Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Общий вид трехполюсного разъединителя показан на рис. 72. Трехполюсный разъединитель типа РЛВ-1П состоит из метал лической рамы, на которой закреплены шесть изоляторов. На верх них изоляторах закреплены губки, на нижних изоляторах на шар нирах крепятся ножи 5. Ножи через фарфоровые тяги 4 соединя
ются шарнирно с рычагами 3, приваренными к валу 1.
На конце вала, выходящем из рамы, крепится рычаг 2, кото рый может изменять^ свое положение относительно рамы. Рычаг с помощью трубчатой тяги соединяется с приводом, посредством которого можно включать и выключать разъединитель. Наиболее широкое распространение получил рычажный привод типа ПР-2.
Для включения и от ключения электрических це пей высокого напряжения под нагрузкой, а также для автоматического отключения
линий |
при опасных пере |
||
грузках и коротких замы |
|||
каниях |
служат |
в ы с о к о |
|
в о л ь т н ы е в ы к л ю ч а т е - |
|||
л и. Различают |
три группы |
||
высоковольтных |
|
выключате |
|
лей, отличающихся друг от |
|||
друга |
способом |
гашения |
|
дуги: |
|
(баковые и |
|
масляные |
|||
горшковые), |
безмасляные |
||
(автогазовые и воздушные), |
|||
выключатели |
|
нагрузки. |
При разрыве электрической цепи возникает электрическая ду га. Эта дуга тем сильнее, чем выше напряжение и сила тока. В высоковольтных цепях при большой силе тока электрическая дуга может быть настолько значительной, что вызовет перекрытие фаз, а это может повести к серьезной аварии.
Электрическую дугу можно сильно уменьшить, если скорость разрыва контактов сделать достаточно высокой или если дугу ин тенсивно охлаждать. На этих двух принципах и основано действие высоковольтных выключателей.
В масляных выключателях разрывные контакты помещаются в резервуарах с трансформаторным маслом.
Быстрота отключения достигается разрывом контактов под действием достаточно сильных пружин, охлаждение осуществля ется дутьем газов, образующихся при горении дуги в масле.
При выключении масляного выключателя повышается давле ние в баке. Поэтому стенки бака должны быть достаточно проч ными. Для уменьшения давления в баке масло заливают не полно стью, оставляя воздушную прослойку, которая играет роль амор тизатора. Но все же взрывы таких выключателей возможны (в случае плохого качества масла). Поэтому их, как правило, уста
141
навливают во взрывных камерах, изолированных от других поме щений. Опасность взрыва, потребность в значительном количест ве масла, усложнение строительной части подстанции — все это привело к тому, что в последнее время во вновь строящихся подстанциях баковые масляные выключатели не устанавливают.
Однако в |
существующих |
под |
|
станциях |
они |
встречаются |
еще |
довольно |
часто. |
|
|
Более |
безопасными, удобны |
||
ми являются выключатели с ма |
|||
лым объемом |
масла — горшко- |
вые. Масло в них служит лишь для гашения дуги и не является изолятором фаз друг от друга и от корпуса. Количество масла поэтому здесь значительно мень ше, чем в баковых.
Малообъемные выключатели имеют прочные горшки, сообща ющиеся с атмосферой, в связи с чем они не боятся взрыва и, следовательно, безопасны в по жарном отношении. Это обстоя тельство увеличивает безопас ность их обслуживания, значи тельно упрощает и удешевляет строительную часть подстанции. В настоящее время в ВРУ нахо дят применение следующие ма лообъемные масляные выключа тели: ВМГ-133 в трех исполне ниях: ВМГ-133—1; ВМГ-133— II; ВМГ-133—III (отличаются друг от друга номинальным
током и отключаемой мощностью); ВМГ-10; Б-200.
Ниже рассматриваются выключатели ВМГ-133, нашедшие наи более широкое применение (рис. 73).
Выключатель состоит из рамы 1, в нижней части которой з а креплены три двойных опорных изолятора 2. На этих изоляторах с помощью специальных зажимов крепятся три бака 6 с проходны ми изоляторами 7. В верхней части рамы установлен в подшипни ках вал 11, к которому приварены три двуплечих рычага. Концы вала выходят по обе стороны рамы, и к одному из них крепится рычаг, соединяемый с тягой привода выключателя. К коротким плечам крайних рычагов присоединены пружины 12, под действи ем которых размыкаются контакты выключателя, и выключатель удерживается в выключенном состоянии. Для создания нужной скорости в момент размыкания и амортизации в момент включе ния выключателя на верхней части рамы против среднего рычага
142
установлен пружинный буфер. Против короткого плеча среднего рычага (ниже его) установлен масляный амортизатор, смягчаю щий удары при отключении выключателя. К длинным плечам ры
чагов на фарфоровых изоляторах 10 |
|
||||||||||
подвешены |
подвижные |
контакты |
3 в |
|
|||||||
виде |
медных |
стержней. |
Эти стержни |
|
|||||||
с помощью |
|
гибких перемычек 9 |
и |
|
|||||||
контактов 8 присоединяются к отво |
|
||||||||||
дящим шинам. В нижней части гор |
|
||||||||||
шков установлены розеточные непод |
|
||||||||||
вижные контакты 4, которые соеди |
|
||||||||||
нены с подводящими шинами через |
|
||||||||||
болтовые контакты 5. Для включения |
|
||||||||||
выключателя |
необходимо повернуть |
|
|||||||||
вал так, чтобы длинные плечи рыча |
|
||||||||||
гов опустились вниз и опустили под |
|
||||||||||
вижные |
контакты |
до |
включения |
их |
|
||||||
в неподвижные. Задние плечи рыча |
|
||||||||||
гов |
растянут |
главные |
выключающие |
|
|||||||
пружины и сожмут пружинный амор |
|
||||||||||
тизатор. Если теперь выключить |
|
||||||||||
привод выключателя, то выключаю |
|
||||||||||
щие |
пружины |
с |
силой |
разомкнут |
|
||||||
контакты. |
выключателя |
ВМГ-133— |
|
||||||||
Горшок |
|
||||||||||
II |
имеет |
|
следующее |
устройство |
|
||||||
(рис. 74). |
|
стальной |
|
цилиндр |
в |
|
|||||
Главный |
|
|
|
||||||||
нижней части имеет отверстие, через |
|
||||||||||
которое |
проходит |
вывод |
розеточного |
|
|||||||
контакта 4, и отверстие для сливной |
|
||||||||||
пробки 1. Розеточный контакт 4 со |
|
||||||||||
стоит из шести сегментов, которые |
|
||||||||||
сжимаются |
пружинами. |
|
|
|
|
|
|||||
Верхняя часть цилиндра закрыва |
|
||||||||||
ется крышкой, в которой заармиро- |
|
||||||||||
ван проходной изолятор 11, отделяю |
|
||||||||||
щий корпус горшка от подвижного |
|
||||||||||
контакта. Внутри стального цилинд |
|
||||||||||
ра помещаются бакелитовые цилинд |
|
||||||||||
ры — верхний |
8, |
изолирующий |
стенки |
|
|||||||
цилиндра от токоведущего стержня и |
|
||||||||||
прижимающий |
дугогасительную |
ка |
|
||||||||
меру, и нижний 5, который является |
Рис. 74. Разрез выключателя |
||||||||||
опорным |
для |
дугогасительной |
каме |
ВМГ-133 |
ры. Гашение дуги осуществляется в гасительной камере 17, установленной над местом разрыва кон
тактов. Гасительная камера набирается из ряда дисков, изготов ленных из изоляционного материала (гетинакса, текстолита). Эти
143
диски стягиваются специальными шпильками. В дисках имеется центральный канал, в который входит подвижной контакт. Этот канал имеет три уширения — карманы. В нижней части дисков проходят три поперечных канала, расположенных друг над дру гом.
Стальной цилиндр для проверки его прочности подвергается гидравлическому испытанию под давлением 70 кгс-см2. У выклю чателей ВМГ-133—II и ВМГ-133—III к основному цилиндру при
варивается |
дополнительный |
ре'зервуар |
|
с |
внутренней |
полостью. |
|||||||
|
|
|
|
|
Дополнительный |
резервуар |
3 |
||||||
|
|
|
|
|
сообщается с главным цилин |
||||||||
|
|
|
|
|
дром |
через обратный |
клапан |
||||||
|
|
|
|
|
2, который в нормальных ус |
||||||||
|
|
|
|
|
ловиях |
|
пропускает |
масло в |
|||||
|
|
|
|
|
главный цилиндр. Когда дав |
||||||||
|
|
|
|
|
ление |
в |
главном |
цилиндре |
|||||
|
|
|
|
|
повышается, |
обратный |
кла |
||||||
|
|
|
|
|
пан |
закрывается, |
предохраняя |
||||||
|
|
|
|
|
дополнительный |
резервуар |
от |
||||||
|
|
|
|
|
повышенного |
давления. |
На |
||||||
|
|
|
|
|
дополнительном |
резервуаре |
|||||||
|
|
|
|
|
устанавливается |
|
указатель |
||||||
|
|
|
|
|
уровня |
масла |
7. |
Гасительная |
|||||
|
|
|
|
|
камера цилиндра сообщается с |
||||||||
|
|
|
|
|
внутренней полостью 6 резер |
||||||||
|
|
|
|
|
вуара 3. Надкамерная по |
||||||||
|
Рис. 75. Привод ПРБА: |
|
лость |
цилиндра |
сообщается |
||||||||
|
|
с атмосферой |
через |
маслоот |
|||||||||
/ — корпус; 2 —тяга; 3»—рычаг блок-контак |
|||||||||||||
тов; |
4 — рычаг |
управления; 5 — крышка |
при |
делитель |
9, |
приваренный |
к |
||||||
вода; |
6 ~ блинкер; |
7 — релейная коробка; |
8 — |
верхней части |
дополнительно |
||||||||
реле |
максимального тока; 9 — реле минималь |
||||||||||||
ного |
напряжения; |
10 — блок-контакты |
типа |
го |
резервуара; |
10— пробка |
|||||||
|
|
|
КСА |
|
для |
заливки |
масла. |
|
|
Необходимо отметить, что в отличие от баковых выключателей горшки выключателей ВМГ находятся под полным рабочим напряжением.
Для включения выключателя, удержания его в этом состоя нии и выключения служат специальные устройства, называемые приводами.
Существует несколько видов приводов. Наиболее распростра
ненными из них |
являются: ПРБА — ручной блинкерный автома |
||
тический; |
ППМ — пружинно-моторный; |
УПГП — пружинно-грузо |
|
вой. |
|
|
чугунного корпуса 1, за |
Привод |
ПРБА |
(рис. 75) состоит из |
крытого крышкой 5. В корпусе монтируется механизм привода, состоящий из систем тяг и защелок. В крышке корпуса имеется прорезь, в которой перемещается рычаг 4 включения и отключения привода. К нижней части корпуса крепится релейная коробка 7,
имеющая три гнезда для реле и отключающего электромаг нита.
144