Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
§32. МОНТАЖ ЭЛЕКТРОПРОВОДОК
ВНОРМАЛЬНЫХ, ПОЖАРООПАСНЫХ И ВЗРЫВООПАСНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
Согласно «Правилам строительства электроустановок промыш ленных предприятий» внутренние проводки должны проклады ваться с учетом характера помещений и условий окружающей среды.
Все производственные, хозяйственные и бытовые помещения порта можно разделить на следующие группы:
отапливаемые (конторы, механические мастерские, жилые по мещения) ;
сухие неотапливаемые (склады подсобных предприятий); сырые (прачечные, душевые, мойки); пожароопасные (портовые склады, склады легковоспламеняю
щихся материалов, деревообделочные цехи); взрывоопасные (нефтебазы, зарядные аккумуляторов).
В зависимости от характера помещений, от требований техни ки безопасности применяются различные виды проводов, разные конструкции приборов и способы монтажа проводки.
Первые две группы помещений не требуют особых проводок и осветительных приборов. В таких помещениях электропроводки могут прокладываться как открыто — на роликах и изоляторах, так и скрыто — под штукатуркой. Для открытой проводки в этих помещениях могут применяться провода и шнуры типа ПРД, ПР, АПР, ПВ, АПВ на роликах и изоляторах.
Открыто по стенам и потолкам могут прокладываться провода
ТПРФ, ВРГ, |
СРГ, |
ППВ, АППВ, |
АПН, НРГ. При этом про |
вода ТПРФ, |
ВРГ и |
СРГ разрешается |
прокладывать непосредст |
венно по деревянным стенам. |
В сырых и особо сырых помеще |
ниях рекомендуется применять |
провода ВРГ, СРГ, НРГ и АНРГ, |
которые можно прокладывать |
непосредственно по стенам. |
Всырых помещениях должны применяться герметическая ап паратура и светильники.
Впожароопасных помещениях рекомендуется прокладка про водов ПР, АПР в бумажных трубках с металлической оболочкой непосредственно по стенам и потолкам.
Провода ПРТО, АПРТ, ПВ и АПВ можно прокладывать по стенам только в стальных трубах. Допускается прокладка на по верхности стен и потолков кабелей и проводов ВРГ, СРГ, НРГ и АПРГ.
Все аппараты и светильники должны быть герметического ис полнения.
Во взрывоопасных помещениях прокладка проводов типа ПРТО АПРТ, ПВ, АПВ разрешается только в стальных трубах по стенам и потолкам помещений.
Вся аппаратура и светильники должны быть взрывобезопасно го исполнения, провода должны подходить к аппаратам через специальные сальники.
157
Г л а в а 6
ТЕХН И Ч ЕСКАЯ Э К С П Л У А Т А Ц И Я И РЕМ О Н Т Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я П ЕРЕГРУ ЗО Ч Н Ы Х М А Ш И Н
§ 33. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
КЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН
Внастоящее время на все грузоподъемные
механизмы, действующие в морских и речных портах, распростра няются «Правила устройства и безопасной эксплуатаЩии грузоподъемных кранов», утвержденные 30 декабря 1969 г. Государст венным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.
В соответствии с этими правилами все грузоподъемные маши ны с электрическим приводом должны быть оборудованы концевы ми выключателями (ограничителями) для автоматической оста новки механизма подъема перед подходом крюка к своему край нему верхнему положению.
Концевой ограничитель должен быть отрегулирован так, чтобы после остановки пустого крюка минимальное расстояние между верхней частью крюковой подвески и нижней частью конструкции грузоподъемного устройства, к которому приближается эта под веска, было не менее 50 мм для электроталей и 200 мм — для дру гих грузоподъемных машин. Эти расстояния являются минимально допустимыми.
Для портальных кранов, имеющих высокие скорости подъема, рекомендуется, чтобы это расстояние составляло 500—700 мм. У грейферных кранов с раздельным двухмоторным электрическим приводом грейферной лебедки схема включения концевых ограни чителей механизма подъема должна быть выполнена так, чтобы производилось одновременное отключение электродвигателей под держивающего и замыкающего механизмов при достижении послед ним своего крайнего положения. Если это условие не соблюдается и при подъеме закрытого грейфера отключится только замыкаю щий электродвигатель, а поддерживающий будет продолжать ра ботать на подъем, то произойдет самопроизвольное открытие грей фера и просыпание груза вниз.
Кроме того, все стреловые, башенные и портальные краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности. Этот ограничитель должен авто матически отключать механизмы подъема груза и изменения вы лета стрелы при подъеме груза, масса которого превышает грузо
подъемность механизма |
на данном вылете стрелы для стреловых |
|
и башенных кранов на |
10%, а для портальных кранов — на 15%. |
|
Ограничитель грузоподъемности |
крана мостового типа не должен |
|
допускать перегрузку более чем |
на 25%. |
158
После прекращения действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других ме ханизмов для уменьшения опрокидывающего момента груза.
На всех стреловых, башенных и портальных кранах в обяза тельном порядке должны быть установлены концевые выключа тели, автоматически отключающие механизмы изменения вылета стрелы при подходе стрелы к своим концевым положениям. Это требование остается в силе и в том случае, если по конструктив ным особенностям крана, как, например, на кранах «Каяр», «Ком мунар», некоторых моделях кранов «Кировец», после прохождения крайней точки стрела пойдет в обратном направлении.
Механизмы передвижения мостовых перегружателей башенных и козловых кранов в обязательном порядке должны быть обору дованы концевыми выключателями, останавливающими механиз мы при подходе к упорам. В остальных случаях (кроме порталь ных кранов) концевые выключатели механизма передвижения устанавливаются, если скорость механизма при подходе к упору может превысить 32 м/мин.
В случае, если на одном пути устанавливаются два или не сколько мостовых или консольных кранов, то каждый из них дол жен иметь ограничители передвижения, срабатывающие при под ходе одного крана к другому. Наличие концевых выключателей механизма передвижения на кранах, управляемых с пола, необя зательно.
На портальных кранах в обязательном порядке должны быть установлены концевые ограничители, отключающие механизм пе редвижения крана при сматывании кабельного барабана.
Все концевые выключатели, устанавливаемые на грузоподъ емной машине, должны быть включены в электросхему так, чтобы после их срабатывания была облегчена возможность движения в обратном направлении.
У портальных кранов при расположении кабины крановщика на поворотной части в случае опасности зажатия людей между по воротной и неповоротной частями крана при посадке в кабину должно иметься устройство, автоматически отключающее электро двигатель механизма поворота до перехода с неповоротной части крана на поворотную.
Правилами Госгортехнадзора предусматривается в обязатель ном порядке, что электросхема грузоподъемной машины должна исключать самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения в сети, питающей грузоподъемную машину. Подача напряжения должна осуществляться с помощью воздушного авто мата или иного устройства, имеющего ручной и дистанционный привод для снятия напряжения.
Все грузоподъемные краны должны иметь дс^статочное освеще ние, остающееся включенным при отключении электрооборудова ния крана. Ремонтное освещение должно иметь напряжение не бо лее 36 В. При этом использование металлоконструкций крана в качестве рабочего токопровода для питания цепей освещения,
159
управления или других целей напряжением более 36 В не разре шается.
Все металлические части электрооборудования (корпуса элект родвигателя, кожухи контроллеров, электрогрелок и других ап паратов), которые могут оказаться под напряжением, должны быть в обязательном порядке заземлены. Заземление следует осу ществлять голым медным проводом, прокладывая его в доступ ных для осмотра местах.
§ 34. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Правильная эксплуатация электродвигателей обеспечивает их работу в течение длительного времени.
Все электродвигатели переменного тока работают устойчиво при колебании напряжения в пределах ±5% номинального. Сле довательно, при номинальном напряжении 380 В допускается ко лебание напряжения от 400 до 360 В.
В момент пуска мощных электродвигателей крана (например, электродвигателей лебедки) допускается большее падение напря жения, но оно не должно превышать 15% номинального. В нашем случае при номинальном напряжении 380 В в момент пуска напря жение не должно падать ниже чем 325 В. Если же напряжение в момент пуска главных электродвигателей составляет менее 325 В либо постоянно находится ниже 360 В или выше 400 В, работа крана должна быть немедленно прекращена. В противном случае может произойти перегрев электродвигателей и сгорание их обмоток.-
В процессе работы допускается значительный перегрев крано вых электродвигателей. Предел допускаемого нагрева обмоток электродвигателей с изоляцией класса А (при температуре окру жающей среды +35°С) составляет +100° С при измерении мето дом термометра и +105° С при измерении методом сопротивле ния. В последнем случае температуру обмотки определяют сле дующимобразом: замеряют сопротивление обмотки в холодном и нагретом состояниях при помощи мостика Уинстона и подсчиты вают температуру обмотки Т по формуле
Т = - ^ = ^ 4 2 3 5 + 4 * ) + ix,
А х
где /?„ и .ftх — сопротивления обмотки, замеренные в нагретом и холодном состояниях;
tx — температура, при которой производился замер со противления обмотки неработающего электродви гателя;
tcp— температура окружающей среды.
Перед вводом в эксплуатацию крана, электропогрузчика или иного механизма после монтажа или капитального ремонта сле дует обязательно проверить сопротивление изоляции его элект родвигателей.
160