Файл: Экономика газовой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как и раньше, прогноз в т + 1 году примем равным среднему арифметическому k прогнозов, т. е.

2

(m+l—ft+v)

«Си

ѵ=1

Ут+ 1 —

(4-42)

После определения прогноза ут + 1 в т + 1 году будем рас­ сматривать его как известную величину при определении прогноза на последующие годы.

Для построения прогноза рассматриваемого явления в т + 2 году определим k значений его в этом году по урав­ нениям

Ут+2~к+Ѵ) “ < - * +3)+ af-* + % lm+2 + ••• +

+а ^ - к+ 3)Хпт + 2\

Ут( +2~к+2> ~ а£”_А+4) + ß(^_ *+4>^lm+2 + • • • -f* + a^m- k+^x„m+2;

Ут+2~к+к) = аТ +2) + a[m+2)Xlm+2 + 1' • + a^l+2h nm+2, (4-43)

коэффициенты которых определяются на основании зависи­ мостей (4-31). Параметры bt и ct определяются по формулам (4-32), в которых суммирование по т осуществляется от 2 до т k + 2. Заметим, что здесь при определении коэффи­ циентов используется скользящий базис.

Итак, при вычислении коэффициентов уравнений регрес­ сии для определения прогноза добычи во 2-м году планового периода.мы отбросили коэффициенты аД уравнений регрес­

сии, полученных на основании информации за 1-е k лет ба­ зисного периода, и добавили коэффициенты а(т_А+2) урав­

нений регрессии, построенных на основании информации за k лет, включающих интервал k + 1, т + 1).

Аналогичным образом определим прогнозы добычи на последующие годы планового периода. Для определения прогноза, например, в т + р году планового периода по­ строим уравнения регрессии:

у (т + Р А+1) = д (я*+Р — * + Н _)_ ß (fn + p — А+1)д;j

, , , -J-

-+ ß^+p-A+D^;

109

y { m + p — A +2) — й ( т + р — A -f2) g i j n + p — k + 2 ) ^

. _ ф g ( in + p — ,М - 2 ) д у

^(m+p-ft+A) _ a(m+p) _]_ a[m+P>x, + • • • + а^+р)л;„. (4-44)

Коэффициенты в них определены из соотношений

а ( т + р —А+Ѵ ) = 1){т+р—А) _ф с ( т + р —А) (/^ -ф Р k + Ѵ);

ѵ =

1, 2, . .. А.

(4-45)

Параметры £,<m+p-ft) и

сКт^гр—ft) можно

найти из систе­

мы уравнений, которая получена методом наименьших ква­ дратов:

т + р —А

'

т + р —А

 

т + р —А

 

 

£ (т + р -А )

2

 

1 _ф £ (т + р -А )

^

t =

^

й ( т + р - А ) .

 

 

Х— р

 

 

X=*Р

 

х = р

 

 

т + р —ft

 

 

т + р —ft

 

т + р —£

 

(4-46)

£(т+р—ft) 2

Т "I- С^т "ЬР—

2

Т2 =

2

ö(m~bp—

т—р

 

 

 

т = р

 

т = р

 

 

Прогноз в т + р году планируемого периода

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Ут+р

 

 

 

 

(4-47)

где y(™fpp~k+v)

получили из уравнений (4-44) при значениях

факторов в т

+

р году. Положив р =

I, определим прогноз

в последнем году планового периода.

Таким образом, полученный прогноз учитывает измене­ ние степени интенсивности влияния отдельных факторов во времени на уровень добычи природного газа.

Изложенный выше метод можно распространить на слу­ чай, когда уравнения регрессии носят нелинейный харак­ тер.

Этим методом можно получить долгосрочный прогноз добычи природного газа.

Для определения среднесрочного прогноза добычи при­ родного газа применяют статические уравнения множествен­ ной регрессии, поскольку существенных изменений в интен­ сивности влияния отдельных факторов на добычу природно­ го газа в этом периоде не наблюдается.

Моделирование прогноза добычи природного газа вклю­ чает ряд этапов, основными из которых являются отбор факторов, разработка многофакторной модели процесса, статистическая оценка модели.

по



Процесс отбора факторов — один из основных этапов построения модели. Сложность такого показателя, как добы­ ча природного газа, не позволяет на основе теоретического анализа однозначно решить вопрос о влиянии того или ино­ го фактора на добычу. Поэтому необходим двухэтапный от­ бор факторов. На первом этапе отбирают все факторы, имею­ щие количественное выражение и связанные с исследуемым показателем экономически. На втором этапе на основе ко­ личественного анализа из них отбирают факторы, оказываю­ щие существенное влияние на добычу природного газа.

На первом этапе рассматривают следующие факторы: действующий фонд скважин, численность промышленно­ производственного персонала (ППП), удельную числен­ ность ППП на 1 скважину действующего фонда, произво­ дительность труда, себестоимость добычи, капитальные вло­ жения в добычу и обустройство промыслов, удельные капи­ тальные вложения, проходку в эксплуатационном бурении, коммерческую скорость, время на проходку 1 м эксплуата­ ционного бурения, стоимость 1 м эксплуатационного буре­ ния, обеспеченность добычи разведанными запасами, про­ мышленные запасы природного газа, фондоотдачу, фондоем­ кость, коэффициент эксплуатации действующего фонда сква­ жин и др.

В результате количественного анализа путем расчета парных коэффициентов корреляции между добычей природ­ ного газа и указанными факторами выделили из них всего три, наиболее существенно влияющих на добычу природно­ го газа: удельные капитальные вложения в добычу, фондоем­ кость и обеспеченность добычи природного газа запасами. Эти факторы были включены в экономико-математическую модель прогноза добычи природного газа, представленную

в виде следующего

уравнения

множественной регрессии:

у = 30,453 +

18,350*! +

4,356*2 — 1,072х3, (4-48)

где у — добыча природного газа в УССР; хх — удельные ка­ питальные вложения в добычу; х2— фондоемкость; х3 — обеспеченность добычи разведанными запасами газа.

Оценку адекватности модели (4-48) проводили по крите­ рию, вычисляемому по формуле (3-7). Для рассматриваемой модели F = 99,2, что свидетельствует о хорошем согласо­ вании фактических и расчетных данных. Оценку существен­ ности коэффициентов регрессии, необходимую для выясне­ ния существенности факторов, проводили с помощью /-крите-

111


рия, определяемого по формулам (3-17). Рассчитанные зна­ чения ta, = 8,69; 4, = 4,395; ta, = 3,91 и ta, = — 13,53

значительно превосходят табличные и показывают, что в модели приведены факторы, оказывающие существенное влияние на величину добычи природного газа.

Значения факторов, введенных в экономико-математиче­ скую модель, в перспективном периоде определим с помощью временных моделей. Поскольку из рассматриваемых времен­ ных моделей хорошее согласование фактических данных с расчетными получено для капитальных вложений по двум моделям, то приведем два варианта прогноза капитальных вложений. Удельные капитальные вложения ххописываются в базисном периоде зависимостями

29,042

(4-49)

1 + 40,8022е—0,0232і ’

 

Хх = 0,35 + 0,0475/.

(4-50)

Для фондоемкости х2 было получено следующее уравне­

ние регрессии:

 

х2= 2 + 0,2636/.

(4-51)

В результате расчетов было получено два варианта про­ гноза добычи природного газа в УССР на 1975 г.— 62 и 64 млрд. м3. Полученные результаты хорошо согласуются с предварительными разработками ряда отраслевых научноисследовательских учреждений и с пятилетним планом раз­ вития газовой промышленности УССР.

Г л а в а V

РАЗВИТИЕ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УССР

Перспективы развития газовой промышленности УССР и все возрастающее увеличение удельного веса природного газа в топливно-энергетическом балансе ставят вопрос об определении основных путей развития транспорта природ­ ного газа и рационального распределения потоков (с учетом поступления в центр европейской части СССР тюменского и среднеазиатского газа) по существующей схеме газопро­ водов республики.

Экономика газопроводного транспорта во многом опре­ деляется объемами передаваемого газа. Уровень издержек

112


на транспорт газа зависит еще от целого ряда факторов, ос­ новными из которых являются удаленность потребителя от места добычи и диаметр газопровода. При прочих равных условиях увеличение объемов транспортирования природно­ го газа оказывает значительное влияние на использование трубопровода. Несоответствие между проектной мощностью газопровода и его загрузкой вызывает ухудшение экономи­ ческих показателей, что приводит к увеличению издержек на единицу транспортируемого газа.

Экономика транспорта газа находит свое отражение в та­ ких показателях, как удельные капитальные вложения, се­ бестоимость и трудоемкость.

В развитии газовой промышленности СССР трубопровод­ ный транспорт природного газа занимает одно из ведущих мест. По стоимости основных фондов, эксплуатационным из­ держкам и численности обслуживающего персонала транс­ порт газа значительно превышает добычу: по капитальным вложениям — в 3,5—5,6, по эксплуатационным издерж­ кам — в 2,8—3,6, по численности персонала — в 2—3 раза

1841.

Магистральный транспорт природного газа в СССР стал особенно интенсивно развиваться в последние годы с откры­ тием крупнейших месторождений на востоке Украины, в Оренбургской области, на Северном Кавказе, в Средней Азии и Тюменской области.

В данном разделе рассматриваются также основные тен­ денции развития трубопроводного транспорта природного газа за рубежом, в частности, в США — стране с широко разветвленной системой газопроводов.

§ 1. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ГАЗОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Освоение новых крупнейших месторождений в Западной Сибири, Якутской АССР, Средней Азии и Казахстане вы­ звало необходимость направления мощных потоков природ­ ного газа из этих районов в Европейскую часть СССР по магистралям протяженностью свыше 3 тыс. км. Резко повы­ сились темпы строительства трубопроводов. Если газо­ провод Дашава—Киев протяженностью 500 км строился 2 года, то первая очередь газопровода Средняя Азия—Центр протяженностью 2741 км сооружался всего 1,5 года.

8 4-1021

ИЗ

В текущей пятилетке намечено построить около 30 тыс. км газопроводов. Количество компрессорных станций (КС) возрастет к концу пятилетки до 223, а средняя протяжен­ ность магистралей — до 1360 км.

Технический прогресс, целью которого является повы­ шение производительности общественного труда, в газопро­ водном транспорте направлен не столько на сокращение за­ трат живого труда, сколько на увеличение пропускной спо­ собности газопроводов. Это приведет к увеличению отдачи основных фондов и, следовательно, к экономии трудовых затрат с точки зрения всего общественного производства.

Увеличение пропускной способности газопроводов мо­ жет быть достигнуто либо за счет увеличения диаметра труб, либо за счет повышения рабочего давления, либо за счет этих двух факторов одновременно. Изменение диаметра га­ зопроводов связано с техническим совершенствованием средств перекачки газа, производства труб и сооружения газопроводов.

Возможные изменения уровня экономических показате­ лей газотранспортной системы УССР должны основываться на учете намечающихся тенденций развития транспорта га­ за на перспективу.

Основными факторами, влияющими на изменение тех­ нико-экономических показателей магистрального транспор­ та, являются: а) технический прогресс как в самом трубо­ проводном транспорте, так и в отраслях, непосредственно связанных со строительством и эксплуатацией магистраль­ ных и распределительных сетей; б) устранение влияния се­ зонной неравномерности газопотребления; в) рациональное размещение потоков газа.

На основании расчетов, поданных представителем Га­ зового совета Великобритании г-ном X. С. Джоунзом в Ко­ митет по транспорту газа, при увеличении диаметра труб капиталовложения в газопровод увеличиваются в степени 1,713, в то время как пропускная способность увеличивает­ ся в степени 2,618, что свидетельствует об экономичности сооружения трубопроводов большого диаметра [60]. Для выяснения факторов, влияющих на переход к трубам боль­ ших диаметров и определяющих допустимые пределы увели­ чения диаметра, был применен метод экспертных оценок. Полученные данные позволили сделать заключение, что с увеличением диаметра газопровода расходы на него увеличиваются медленнее, чем пропускная способность.

114