Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общий вид трехполюсного разъединителя показан на рис. 72. Трехполюсный разъединитель типа РЛВ-1П состоит из метал­ лической рамы, на которой закреплены шесть изоляторов. На верх­ них изоляторах закреплены губки, на нижних изоляторах на шар­ нирах крепятся ножи 5. Ножи через фарфоровые тяги 4 соединя­

ются шарнирно с рычагами 3, приваренными к валу 1.

На конце вала, выходящем из рамы, крепится рычаг 2, кото­ рый может изменять^ свое положение относительно рамы. Рычаг с помощью трубчатой тяги соединяется с приводом, посредством которого можно включать и выключать разъединитель. Наиболее широкое распространение получил рычажный привод типа ПР-2.

Для включения и от­ ключения электрических це­ пей высокого напряжения под нагрузкой, а также для автоматического отключения

линий

при опасных пере­

грузках и коротких замы­

каниях

служат

в ы с о к о ­

в о л ь т н ы е в ы к л ю ч а т е -

л и. Различают

три группы

высоковольтных

 

выключате­

лей, отличающихся друг от

друга

способом

гашения

дуги:

 

(баковые и

масляные

горшковые),

безмасляные

(автогазовые и воздушные),

выключатели

 

нагрузки.

При разрыве электрической цепи возникает электрическая ду­ га. Эта дуга тем сильнее, чем выше напряжение и сила тока. В высоковольтных цепях при большой силе тока электрическая дуга может быть настолько значительной, что вызовет перекрытие фаз, а это может повести к серьезной аварии.

Электрическую дугу можно сильно уменьшить, если скорость разрыва контактов сделать достаточно высокой или если дугу ин­ тенсивно охлаждать. На этих двух принципах и основано действие высоковольтных выключателей.

В масляных выключателях разрывные контакты помещаются в резервуарах с трансформаторным маслом.

Быстрота отключения достигается разрывом контактов под действием достаточно сильных пружин, охлаждение осуществля­ ется дутьем газов, образующихся при горении дуги в масле.

При выключении масляного выключателя повышается давле­ ние в баке. Поэтому стенки бака должны быть достаточно проч­ ными. Для уменьшения давления в баке масло заливают не полно­ стью, оставляя воздушную прослойку, которая играет роль амор­ тизатора. Но все же взрывы таких выключателей возможны (в случае плохого качества масла). Поэтому их, как правило, уста­

141


навливают во взрывных камерах, изолированных от других поме­ щений. Опасность взрыва, потребность в значительном количест­ ве масла, усложнение строительной части подстанции — все это привело к тому, что в последнее время во вновь строящихся подстанциях баковые масляные выключатели не устанавливают.

Однако в

существующих

под­

станциях

они

встречаются

еще

довольно

часто.

 

 

Более

безопасными, удобны­

ми являются выключатели с ма­

лым объемом

масла — горшко-

вые. Масло в них служит лишь для гашения дуги и не является изолятором фаз друг от друга и от корпуса. Количество масла поэтому здесь значительно мень­ ше, чем в баковых.

Малообъемные выключатели имеют прочные горшки, сообща­ ющиеся с атмосферой, в связи с чем они не боятся взрыва и, следовательно, безопасны в по­ жарном отношении. Это обстоя­ тельство увеличивает безопас­ ность их обслуживания, значи­ тельно упрощает и удешевляет строительную часть подстанции. В настоящее время в ВРУ нахо­ дят применение следующие ма­ лообъемные масляные выключа­ тели: ВМГ-133 в трех исполне­ ниях: ВМГ-133—1; ВМГ-133— II; ВМГ-133—III (отличаются друг от друга номинальным

током и отключаемой мощностью); ВМГ-10; Б-200.

Ниже рассматриваются выключатели ВМГ-133, нашедшие наи­ более широкое применение (рис. 73).

Выключатель состоит из рамы 1, в нижней части которой з а ­ креплены три двойных опорных изолятора 2. На этих изоляторах с помощью специальных зажимов крепятся три бака 6 с проходны­ ми изоляторами 7. В верхней части рамы установлен в подшипни­ ках вал 11, к которому приварены три двуплечих рычага. Концы вала выходят по обе стороны рамы, и к одному из них крепится рычаг, соединяемый с тягой привода выключателя. К коротким плечам крайних рычагов присоединены пружины 12, под действи­ ем которых размыкаются контакты выключателя, и выключатель удерживается в выключенном состоянии. Для создания нужной скорости в момент размыкания и амортизации в момент включе­ ния выключателя на верхней части рамы против среднего рычага

142


установлен пружинный буфер. Против короткого плеча среднего рычага (ниже его) установлен масляный амортизатор, смягчаю­ щий удары при отключении выключателя. К длинным плечам ры­

чагов на фарфоровых изоляторах 10

 

подвешены

подвижные

контакты

3 в

 

виде

медных

стержней.

Эти стержни

 

с помощью

 

гибких перемычек 9

и

 

контактов 8 присоединяются к отво­

 

дящим шинам. В нижней части гор­

 

шков установлены розеточные непод­

 

вижные контакты 4, которые соеди­

 

нены с подводящими шинами через

 

болтовые контакты 5. Для включения

 

выключателя

необходимо повернуть

 

вал так, чтобы длинные плечи рыча­

 

гов опустились вниз и опустили под­

 

вижные

контакты

до

включения

их

 

в неподвижные. Задние плечи рыча­

 

гов

растянут

главные

выключающие

 

пружины и сожмут пружинный амор­

 

тизатор. Если теперь выключить

 

привод выключателя, то выключаю­

 

щие

пружины

с

силой

разомкнут

 

контакты.

выключателя

ВМГ-133—

 

Горшок

 

II

имеет

 

следующее

устройство

 

(рис. 74).

 

стальной

 

цилиндр

в

 

Главный

 

 

 

нижней части имеет отверстие, через

 

которое

проходит

вывод

розеточного

 

контакта 4, и отверстие для сливной

 

пробки 1. Розеточный контакт 4 со­

 

стоит из шести сегментов, которые

 

сжимаются

пружинами.

 

 

 

 

 

Верхняя часть цилиндра закрыва­

 

ется крышкой, в которой заармиро-

 

ван проходной изолятор 11, отделяю­

 

щий корпус горшка от подвижного

 

контакта. Внутри стального цилинд­

 

ра помещаются бакелитовые цилинд­

 

ры — верхний

8,

изолирующий

стенки

 

цилиндра от токоведущего стержня и

 

прижимающий

дугогасительную

ка­

 

меру, и нижний 5, который является

Рис. 74. Разрез выключателя

опорным

для

дугогасительной

каме­

ВМГ-133

ры. Гашение дуги осуществляется в гасительной камере 17, установленной над местом разрыва кон­

тактов. Гасительная камера набирается из ряда дисков, изготов­ ленных из изоляционного материала (гетинакса, текстолита). Эти

143


диски стягиваются специальными шпильками. В дисках имеется центральный канал, в который входит подвижной контакт. Этот канал имеет три уширения — карманы. В нижней части дисков проходят три поперечных канала, расположенных друг над дру­ гом.

Стальной цилиндр для проверки его прочности подвергается гидравлическому испытанию под давлением 70 кгс-см2. У выклю­ чателей ВМГ-133—II и ВМГ-133—III к основному цилиндру при­

варивается

дополнительный

ре'зервуар

 

с

внутренней

полостью.

 

 

 

 

 

Дополнительный

резервуар

3

 

 

 

 

 

сообщается с главным цилин­

 

 

 

 

 

дром

через обратный

клапан

 

 

 

 

 

2, который в нормальных ус­

 

 

 

 

 

ловиях

 

пропускает

масло в

 

 

 

 

 

главный цилиндр. Когда дав­

 

 

 

 

 

ление

в

главном

цилиндре

 

 

 

 

 

повышается,

обратный

кла­

 

 

 

 

 

пан

закрывается,

предохраняя

 

 

 

 

 

дополнительный

резервуар

от

 

 

 

 

 

повышенного

давления.

На

 

 

 

 

 

дополнительном

резервуаре

 

 

 

 

 

устанавливается

 

указатель

 

 

 

 

 

уровня

масла

7.

Гасительная

 

 

 

 

 

камера цилиндра сообщается с

 

 

 

 

 

внутренней полостью 6 резер­

 

 

 

 

 

вуара 3. Надкамерная по­

 

Рис. 75. Привод ПРБА:

 

лость

цилиндра

сообщается

 

 

с атмосферой

через

маслоот­

/ — корпус; 2 —тяга; 3»—рычаг блок-контак­

тов;

4 — рычаг

управления; 5 — крышка

при­

делитель

9,

приваренный

к

вода;

6 ~ блинкер;

7 — релейная коробка;

8 —

верхней части

дополнительно­

реле

максимального тока; 9 — реле минималь­

ного

напряжения;

10 — блок-контакты

типа

го

резервуара;

10— пробка

 

 

 

КСА

 

для

заливки

масла.

 

 

Необходимо отметить, что в отличие от баковых выключателей горшки выключателей ВМГ находятся под полным рабочим напряжением.

Для включения выключателя, удержания его в этом состоя­ нии и выключения служат специальные устройства, называемые приводами.

Существует несколько видов приводов. Наиболее распростра­

ненными из них

являются: ПРБА — ручной блинкерный автома­

тический;

ППМ — пружинно-моторный;

УПГП — пружинно-грузо­

вой.

 

 

чугунного корпуса 1, за­

Привод

ПРБА

(рис. 75) состоит из

крытого крышкой 5. В корпусе монтируется механизм привода, состоящий из систем тяг и защелок. В крышке корпуса имеется прорезь, в которой перемещается рычаг 4 включения и отключения привода. К нижней части корпуса крепится релейная коробка 7,

имеющая три гнезда для реле и отключающего электромаг­ нита.

144