Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§32. МОНТАЖ ЭЛЕКТРОПРОВОДОК

ВНОРМАЛЬНЫХ, ПОЖАРООПАСНЫХ И ВЗРЫВООПАСНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Согласно «Правилам строительства электроустановок промыш­ ленных предприятий» внутренние проводки должны проклады­ ваться с учетом характера помещений и условий окружающей среды.

Все производственные, хозяйственные и бытовые помещения порта можно разделить на следующие группы:

отапливаемые (конторы, механические мастерские, жилые по­ мещения) ;

сухие неотапливаемые (склады подсобных предприятий); сырые (прачечные, душевые, мойки); пожароопасные (портовые склады, склады легковоспламеняю­

щихся материалов, деревообделочные цехи); взрывоопасные (нефтебазы, зарядные аккумуляторов).

В зависимости от характера помещений, от требований техни­ ки безопасности применяются различные виды проводов, разные конструкции приборов и способы монтажа проводки.

Первые две группы помещений не требуют особых проводок и осветительных приборов. В таких помещениях электропроводки могут прокладываться как открыто — на роликах и изоляторах, так и скрыто — под штукатуркой. Для открытой проводки в этих помещениях могут применяться провода и шнуры типа ПРД, ПР, АПР, ПВ, АПВ на роликах и изоляторах.

Открыто по стенам и потолкам могут прокладываться провода

ТПРФ, ВРГ,

СРГ,

ППВ, АППВ,

АПН, НРГ. При этом про­

вода ТПРФ,

ВРГ и

СРГ разрешается

прокладывать непосредст­

венно по деревянным стенам.

В сырых и особо сырых помеще­

ниях рекомендуется применять

провода ВРГ, СРГ, НРГ и АНРГ,

которые можно прокладывать

непосредственно по стенам.

Всырых помещениях должны применяться герметическая ап­ паратура и светильники.

Впожароопасных помещениях рекомендуется прокладка про­ водов ПР, АПР в бумажных трубках с металлической оболочкой непосредственно по стенам и потолкам.

Провода ПРТО, АПРТ, ПВ и АПВ можно прокладывать по стенам только в стальных трубах. Допускается прокладка на по­ верхности стен и потолков кабелей и проводов ВРГ, СРГ, НРГ и АПРГ.

Все аппараты и светильники должны быть герметического ис­ полнения.

Во взрывоопасных помещениях прокладка проводов типа ПРТО АПРТ, ПВ, АПВ разрешается только в стальных трубах по стенам и потолкам помещений.

Вся аппаратура и светильники должны быть взрывобезопасно­ го исполнения, провода должны подходить к аппаратам через специальные сальники.

157


Г л а в а 6

ТЕХН И Ч ЕСКАЯ Э К С П Л У А Т А Ц И Я И РЕМ О Н Т Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я П ЕРЕГРУ ЗО Ч Н Ы Х М А Ш И Н

§ 33. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

КЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН

Внастоящее время на все грузоподъемные

механизмы, действующие в морских и речных портах, распростра­ няются «Правила устройства и безопасной эксплуатаЩии грузоподъемных кранов», утвержденные 30 декабря 1969 г. Государст­ венным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

В соответствии с этими правилами все грузоподъемные маши­ ны с электрическим приводом должны быть оборудованы концевы­ ми выключателями (ограничителями) для автоматической оста­ новки механизма подъема перед подходом крюка к своему край­ нему верхнему положению.

Концевой ограничитель должен быть отрегулирован так, чтобы после остановки пустого крюка минимальное расстояние между верхней частью крюковой подвески и нижней частью конструкции грузоподъемного устройства, к которому приближается эта под­ веска, было не менее 50 мм для электроталей и 200 мм — для дру­ гих грузоподъемных машин. Эти расстояния являются минимально допустимыми.

Для портальных кранов, имеющих высокие скорости подъема, рекомендуется, чтобы это расстояние составляло 500—700 мм. У грейферных кранов с раздельным двухмоторным электрическим приводом грейферной лебедки схема включения концевых ограни­ чителей механизма подъема должна быть выполнена так, чтобы производилось одновременное отключение электродвигателей под­ держивающего и замыкающего механизмов при достижении послед­ ним своего крайнего положения. Если это условие не соблюдается и при подъеме закрытого грейфера отключится только замыкаю­ щий электродвигатель, а поддерживающий будет продолжать ра­ ботать на подъем, то произойдет самопроизвольное открытие грей­ фера и просыпание груза вниз.

Кроме того, все стреловые, башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности. Этот ограничитель должен авто­ матически отключать механизмы подъема груза и изменения вы­ лета стрелы при подъеме груза, масса которого превышает грузо­

подъемность механизма

на данном вылете стрелы для стреловых

и башенных кранов на

10%, а для портальных кранов — на 15%.

Ограничитель грузоподъемности

крана мостового типа не должен

допускать перегрузку более чем

на 25%.

158


После прекращения действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других ме­ ханизмов для уменьшения опрокидывающего момента груза.

На всех стреловых, башенных и портальных кранах в обяза­ тельном порядке должны быть установлены концевые выключа­ тели, автоматически отключающие механизмы изменения вылета стрелы при подходе стрелы к своим концевым положениям. Это требование остается в силе и в том случае, если по конструктив­ ным особенностям крана, как, например, на кранах «Каяр», «Ком­ мунар», некоторых моделях кранов «Кировец», после прохождения крайней точки стрела пойдет в обратном направлении.

Механизмы передвижения мостовых перегружателей башенных и козловых кранов в обязательном порядке должны быть обору­ дованы концевыми выключателями, останавливающими механиз­ мы при подходе к упорам. В остальных случаях (кроме порталь­ ных кранов) концевые выключатели механизма передвижения устанавливаются, если скорость механизма при подходе к упору может превысить 32 м/мин.

В случае, если на одном пути устанавливаются два или не­ сколько мостовых или консольных кранов, то каждый из них дол­ жен иметь ограничители передвижения, срабатывающие при под­ ходе одного крана к другому. Наличие концевых выключателей механизма передвижения на кранах, управляемых с пола, необя­ зательно.

На портальных кранах в обязательном порядке должны быть установлены концевые ограничители, отключающие механизм пе­ редвижения крана при сматывании кабельного барабана.

Все концевые выключатели, устанавливаемые на грузоподъ­ емной машине, должны быть включены в электросхему так, чтобы после их срабатывания была облегчена возможность движения в обратном направлении.

У портальных кранов при расположении кабины крановщика на поворотной части в случае опасности зажатия людей между по­ воротной и неповоротной частями крана при посадке в кабину должно иметься устройство, автоматически отключающее электро­ двигатель механизма поворота до перехода с неповоротной части крана на поворотную.

Правилами Госгортехнадзора предусматривается в обязатель­ ном порядке, что электросхема грузоподъемной машины должна исключать самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения в сети, питающей грузоподъемную машину. Подача напряжения должна осуществляться с помощью воздушного авто­ мата или иного устройства, имеющего ручной и дистанционный привод для снятия напряжения.

Все грузоподъемные краны должны иметь дс^статочное освеще­ ние, остающееся включенным при отключении электрооборудова­ ния крана. Ремонтное освещение должно иметь напряжение не бо­ лее 36 В. При этом использование металлоконструкций крана в качестве рабочего токопровода для питания цепей освещения,

159


управления или других целей напряжением более 36 В не разре­ шается.

Все металлические части электрооборудования (корпуса элект­ родвигателя, кожухи контроллеров, электрогрелок и других ап­ паратов), которые могут оказаться под напряжением, должны быть в обязательном порядке заземлены. Заземление следует осу­ ществлять голым медным проводом, прокладывая его в доступ­ ных для осмотра местах.

§ 34. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Правильная эксплуатация электродвигателей обеспечивает их работу в течение длительного времени.

Все электродвигатели переменного тока работают устойчиво при колебании напряжения в пределах ±5% номинального. Сле­ довательно, при номинальном напряжении 380 В допускается ко­ лебание напряжения от 400 до 360 В.

В момент пуска мощных электродвигателей крана (например, электродвигателей лебедки) допускается большее падение напря­ жения, но оно не должно превышать 15% номинального. В нашем случае при номинальном напряжении 380 В в момент пуска напря­ жение не должно падать ниже чем 325 В. Если же напряжение в момент пуска главных электродвигателей составляет менее 325 В либо постоянно находится ниже 360 В или выше 400 В, работа крана должна быть немедленно прекращена. В противном случае может произойти перегрев электродвигателей и сгорание их обмоток.-

В процессе работы допускается значительный перегрев крано­ вых электродвигателей. Предел допускаемого нагрева обмоток электродвигателей с изоляцией класса А (при температуре окру­ жающей среды +35°С) составляет +100° С при измерении мето­ дом термометра и +105° С при измерении методом сопротивле­ ния. В последнем случае температуру обмотки определяют сле­ дующимобразом: замеряют сопротивление обмотки в холодном и нагретом состояниях при помощи мостика Уинстона и подсчиты­ вают температуру обмотки Т по формуле

Т = - ^ = ^ 4 2 3 5 + 4 * ) + ix,

А х

где /?„ и .ftх — сопротивления обмотки, замеренные в нагретом и холодном состояниях;

tx — температура, при которой производился замер со­ противления обмотки неработающего электродви­ гателя;

tcp— температура окружающей среды.

Перед вводом в эксплуатацию крана, электропогрузчика или иного механизма после монтажа или капитального ремонта сле­ дует обязательно проверить сопротивление изоляции его элект­ родвигателей.

160