Заповедь о любви к Богу (Втор. 6 гл.). Заповедь о лжепророках (Втор. 13:1-5). Закон ужичества (Втор. 25:5-10).

Во Второзаконие 6 глава несет название «Повеление любить Господа».

Иделится она на 4 подглавы:

1. Обещание благословений за послушание (6:1−3). Законоположения, которые изложены в 6 главе, стоит рассмотреть как одно великое повеление, а именно «Господа, Бога… всем сердцем… и всею душею… и всеми силами» (6:5). Т.е. послушание со стороны израильтян демонстрирует их любовь к Богу.

Данный закон был составлен для того, чтобы израильтяне слушались Господа и выражали Ему свое благоговение при повседневных делах и определенном поведении. Израильтяне должны повиноваться Богу, что часто упоминается во Второзаконие. Если они будут бояться Его и слушаться, то они станут процветать и долго проживут в своей новой земле (ср. 4:10; 5:33), где течет молоко и мед.

2. Повеление и его значение (6:4-9). Этот стих получил название Шма — от древнееврейского слова, которое переводится как Слушай. Призыв, содержащийся в нем, лежит в основе иудаистского вероисповедания. Смысл стиха в том, что Господь (Яхве) является единственным в своем роде, и уникальность Его — абсолютна. Только Он есть Бог. Именно поэтому израильтяне могут жить в безопасности. Любить Господа значит желать с Ним взаимоотношений и слушаться его повеление. Т.е. Любить Его — часто встречаемое повеление во Второзаконии. Любовь к Богу должна наполнить израильтянина каждый аспект его жизни.

Помимо этого, родители были ответственны за внушение своим детям Божие повеления, доносить их до сердец.

3. Предостережения в связи с перспективой преуспеяния в будущем (6:10-19). В их новой земле Господь собирался даровать евреям преуспеяние «внезапно и вдруг». Но благополучие и процветание таят в себе опасность, т. к. человек, достигший их, склонен забывать Бога (ср. Прит. 30:7-9). Когда израильтене начнут процветать им нужно блюсти в своих сердцах страх Божий и служить Ему. Повеление клясться именем — т.е, человек, который дал обещание именем Господам возлагает на себя ответственность исполнить обещние или клятву. Если они забудут Бога, то неверность навлечет на них осуждение. Бог ревниво охраняет то, что принадлежит Ему и только Ему.

Моисей предвидел и другой грех — грех искушения Господа. При трудных испытаниях они должны не забывать соблюдать Его заповеди, уставы, поступать справделиво, несмотря ни на какие трудности.


4. Передача Завета последующим поколениям (6:20-25). Здесь Моисей напоминает о важности соблюдения преемственности Завета, дети должны исполнять его. Когда юный сын спросит у отца о значении израильского закона, тот в своих ответах должен держаться определенной последовательности: первое — израильтяне были в рабстве в Египте, второе — Бог чудесным образом избавил израильтян и наказал египтян (6:22) и третье — эти дела были совершены во исполнение обещения Бога, которое он дал патриархам, это образовать в земле Ханаанской новый народ и их потомков, также четвертое — слову Бога должны израильтяне повиноваться и боятся, и тогда они будут процветать. Не только родители должны любить Бога, но и внушать любовь к Нему детям.

Заповедь о лжепророках (Втор. 13:1-5). б. О возможном подстрекательстве к идолопоклонству со стороны лжепророков (13:1−5).

Провозгласив общий запрет на участие в языческих поклонениях (12:29−31), Моисей привлекает внимание евреев к трем способам, какими может преуспеть в их среде искушение идолопоклонством: оно может прийти и завладеть их сердцами через лжепророка (13:1−5), через близкого человека (стихи 6−11) или через «нечестивых людей», которые могут преуспеть и в совращении целого города (стихи 12−18).

Чудеса не должны рассматриваться как свидетельство истины, ибо они случаются во многих религиях, ибо лжерелигиями и лжепророками пользуется сатана, чтобы обманывать мир (ср. 2 Кор. 11:13-15; Еф. 6:11; Отк. 12:9). Моисей предупреждал, что критерии истины — это слово Божие.

Если предсказание пророка или сновидца могло исполниться, то если оно противоречит Божьему повелению, народу следует доверчть Богу и Его слову, но не чуду.

Склонить израильтян к идолупоклонству являлось испытанием для них самих, испытание их любви к Богу. С каждым успешным преодолением греха вера в Бога и любовь к Нему возрастает. Предание лжепророка смерти было благим делом, потому что, совратив народ в идолопоклонство, он подвел бы его под Божие осуждение (ср. 7:26). Лишить жизни пророка значит очистить Израиль от Зла. Моисей придавал особое значение зраильтянам блюсти свою чистоту.

Закон ужичества (Втор. 25:5-10). Здесь речь идет о браке по обычаю левирата. Данный обычай гласит, что брат или ближайший родственник умершего должен жениться на его вдове (25:5-10). Браки с близкими родственниками запрещались. Исключение, левирантный брак (от латин. левир — «деверь», или брат мужа), когда брат (или другой кровный родственник) женился на вдове умершего бездетным брата своего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле и чтобы не произошло отчуждения семейной собственности. Первый сын от этого брака получал имя покойного и так его род продолжался.


Если деверь отказывался жениться на вдове (не нравилась невестка, не хотел делить семейное достояние), то невестка могла заявить об этом старейшинам города. Если же и им не удавалось уговорить, то невестке разрешалось снять сапог и плюнуть в лицо деверю — что клеймило позором.

Билет 2.

1. Название книги Исход в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.

В Библии на древнееврейском языке название второй книги звучит как Вэлле-Шемот ("Вот имена"), будучи идентичным первым двум словам ее.

Русское название — "Исход" соответствует таковому в Септуагинте: семьдесят переводчиков Ветхого Завета на греческий язык назвали так эту книгу по главному событию ее — исходу израильтян из Египта.

Помимо этого, в книге описываются обстоятельства, которые происходили в доме Иакова, предшествующих «исходу», о его переходе и Египта в Синай.

Авторство. Исследователи Библии спорят о том, кто в действительности является автором. Считается, что Книгу написал Моисей, но скептики считают, что он жил гораздо позже.

Существует три разных подхода к толкованию библейского текста.

Первого подхода придерживаются сторонники Юлиуса Вельхаузена, которые пытаются выделить литературные источники. Этот подход принято называть «документальный».

Во втором подходе ученые занимаются анализом изложения, ищут в тексте отличающиеся друг от друга «литературные узлы» - пытаются найти исторические события.

Третья группа или школа, которая называется «традиционалистско-критической", приводит доводы в защиту устной — на протяжении длительного времени — передачи событий, излагаемых в Исходе.

Для всех этих подходов Главное - автор не Моисей.

При этом, протестанские богословы считают, что автором является Моисей. В пользу этого факта недвусмысленно свидетельствует сама Библия. Именно Бог приказал Моисею записать все, что происходило.

Также авторство Моисее подтверждается и в Ветхом завете, Давид завещал Соломону слушаться Божиих определений и постановлений, «как написано в законе Моисеева».