Файл: Раннее средневековье (V первая половина xi вв.).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на героическое сопротивление защитников, Константинополь 29 мая 14J53 г. был взят штурмом и подвергнут трехдневному разграблению. Последний византийский император Константин XI Палеолог (1449—1453), был убит в сражении. Большинство жителей города было перебито или обращено в рабство. Великолепные храмы и дворцы были разграблены и сожжены, а многие прекрасные памятники искусства уничтожены.

С падением Константинополя прекратила свое существование и Византийская империя. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица Османской империи. Вслед за Константинополем турки захватили и другие области бывшего Византийского государства в Средней Греции и Пелопоннесе, а в 1461 г. — и Трапезунд, столицу Трапезундской империи.

Причины падения Византийской империи и его последствия.

Византия пала под ударами чужеземного нашествия. Однако ее гибель была обусловлена не одним только внешним завоеванием, но и внутренними причинами. Главнейшие из них — экономический упадок Византии и прежде всего упадок ее ремесла и торговли (что было связано в значительной степени с проникновением в империю чужеземных купцов и предпринимателей, подорвавших ее экономику), бедственное положение крестьянства и народных масс города, обострение классовых противоречий в византийском обществе и борьбы внутри господствующего класса, бесконечные феодальные усобицы и предательская политика значительной части феодальной знати. Способствовала гибели Византии также своекорыстная политика папства и западноевропейских государств, оставивших Византию без помощи перед лицом турецской опасности.

Турецкое завоевание Византии, славянских и других государств Балканского полуострова принесло неисчислимые бедствия народам, населявшим эти страны, и имело глубоко отрицательные последствия для их судеб. Оно надолго задержало дальнейшее экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, привело к упадку и разрушению их производительных сил, задушило те ростки новых производственных отношений, которые уже начинали там пробиваться.

Вместе с установлением турецкого господства началась длительная упорная борьба славянских и других народов Балканского полуострова против иноземного ига.

Окончательное утверждение турок на Балканах создало угрозу для европейских государств
, не ослабевавшую на протяжении ряда следующих столетий. Папство и западноевропейские феодалы должны были расплачиваться за свою близорукую политику по отношению к Византии: в руки турок попали важнейшие торговые пути в Черное море, на Ближний и Дальний Восток, что нанесло сильнейший удар европейской торговле с Востоком.

26. Западноевропейская архитектура, скульптура и живопись развитого Средневековья.

Изобразительное искусство в XI—XIII вв.

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих и поэтому стремилась к регламентации художественного творчества. Художнику диктовались образы Христа, Мадонны, святых, сюжеты, композиции сцен, заимствованные из Священного писания. От него требовалось не реалистическое изображение этих образов, но раскрытие в них идей божества, святости, совершенства. Отсюда часто нарочито деформированное, условное (с точки зрения законов перспективы и анатомии, неизвестных средневековым художникам) изображение человеческих фигур в искусстве того времени. Однако тесная связь с народными традициями определила необыкновенное разнообразие творчества средневековых мастеров; жизненные наблюдения позволили им показать богатство внутренней жизни человека, ценность и красоту труда. В XI—XII вв. значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление художественных ковров, бронзовое литье, эмали. Большого расцвета достигает романская книжная миниатюра. В XI—XIII вв. появляются новые технические приемы обработки стекла и камня (кладка из тесаных камней), что способствовало возрождению в Западной Европе каменного зодчества. В архитектуре вырабатывается новый стиль — романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Церкви представляли собой высокие массивные здания в форме продолговатого креста с многоэтажными башнями, с узкими, высоко расположенными окнами в толстых каменных стенах. Свод поддерживали полукруглые романские арки. Главный фасад и капители колонн были украшены скульптурой. Стены покрывались фресками. И фрески и скульптура были ярко окрашены. Романский стиль отличался большой выразительностью и способствовал усилению религиозного чувства и страха перед богом.



Со второй половины XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля, так называемого готического, тоже тесно связанного с городом. Технически она была более совершенна и отражала дальнейший прогресс в общем развитии производительных сил. Характерной чертой готической архитектуры является устремление всего здания ввысь. Стрельчатые арки заменили собой полукруглые арки романского стиля. В готике тяжесть свода несли его выступающие ребра-нервюры и пучки колонн, а также расположенные снаружи здания контрофорсы. Поэтому стены готического собора утратили массивность, в них появились огромные окна, украшенные витражами. Множество остроконечных |башен и башенок, увенчивающих контрофорсы, усиливают впечатление легкости и одновременно пышности готического собора. Образцами этого стиля могут служить собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Ульме, Кентербери и др. Готический собор призван был порождать глубокое религиозное чувство, внушать народным массам идею о недосягаемости божества и величии церкви. Эти соборы представляли собой в то же время выдающиеся творения искусства. «Каменной симфонией» назвал их Гюго. В эпоху ротики начинает играть гораздо большую роль, чем в романский период, светская архитектура. В городах руками цеховых ремесленников-строителей сооружаются в готическом стиле здания для городского совета (ратуши), отражавшие рост социального самосознания городского бюргерства.

В XIII в. заметно постепенное нарастание реалистических тенденций в скульптуре. Обычными становятся фигуры, обладающие индивидуальными характерными лицами, свободными и естественными движениями. Сюжетами для рельефных изображений часто являются жанровые сценки (крестьяне за уборкой урожая; магистр, читающий лекцию своим ученикам, и т. д.), а также различные народные сказки и предания. В городском искусстве, как и в литературе, сильны были сатирические моменты. Анонимные городские скульптуры порой изображали на стенах соборов карикатурные фигуры монахов и клириков: например, осел, служащий мессу, с прислуживающими ему медведем и свиньей, и др.

В XIV—XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики. Отличаясь большим единством, он имел, однако, свои особенности в разных странах. Страной классической готики была Франция. Четкость конструкции, богатство декора, яркость витражей, соразмерность и гармония пропорций — основные черты французской готики. Для немецкой готики характерны особенно заметная устремленность ввысь и отсутствие богатого внешнего декора: скульптуры находятся в основном внутри и отличаются сочетанием грубого реализма с мистической экзальтацией. Английские соборы, растянутые в длину, отличались большими размерами и массивностью, почти полным отсутствием скульптурной декорации. Развивается и гражданская архитектура.


В изобразительном искусстве большого расцвета достигает миниатюра. При дворах французских королей, бургундских герцогов создаются роскошные рукописи, над украшением которых работали художники, съезжавшиеся со всех концов Европы. В миниатюре и портретной живописи ярко проявляются черты реализма, начинают формироваться национальные художественные школы.

Развитие культуры в феодальном обществе носило противоречивый характер, отражало идейную борьбу того времени между феодально-церковным мировоззрением и его главным носителем — католической церковью — и народной, а позднее также городской культурой. Но развитие городской, народной, отчасти светской рыцарской культуры уже в XI—XIII вв. исподволь подрывало церковную монополию в духовной жизни общества. Именно в духовной жизни городов в XIV—XV вв. зарождаются отдельные элементы культуры Возрождения.

28. Образование и наука в XIIXIV веках. Литература и театр.

Сразу после падения римской рабовладельческой цивилизации началась эпоха властвования феодалов. Она продлилась почти тысячу лет и повлияла на разные сферы жизни. Несколько раз изменялась и художественная культура Средневековой Европы. Главную роль в ее становлении сыграло христианство, хотя еще прослеживались черты античного наследия и германских племен.

В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры: символизм; обращенность к Богу; умозрительность; образ страдающего человека. Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы. Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи. Образование и литература В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:
рыцарские романы и поэзия; героический эпос; басни; стихотворения трубадуров; поэзия вагантов. Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле. При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки. Самые известные произведения Средневекового периода: «Песнь о Роланде»; «Повесть о Тристане и Изольде»; «Эрек и Энеида»; «Ланселот, или Рыцарь Телеги»; «Роман о Розе». Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология. На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств: грамматика; риторика; арифметика; диалектика; геометрия; астрономия; музыка. Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства. Архитектурные памятники Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой. Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры: мавзолей Теодориха; церковь мученика Виталия; базилика Святого Петра; мавзолей галлы Плацидии; церковь Сан-Лоренцо Маджоне. На западе