Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

« ооог

1710

Рис. 63. Машина ПСГ-100

ме*
Рис. 64. Электросхема привода отвального конвейера машины ПСГ-100

Все электродвигатели также защищены предохранителями по всем трем фазам, а электродвигатели приемного и отвального кон­ вейеров, кроме того, защищены по двум фазам тепловыми реле.

Вся электроаппарату­ ра изготовлена в пылеза­ щищенном исполнении.

При нажатии кнопки «Пуск» отвального кон­ вейера (рис. 64) включа­ ется магнитный пускатель ОК, который подает пи­ тание на электродвига­ тель отвального конвейе­ ра. Блок-контакты этого пускателя замыкаются и подготавливают цепь пу­ скателя ПК, который включает в сеть электро­ двигатель приемного кон­ вейера и заборного уст­ ройства. ч Магнитные пу­ скатели ОК и ПК имеют блок-контакты самоблоки­ ровки, и для их отключе­ ния следует нажать

соответствующую кнопку «Стоп». Из Схемы видно, что приемный конвейер и заборное устройство отключаются автоматически при отключении отвального конвейера.

Электродвигатель

механиз­

 

 

 

 

 

ма

передвижения

включается

 

 

Snpabo

Ja^Lj

двумя

реверсивными

пускате­

 

З П Н П

лями

с самоблокировкой.

Во

 

 

-гГЪ~

 

избежание

 

одновременного

 

м

-- о

о---

 

 

- а

23

2 .

 

включения

двух

контакторов

2 3

 

 

 

они

связаны

механической

и

Рис. 65. Электросхема золотника пово­

электрической

 

блокировкой,

 

рота

отвального

конвейера машины

полностью исключающей их од­

 

 

ПСГ-100

 

новременное

включение.

 

 

 

 

 

(рис. 65)

При нажатии кнопки «Вправо» отвального конвейера

включается золотник ЗПКП через контакты 21—2 и при помощи кон­ тактов 25—2 включается магнитный пускатель М масляного насоса. Аналогично включаются золотники подъема и опускания приемно­ го конвейера, золотники поворота погрузчика вправо и влево, зо­ лотники подъема и опускания приемного конвейера.

Кроме описанного выше погрузчика ПСГ-100, в портах приме­ няются также погрузчики ПСГ-ЮОМ, в которых отвальный кон­ вейер заменяется метателем. Особенно успешно используются та­ кие погрузчики при выгрузке сахара-сырца навалом из подпа­ лубного пространства.

134


§27. ТРАНСПОРТЕРЫ И ТРАНСПОРТЕРНЫЕ ЛИНИИ

Впортах при грузовых операциях широко применяются меха­ низмы непрерывного транспорта. Это и отдельные транспортеры (стационарные или передвижные), и транспортерные линии из од­ ного или нескольких транспортеров, и элеваторы и т. д.

Кэлектрооборудованию этих машин предъявляются несколько другие требования, чем к крановому,— двигатели и аппаратура

должна отвечать продолжительному режиму работы; электрообо­ рудование должно допускать дистанционное управление.

Рис. 66. Электросхема соединения нескольких транспортеров с электрической блокировкой

Наиболее широко применяется для транспортеров асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Пуск в ход такого дви­ гателя легко осуществляется магнитным пускателем. Когда из отдельных транспортеров создается транспортерная линия, то электросхема управления такой линией усложняется. Это объяс­ няется тем, что запуск транспортеров должен производиться в оп­ ределенном порядке, а также тем, что при остановке одного из транспортеров должны остановиться все транспортеры, подающие груз на остановившийся транспортер.

Для примера рассмотрим электросхему транспортерной линии,

стоящей из трех

транспортеров

1, 2 и

3.

На транспортер 3

груз поступает, с

транспортера

1 подается

на

склад или судно

(рис. 66).

Электромоторы, транспортеров включаются магнитными пуска­ телями, которые имеют максимальную защиту в виде тепловых реле и специальные блок-контакты.

При нажатии кнопки «Пуск» П включается пускатель пер­ вого электромотора. Транспортер начинает работать. Включив­ шийся пускатель закрывает свои блок-контакты и подает ток в ка­ тушку пускателя второго электродвигателя. Пускатель включает­ ся и через свои блок-контакты замыкает цепь катушки контактора третьего электродвигателя и т. д.

Если же по каким-то причинам выключается пускатель второго электромотора, то остановится транспортер 3 и груз на линию

135


подаваться не будет. Такая система блокировки не обеспечивает остановку подающих транспортеров при механических неисправно­ стях впередистоящих транспортеров. На наиболее ответственных линиях на транспортерах устанавливают центробежные реле, кон­ такты которых включают в цепь управления (рис. 67).

Рис. 67. Электросхема соединения

нескольких транспортеров

с электромеханической

блокировкой

Работа реле основана на принципе центробежного регулятора. Пуск транспортеров с применением таких реле осуществляется с некоторой выдержкой времени.

Остановка транспортеров происходит при нажатии кнопок «Стоп», которые могут быть установлены на всех транспортерах. При этом останавливаются сразу все транспортеры.

Строящиеся в настоящее время мощные транспортерные гале­ реи имеют более сложные электросхемы. Для наблюдения за со­ стоянием транспортеров применяется телевидение.

Гл а в а 5

 

Т Р А Н С Ф О Р М А Т О Р Н Ы Е П О Д С Т А Н Ц И И .

С И Л О ВЫ Е И

ОСВЕТИТЕЛЬНЫ Е СЕТИ§

§ 28. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ПОРТА

Большинство

перегрузочных механизмов, ра­

ботающих в портах, выпускается с электрическим приводом. По­

этому бесперебойная работа порта

в значительной

мере зависит

от надежности снабжения его электрической энергией.

Надежность электроснабжения

потребителей

определяется

«Правилами устройства электрических установок». Согласно этим Правилам все потребители разбиваются на три категории.

К первой причисляются потребители, прекращение подачи элект­ роэнергии которым может вызвать человеческие жертвы или боль­ шие материальные потери. К таким потребителям относятся шах-

136

ты, металлургические заводы, телеграф, операционные шахты, металлургические заводы, телеграф, операционные залы хирур­ гических клиник и т. д.

Во вторую категорию входят потребители, технология которых допускает кратковременные перерывы в электроснабжении, но дли­

тельное

отсутствие электроэнергии

может

повлечь

за собой

простои оборудования и транспортных

 

 

 

средств. Эта категория включает и

 

Главный

Аварийный

порты.

 

 

 

 

ввод

ввод

К третьей категории относятся все

 

ФLiидерная

остальные

потребители.

категории

 

777

 

Потребители первой

 

 

должны питаться от двух независи­

 

 

 

мых источников электроэнергии, и пе­

 

И

 

рерыв в их электроснабжении не дол­

 

 

жен превышать времени, потребного

 

 

для автоматического включения ре­

 

- [ т Г >

зервного

питания.

 

 

Потребители второй категории так­

 

 

 

же должны иметь резервный ввод.

Рис.

68. Схема

электроснаб­

Для них

допускается

перерыв в

 

жения порта

электроснабжении на время не более, чем необходимо для включения резервного ввода дежурным пер­ соналом.

В соответствии с изложенным выше для снабжения электро­ энергией морских портов или отдельных погрузочно-разгрузочных участков могут применяться схемы, предусматривающие резерв­ ное питание с автоматическим или ручным его включением.

Электроэнергия напряжением 6—10 кВ подается обычно на распределительную (фидерную) подстанцию порта. С этой под­ станции получают питание остальные трансформаторные под­ станции. Для надежности электроснабжения объектов порта все трансформаторные подстанции закольцовываются, т. е. каждая подстанция может получать питание по двум линиям.

Принципиальная схема электроснабжения порта приводится на рис. 68.

Трансформаторные подстанции предназначены для приема электроэнергии высокого напряжения, превращения ее в электро­ энергию более низкого напряжения и распределения электроэнер­ гии пониженного напряжения между потребителями. Каждая трансформаторная подстанция для выполнения этих функций име­ ет следующие основные системы и агрегаты:

1)высоковольтное распределительное устройство;

2)силовые трансформаторы;

3)низковольтное распределительное устройство. Конструктивное выполнение трансформаторных подстанций

очень разнообразно. Они могут быть открытого и закрытого ис­ полнения, комплектными и сборными, в отдельно стоящих здани­ ях и встроенными, на один или два трансформатора.

137


»>

Так как потребители электроэнергии в портах растянуты вдоль причального фронта, то трансформаторные подстанции в портах строят, как правило, на два трансформатора мощностью по 420 или 630 кВа.

Трансформаторные подстанции встраивают в здания грузовых складов, холодильников, административных зданий и т. д.

Принципиальная схема подстанции представлена на рис. 69.

§ 29. ВЫСОКОВОЛЬТНОЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Высоковольтное распределительное устройство (ВРУ) состоит из главных шин, изоляторов для крепления токоведущих деталей, аппаратов для подключения и отключения отдельных линий, при­ боров защиты кабельных линий и приемников электрического то­ ка, измерительных приборов.

Вцелях ускорения и удешевления монтажа ВРУ составляются из стандартных камер, изготовляемых на заводах по заказанной схеме. На рис. 70, а показана камера, а на рис. 70,6 — ВРУ, на­ бранное из таких камер.

Ввысоковольтных распределительных устройствах могут при­ меняться медные, алюминиемые и стальные шины.

138

Медные шины имеют хорошую электропроводность и относи­ тельно высокую стойкость против коррозии, что очень важно в условиях морских портов. Но несмотря на эти качества, в послед­ нее время медь, ввиду е,е высокой стоимости, везде вытесняется

а)

Рис. 70. Камера КСО (а) и высоковольтное распределительное устройство (б)

алюминием. Алюминиевые шины обладают меньшей электропро­ водностью, но благодаря меньшей плотности алюминия потребность алюминиевых шин на одну и ту же нагрузку примерно такая же, как и медных.

На воздухе алюминий покрывается тонкой пленкой окиси. Эта пленка препятствует окислению шин, но в то же время ухудшает теплоотдачу.

Главный недостаток алюминиевых шин — ненадежность кон­ тактных соединений алюминия с алюминием и особенно алюминия с медью.

Стальные шины из-за сравнительной низкой электропроводно­ сти и способности подвергаться коррозии применяются редко.

Изготовляются шины, как правило, прямоугольного сечения. Значительно реже применяются шины круглого сечения.

Для удобства фазировки шины после монтажа окрашиваются в разные цвета. Правила расцветки шин приведены в табл. 2.

Все токоведущие шины крепятся к конструкциям распредели­ тельного устройства через высоковольтные изоляторы.

139


 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

Главные шины

 

Расцветка шии

в вертикальной

в горизонтальной плоскости

Вертикальные от­

 

плоскости

ветвления

А — желтая

Верхняя шина

Шина, отдаленная

от

Левая шина

 

 

служебного прохода

 

 

В — зеленая

Средняя шина

Средняя

шина

 

Средняя шина

С — красная

Нижняя шина

Шина,

ближайшая

к

Правая шина

 

 

служебному проходу

 

 

В высоковольтных закрытых распределительных устройствах

применяются два типа изоляторов: опорные и проходные

(рис. 71).

 

Опорные изоляторы отли­

■2 5}

чаются друг от друга опор­

 

ным фланцем, группой по

 

разрушающему

усилию и

 

напряжениям. Наиболее ши­

 

рокое применение

получили

 

изоляторы типа ОА-6-кр и

 

ОВ-Ю-ов. Марка этих изо­

 

ляторов

расшифровывается

Рис. 71. Высоковольтные изоляторы:

следующим образом:

О —

а — о п о р н ы й ; б — п р о х о д н о й

опорный,

А — группа

по

 

разрушению, 6 (или

10) —

напряжение в кВ, кр — круглый, ов — овальный.

 

 

Фланцы могут быть круглыми,

овальными

и квадратными.

Проходные изоляторы применяются для обеспечения прохода токоведущих частей через стены и другие конструкции. Выпуска­ ются следующие марки: ПА-6/200; ПБ-10/1000, ПНБ-6/1000 и т. д. Эти обозначения расшифровываются так: П — проходной; А, Б — группа по разрушающему усилию; Н — наружной установки; чис­ литель дроби — напряжение, знаменатель — сила тока.

Для включения и отключения электрических цепей без нагруз­ ки, а также для создания видимых разрывов в высоковольтных це­ пях служат в ы с о к о в о л ь т н ы е р а з ъ е д и н и т е л и .

Согласно действующим «Правилам технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий» разъединителями разрешается включать и отклю­ чать трансформаторы мощностью до 750 кВА без нагрузки или ток до 15 А при напряжении до 10 кВ.

Разъединители могут быть одно- и трехполюсными. Однополюс­ ные разъединители не имеют общего привода, а выключаются и включаются специальной штангой по одному ножу. В настоящее время они применения в закрытых ВРУ не находят.

140