Файл: Раннее средневековье (V первая половина xi вв.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22. Государства Пиренейского полуострова в XIXIII веках. Реконкиста, её основные этапы.

На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории — Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански — реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва при Ковадонге в 718 г., когда войско вестготов под предводительством Пелайо разгромило отряд арабов. Астурия в начале X в., раздвинув в ходе реконкисты свои границы, превратилась в королевство Леон. В X в. из него выделилось новое государство—Кастилия, ставшая в 1037 г. королевством. Несколько позже эти два королевства объединились. В конце VIII — начале IX в. в результате походов франков на северо-востоке Пиренейского полуострова образовалась Испанская марка со столицей в Барселоне; в IX в. из Испанской марки выделилась Наварра, а несколько позднее — государства Каталония и Арагон. В 1137 г. Каталония и Арагон соединились в одно королевство — Арагонское. В конце XI в. на западе Пиренейского полуострова возникло графство Португальское, также ставшее в XII в. королевством.

К концу XII в. христианские государства отвоевали у арабов значительную часть полуострова. Их победа над Арабским халифатом, экономически более развитым, отчасти объясняется распадом Арабского государства, превратившегося в начале XI в. в ряд (свыше 20) враждовавших между собой эмиратов. Однако это не было главной причиной: единства не было и в испанских государствах. В них, несмотря на наличие королевской власти, крупные феодалы вели яростную борьбу друг с другом и в этой борьбе прибегали даже к помощи мусульманских государств. И все же испанский Север оказался и более сплоченным политически, и более сильным в военном отношении, чем арабско-мавританский Юг.

Для победителей — арабов местное христианское население Испании было объектом эксплуатации. Побежденные, не исключая и усвоивших арабский язык и некоторые арабские обычаи, но сохранивших христианскую религию (мосарабы) и даже принявших ислам (ренегадос), оставались на положении подвластного и эксплуатируемого населения — низших слоев в городах, крепостных крестьян в деревне. Первоначальная относительная веротерпимость арабов постепенно сменилась ярым фанатизмом. Угнетенное христианское население городов и деревень не раз восставало и уходило на Север, что сильно ослабляло арабские государства.


Несмотря на непрекращавшуюся борьбу между христианскими государствами, особенно между Кастилией и Арагоном, несмотря на постоянную вражду феодалов друг с другом, в решающие моменты испанцы выступали сплоченно против общего врага. Реконкиста с самого начала приняла характер массового военно-колонизационного движения, в котором активно участвовали все слои населения. Крестьянство, составлявшее основную массу войск христианских государств и потому имевшее в своих руках оружие, на вновь отвоеванных территориях получало не только землю, но и личную свободу, оформленную в «фуэрос» (зафиксированные в грамотах обычаи) и поселенных хартиях. Поэтому оно было заинтересовано в реконкисте и выступало в пей вместе с феодалами, с которыми их объединяла также общность народности и религии. Кроме испанцев, в реконкисте в разные периоды принимали участие также французские и итальянские рыцари. Папство не раз объявляло походы реконкисты «крестовыми» и приглашало буйных европейских рыцарей проявить свою удаль в «священной» войне против «полумесяца».

Реконкиста определила особенности социального и политического строя стран Пиренейского полуострова. По словам К. Маркса, «местная жизнь Испании, независимость ее провинций и коммун, отсутствие единообразия в развитии общества» были первоначально обусловлены «географическим обликом страны», а затем развились исторически «благодаря тому, что различные провинции самостоятельно освобождались от владычества мавров, образуя при этом маленькие независимые государства...».

Реконкиста особенно активизировалась в XII—XIII вв. Важную победу испанцы одержали в 1085 г., когда они овладели Толедо — одним из крупнейших городов арабской Испании. Обессилевшие в войне и в междоусобной борьбе, мусульманские государи обратились за помощью к альморавидам — североафриканским берберам, которые нанесли поражение кастильским войскам и на время приостановили реконкисту. В середине XII в. на смену альморавидам появились новые завоеватели — альмохады (племена, жившие в горах Марокканского Атласа), которые были призваны эмирами для свержения господства альморавидов. Однако альмохады не смогли объединить мусульманские эмираты полуострова.

В 1212 г. общие силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры нанесли маврам при Лас-Навас-де-Толоса страшное поражение, от которого они уже не смогли оправиться. В 1236 г. кастильцами была взята Кордова, в 1248 г. — Севилья, в 1229—1235 гг. Арагонское королевство захватило Балеарские острова, а в 1238 г. — Валенсию. В 1262 г. кастильцы, отвоевав Кадис, вышли на побережье Атлантического океана. К концу XIII в. у мавров остался лишь Гранадский эмират с центром в Гранаде — богатая область на юге Испании с высокой земледельческой и городской культурой. На этой территории мавры держались до 1492 г.



Реконкиста сопровождалась закреплением за победителями отвоеванных территорий, заселением опустошенных войной областей. Большую роль в реконкисте наряду с крестьянством играло население городов — ремесленники, тянувшиеся к развитым городским центрам Южной Испании, мелкое рыцарство. Выгоды же от Реконкисты получили в основном крупные феодалы, создававшие на завоеванных землях огромные владения. Особенно велики были земельные приобретения возникших в период реконкисты духовно-рыцарских орденов — Сант-Яго, Алькантара и Калатрава. Обширные земли получила также католическая церковь, игравшая в Испании в связи с длительными войнами против мусульман еще большую роль, чем в других странах Европы. Памятником героической борьбы за независимость складывавшейся испанской народности является поэма о Сиде, кастильском дворянине, организаторе победоносной войны против мавров.

История каждого из государств, образовавшихся на Пиренейском полуострове, имела свои особенности.

Кастилия.

Центральная часть Испании — королевство Кастилия — занимала три пятых всего полуострова и сыграла главную роль в Реконкисте. В Кастилии в процессе завоевания сложилось могущественное и независимое крупное землевладение церкви, духовно-рыцарских орденов и светских феодалов. Но наряду с этим значительное развитие получило мелкое дворянское землевладение. Рыцари — идальго, принимавшие деятельное участие в реконкисте, были в Кастилии особенно многочисленны. Он» отличались неукротимой воинственностью и презрением к мирному труду. Большинство их жили очень бедно.

Кастилия в переводе с испанского — страна городов или замков. Здесь действительно было множество городов своеобразного характера. Они представляли собой прежде всего крепости, предназначенные для обороны, и служили опорными пунктами для дальнейшего продвижения реконкисты. Население этих городов должно было нести военную службу, образуя отряды пехоты и кавалерии, причем руководящая роль принадлежала рыцарской коннице. Их роль в реконкисте давала городам значительную самостоятельность. Каждый город имел письменно зафиксированные права, обычаи и привилегии — так называемые фуэрос. Всякие попытки ликвидировать их встречали со стороны городов энергичный отпор. Города заключали между собой союзы — эрмандады (т.е. братства), имевшие целью совместные действия против мавров, а также отстаивание своих интересов против феодалов, а иногда и против короля. В борьбе за свои права города нередко выступали в союзе с крестьянскими общинами. Первоначально (до XII в.) кастильские города по своему характеру мало отличались от деревень. Лишь постепенно они превращались в развитые центры ремесла и торговли, в них возникали цеховые организации. В отвоеванных у арабов городах ремесло и торговля вплоть до конца XV в. находились в руках арабского и еврейского населения, которое в значительном количестве оставалось на завоеванной территории и до середины XIV в. не подвергалось сильным преследованиям.


В начальный период Реконкисты крестьянство в исконных северных областях Кастилии было закрепощено, и положение его было очень тяжелым. Иным было положение крестьян в отвоеванных у мавров провинциях. На обширные опустошенные территории привлекались поселенцы для освоения и защиты этих территорий, им дава-днсь всякого рода льготы и вольности и прежде всего личная свобода. Поселенцы составили уже в XII—XIII вв. многочисленный слой свободных крестьян, живших общинами. Широкое распространение получили вольные общины — «бегетрии», члены которых имели право свободно избирать и менять сеньоров. Наличие значительной прослойки свободных крестьян не могло не оказать влияния и на положение крепостных на исконно христианских территориях. Широкие возможности для бегства крестьян, которые открывала реконкиста, заставляли кастильских феодалов постепенно ослаблять эксплуатацию крестьян в старых областях королевства. Этому содействовал и своеобразный характер сельского хозяйства Кастилии. Обширные каменистые плоскогорья этой области хорошо подходят для овцеводства, которое не требовало большого числа рабочих рук и барщинного труда. Испанская шерсть находила хороший сбыт в Италии, в частности во Флоренции, Поэтому развитие товарно-денежных отношений в Кастилии в основном было связано с ростом овцеводства. Крупные собственники, особенно духовно-рыцарские ордена, заводили огромные стада овец, которые перегонялись с одного пастбища на другое, нередко через всю Кастилию. Уже в конце XIII в. для регулировки пастбищного дела возник союз кастильских овцеводов — «Места». Эта организация крупных скотоводов получила от королей ряд важных привилегий, имела свою казну, администрацию и суд.

Арагон.

Арагонское королевство сложилось в XII— XIII вв. из собственно Арагона, составившего его западную часть, и прибрежных областей — Каталонии и Валенсии, присоединившейся в XIII в. Собственно Арагон был одной из отсталых в экономическом отношении областей Испании, а Каталония отличалась значительным развитием городов, ремесла я торговли. Но политический перевес всегда оставался на стороне могущественных арагонских феодалов. И в Арагоне, и в Каталонии крестьянство находилось в полнейшей зависимости от феодалов, было лишено всякой защиты от произвола сеньоров. Крестьян угнетали не только обычные крепостные повинности, но в «дурные обычаи». Согласно этим обычаям, сеньор захватывал все имущество крестьянина, умершего бездетным, и большую часть наследства, если оставались дети. Брались особые штрафы с крестьян за нарушение супружеской верности, в случае пожара во владениях сеньора и т. д.


К «дурным обычаям» относятся также право первой ночи, насильственный привод кормилиц и ряд других унизительных повинностей. В Каталонии тяжелое положение крестьянства усугублялось значительным развитием товарно-денежных отношений. Рост потребностей господ и широкие возможности сбыта сельскохозяйственных продуктов в города вызывали здесь усиление нажима феодалов на зависимое крестьянство.

Крупные феодалы Арагонского королевства («рикос омбрес», т. е. богатые люди) отличались значительной политической самостоятельностью. Свободные от всяких иодатей, они заключали между собой союзы, сами выбирали и низлагали короля, могли объявить ему войну. Низшее дворянство находилось в зависимости от них. Экономически слабые города в самом Арагоне не пользовались политическим влиянием. В Каталонии и Валенсии, которые были связаны со средиземноморской торговлей и поддерживали оживленные -сношения с Италией и Южной Францией, города имели больший политический вес. Города Каталонии, в первую очередь Барселона, являлись не только торговыми центрами; в них развивалось и процветало ремесло: добыча и обработка металлов, кожевенное производство, судостроение и пр.

В результате присоединения Балеарских островов (XIII в.), Сицилии (1302 г.), Сардинии (1324 г.) и Неаполитанского королевства (1442 г.) Арагонское королевство превратилось в мощнуюморскую державу.

Португалия.

Третьим самостоятельным королевством Пиренейского полуострова была Португалия. Ее политическое и социальное развитие имело много общего с Кастилией, составной частью которой она длительное время являлась. В середине XII в. португальские короли окончательно отделились от Леоно-Кастильской монархии, признав себя вассалами папского престола с обязательством уплаты ему ежегодного ценза. Это во многом определило огромное значение церкви в политической жизни страны. Большое влияние приобрели здесь духовно-рыцарские ордена, в том числе Ависский, которые сыграли важную роль в реконкисте и в ходе ее захватили большие земельные владения. В отвоевании у мавров земель и их колонизации принимало также участие и свободное крестьянство. Поэтому в Португалии, как и в Кастилии, наряду с крупными земельными владениями феодалов, церкви и духовно-рыцарских орденов, имелось немало городских и вольных крестьянских общин, юридический статус которых был закреплен в «фораиш», аналогичных кастильским фуэрос.