Файл: Билеты к экзамену по курсу Священное Писание Ветхого Завета (Пятикнижие)1 Билет Название книги Бытия в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Плюс, Пятикнижие называли «книгой Моисеевой» (Неем. 13:1).

Дата. Исследователи Библии спорят по поводу даты появления книги.


  1. Книга была написана в дату исхода евреев. Богословы приписывают это к 13 веку до Р.Х (1290) - правление Рамзеса 2, другие же считают,
    что в 15 веке, когда правил Аменхотеп.
    Библейские записи - в 1 Цар.6:1 промежуток времени между исходом евреев и началом строительства храма Соломоном (он начал строить его в четвертый год своего царствования) определяется в 480 лет. Поскольку четвертый год царствования Соломона приходится на 966 год до Р.X., то исход должен был произойти в 1446 году. Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине 15 столетия до Р.Х
    Археологические раскопки в Египте, относящиеся к этому периоду, соответствуют тому, что записано в книге Исхода. К примеру, Тутмос IV наследовал своему отцу Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит Господом в ночь первой Пасхи, Исх.12:29). события, происходившие в Палестине около 1400 года до Р.X., соответствуют завоеваниям, которые возглавил Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин и Асор были разрушены примерно в 1400 году. сторонники поздней даты исхода утверждают, что археологические находки указывают на сильные разрушения в Палестине именно в 13, а не в 15 веке. Однако военная тактика Иисуса Навина и не была тактикой "выжженной земли"; он не уничтожал побежденных городов, и Иерихон, Айн и Асор представляли в этом смысле исключение (см. Иис. Н.11:13)

  2. Дата появления Иакова в Египте. Если взять дату исхода за 1446 год до Р.Х и прибавить пребывание в Египте 430 лет, то Иаков пришел в эту страну в 1876 году (см. "Хронологическую таблицу патриархов", Быт. 47:28— 31).

  3. Время написания книги. Здесь исходят из того, что израильтянам понадобилось 3 месяца перейти в Синайскую пустыню. Отсюда следует, что Моисей писал книгу, когда разбивался лагерь. Логично и то, что описанное в ней, начинается в какой-то промежуток времени до рождения Моисея в 1526 году (гл. 2) и продолжается до событий, происходивших в окрестностях горы Синай (1446г.).


Основная цель. Главными событиями в Исходе являются чудесное освобождение Израиля из египетского рабства и образование Богом государства с теократическим образом правления под руководством Моисея; правление это осуществлялось посредством новой "конституции" — Моисеева завета (19:3-19).


Юнгер в своих исследованиях пишет, что книга Исхода направлена на то, чтобы сосредоточить внимание на великом акте избавления потомков Иакова и учреждения из них теократического государства, располагавшегося у горы Синай.

Исход является связующем звеном между источником происхождения между источником происхождения народа, который есть обетование, данное Богом Аврааму (Быт 12.2), и началом теократической государственности этого народа под управлением Моисея.

В книге Исход выделены два основных момента: искупление и посвящение.

Композиция книги. Книга состоит из 40 глав. Книга состоит из двух частей. В первой части (1-18 главы) рассказывается о тяжелом положении потомков Иакова и об освобождении их из-под ярма, наложенного на них Тутмосом III и Аменхотепом II. Во второй части (19-40 главы) рассказывается о поклонении иступленного народа Богу.

Т.е, первая часть - избавление израильтян могущественной божьей рукой. Вторая - их подготовка к воздаянию Богу различных почестей в послушании и смирении.

2. Предсказание о Мессии (Втор. 18:9-21).

Предсказания о Мессии встречается и в книге Бытия, и в книге Исхода, Чисел, а также Второзакония.

В них предсказываются появление Пасхи, происхождения Иисуса из рода Иуды и т.д. В этом вопросе будут разбираться предсказания в книге Второзакония (18:9-21).

г. Пророки (18:9−22). Втор 18:9−14. Все перечисленные в этих стихах мерзости или мерзкие дела, какие делали народы сии (т. е. хананеи), так или иначе связаны были с предсказанием будущего либо колдовством. Представители этих народов пытались воздействовать на «богов». Они приносили в жертву детей — основное условие на воздействие хода того или иного события.

Подобные деяния были запрещены Богом ибо являлись безнравственными и лишенными смысла, потому что, судьба человека зависит только от его выполнения Заповедей Божьих.

Колдовская практика означала отказ признать Господа — владыкой.

Люди, знакомые с оккультной практикой и случаями одержимости бесами, знают, что «дела», перечисленные в стихах 9−14, многих отдали во власть сатаны.

Объяснять предзнаменования (гадать) — значит предвещать будущее на основе «знаков», которые видят в полете птиц, в форме и цвете огня, в характере дождя. Понятие, которое по-русски тоже передается словами «чародейство», «ворожба», имеет, кроме того, аналог в евр. слове касап; под ним подразумевается практика колдовских бормотаний, смысл которых непосвященному не ясен.



Предполагается, что вызывающий духов вступает в контакт с мертвыми, но на самом деле он сообщается с демонами.

Вовлеченность во все эти гнусные дела хананеев и была одной из причин, по которой Господь воспользовался Израилем для уничтожения их.

Евреи могли быть уверены, что «чреда пророков» не прервется после Моисея, потому что они с самого начала просили у Господа при Хориве (на Синае), чтобы Бог говорил к ним через посредника (ср. 5:23−27).

Каждый пророк, которого воздвигнет Бог — будет израильтянином. Моисей обязывал повиноваться этим словам, ибо пророк гоорит те слова, которые слышит от Господа.

Пророка… как меня, даст тебе Господь, — говорит Моисей, подразумевая Иисуса Христа, последнего из пророческой чреды — Великого посредника Нового Завета. Но никто не могу сравниться с пророком Моисеем ибо он ниток из людей не мог не был наделен такой силой и не имел близких отношений с Богом, как Моисей. Моисей является образцом для любого из будущих пророков. Каждый должен был следовать ему примеру, пока не придет Тот, Кто даст Новый Завет.

Поскольку народу говорилось о необходимости безоговорочного послушания Божиему Пророку (стих 19), который явится в будущем (подразумевается Христос) лжепророчество рассматривается тут как равное покушению на верховные прерогативы Бога. По этой причине лжепророк подлежал смерти.

Имелось два способа проверки истинности слов:

1. Его слова должны были согласовываться с Божией Волей и словом Его.

2. Истинное пророчество должно было осуществиться.

Билет 3.

1. Название книги Левит в еврейской и христианской традиции. Время, место и цель написания. Композиция книги и общее содержание.

Название книги происходит от греческого слова Леуитикон — прилагательного, которое было использовано переводчиками «Септуагинты» в качестве заглавия этой книги, т. к. в ней идет речь о священнических церемониях и установлениях.

Оно взято из так называемого Latin Vulgate, т. е. общепринятого латинского текста Библии. Еврейский же заголовок книги звучит как Ваикра, т. е. («И воззвал Господь»); с этих слов книга начинается).

Авторство и время написания книги.

Считается, что автором книги был Моисей по определенным соображениям:


1. То, о чем говорится в книге было открыто Моисею на Синае, а также сведения народа доведено через него, то считается, что он и был тем человеком, который написал Божественные откровения.

2. Книга Левит — логическое продолжение Исхода, и т. к. авторство Моисея в написани Исхода считается доказанным, значит и эту книгу написал Моисей.

3. Господь Иисус потверждает, что автором является Моисей, ссылаясь на закон очищения от»проказы».

Эта книга была написана Моисеем после написания Исхода, во 2 половине 15-го века до Р.Х.

В богословии, однако, существует так называемая «либеральная школа», которая отрицает авторство Моисея, и написание большей частью книги Левит, по крайней мере, в известной нам современной ее форме, относит к периоду после Вавилонского пленения (4 в. до P. X.); точку зрения представителей этой школы убедительно опровергают многие консервативные богословы.

Содержание и литературный жанр. Содержанием книги Левит является Богопоклонение Израиля и все было связано с этим: жертвыприношения, священство, законы, которые могли объявить человека нечистым и т. д.

Книга включает в себя свод правил и установлений относительно жизни и соблюдения святости (этической и церемониальной).

Книгу Левит можно определить как памятник правовой литературы, отразивший действие аподиктического закона (нормы поведения) и закона казуистического (последствия).

Действуя в исторических рамках завета, заключенного между Господом и

Израилем, Бог избрал — средствами упомянутой литературной формы — раскрыть людям некоторые истины, касающиеся греха и его последствий, а также необходимости вести святую жизнь пред очами Его.

Тема и структура книги. Тема книги Левит — это Богопоклонение каждого верующего израильтянина и его «хождение» перед святым Богом.

Ключевым стихом книги является Лев. 19:2: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (ср. 20:26 и т. п. ).

Левит — это книга святости («отделенности»; ср. 20:26).

Структура книги соответствует ее теме. В главах 1-16 речь идет в основном о поклонении святому Богу, тогда как в главах 17-27 в первую очередь трактуется повседневное «хождение» в святости перед лицом Бога и перед окружающими.

2. Обличительная песнь Моисея (Втор. 32 гл.). Пророческое благословение Моисея народу Израильскому по коленам (Втор. 33 гл.).


Б. Песнь Моисея (31:30-32:43). Песне Моисея (ср. ст. 19, 21) Израиль должен был научиться, чтобы исполнять ее при церемонии обновления Завета. Таким образом эта песнь является органической частью книги Второзакония (посвященной обновлению Завета на равнинах Моава), а не просто приложением к пятой книге Моисея.

Будущее Израиля в песни рисуется в мрачных тонах, ибо богатство и благополучие могут привести к отступничеству от Бога. Рассмотрим кажду главу отдельно.

1. Поэтическое введение к песне (32:1-3). Обращаясь к земле и небу, подразумевало, что эта песнь имела значение для всего творения. Всякий кто будет слушать Моисея и следовать тому, что написано — достиг бы расцвета.

Учение значит прославлять имя Господа, т. е., бегрешной природы Его и чудных его дел. Любой израильтянин, который станет над этим размышлять — будет Им благословляем.

2. Верный Бог и развратившийся народ (32:4-9). в ст. 4 Бог описывается как постоянный и неизменный. Стабильная жизнь — удел того, кто «опирается» на Него. В Господе нет неправды — он Истина.

Но народ настолько развратился, что утратил сходство со своим небесным Отцом. Он действовал неправедно и вел себя аморально.

Если Израиль сомневается в том, что все создал Господь, то им стоит оглянуться назад, дабы вспомнить свою историю. Призыв помнить насчитывается во Второзаконии шестнадцать раз, начиная с 4:10 и по 32:7.

3. Своим возникновением Израиль обязан Господу (32:10-14). Под пустеный, о которой идет речь в песне, подразумевается не только та, где евреи скитались 40 лет, но и Египет, страна где их угнетали, убивали. Но Бог уберегал Израиль, как зеницу ока Своего. (ср. Пс. 16:8; Прит. 7:2; Зах. 2:8).

В песнь описывается образ орла — прообраз нежной и мудрой отеческой любви. Божия любовь. Орел всегда настороже, он защищает своих птенцов. Последние два стиха звучат как пророчество о пребывании Израиля в Обетованной земле, где Бог станет питать его маслом., молоком… и туком… овнов Васанских (Васан — плодородная земля, лежавшая на восток от Киннеретского моря, позднее названного морем Галилейским), пшеницею и вином.

Под медом из камня, видимо, понимался мед, который пчелы в местах, лишенных леса, откладывают в расщелинах скал. А под елеем из твердой скалы — оливковое масло, получаемое из маслин растущих в горах.

4. В процветании Израиля — причина его отступничества (32:15-18).

Преуспеяние — наиболее трудное испытание. Это напоминание верующему, как остро он нуждается в Божией помощи, но при