Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Тип контактора |
Максимально допу стимый ток преры висто-продолжитель ного режима, А |
КТД2-АЗ |
75 |
КТД-3 |
150 |
КТД-4 |
300 |
КПД-3 |
150 |
КПД-4 |
300 |
контактовРаствор ,менеенемм |
наименьшее |
Давление контактов, кгс |
||
наибольшее |
наименьшее |
наибольшее |
||
|
начальное |
|
конечное |
12,5 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
1,2 |
15,0 |
1,5 |
1,8 |
3,0 |
3,6 |
18,0 |
3,2 |
3,6 |
6,3 |
7,2 |
15,5 |
* 1,5 |
1,8 |
3,0 |
4,0 |
17,0 |
3,8 |
6,4 |
6,4 |
7,2 |
Т а б л и ц а 3
Размер Б
(рис. |
79) |
наибольший при новых контактах |
наименьший при сработан ных контак тах |
2,5 |
1,0 |
4,0 |
1,5 |
5,5 |
3,0 |
3,5 |
1,5 |
6,0 |
2,5 |
тонким слоем технического вазелина. Увеличение этого слоя при водит к интенсивному нагару на контактах.
Вспомогательные контакты контакторов (блок-контакты) иног да имеют серебряные или металлокерамические напайки. Зачи щать такие контакты напильником не следует. Износ контактора ограничивается износом самих напаек.
Увеличение растворов контактов влечет за собой увеличение кинетической энергии подвижного сердечника в момент удара по неподвижному сердечнику, что в конечном итоге приведет к рас клепыванию обоих сердечников. В то же время величина раствора не должна быть меньше величины, приведенной в табл. 3, в про тивном случае это может привести к увеличению периода гашения дуги при размыкании контактов и их нагару.
Искрогасительные камеры контакторов изготовляются обычно из асбестоцементной смеси или из керамики. При их снятии или установке следует соблюдать осторожность, так как они очень хрупки. Включать контакторы со снятыми искрогасительными ка мерами нельзя — это может привести к короткому замыканию между фазами в момент включения. После установки искрогаси тельных камер следует включить контактор несколько раз вруч ную, чтобы убедиться, не задевают ли подвижные контакты за
стенки камер.
Правильно отрегулированный контактор во время работы дол жен издавать легкое равномерное гудение. Если же контактор сильно гудит, то это говорит о его ненормальной работе. Необхо димо сразу же выяснить и устранить причину гудения контактора, так как в противном случае его катушка быстро сгорит.
Гудение контактора может появиться после смены контактов. Это указывает на то, что после включения контактора слишком велика сила нажатия подвижных контактов на неподвижные. Если контактор не имеет системы регулировки нажатия, то контакты следует снять и осторожно отогнуть.
166
Гудение контактора может быть вызвано попаданием грязи или ржавчины на контактирующие поверхности подвижного ярма и неподвижного сердечника. В этом случае следует разобрать кон тактор и прочистить поверхность. Если гудение после этого не пре кратится, необходимо проверить целостность короткозамкнутого витка и плотность прилегания сердечника. В контакторах, где сер дечники имеют Ш-образную форму, между средними выступами должен быть зазор 0,2—0,25 мм. Если этот зазор меньше указан ной величины, то подвижной сердечник начнет прилипать к непод вижному. Увеличение же зазора приводит к сильному гудению контактора.
Шабровку поверхностей сердечников или их опиловку напиль ником (если это требуется) следует производить только вдоль листов; в противном случае может произойти замыкание между отдельными листами сердечников, что, в свою очередь, приведет к их интенсивному нагреву.
Необходимо следить также, чтобы подвижной сердечник не был перекошен относительно неподвижного. В подшипниках контакто ра ни в коем случае не должно быть заедания, которое может пре пятствовать как нормальному включению контактора, так и его отключению. Смазку каждого подшипника следует производить 3—5 каплями машинного масла раз в 2—3 месяца.
Причиной сильного гудения контактора может быть и недоста точное напряжение, подаваемое на катушку.
Сгоревшую катушку контактора следует заменить запасной. В распоряжении сменных электриков всегда должен быть полный набор катушек для контакторов всех перегрузочных механизмов порта.
В специализированных мастерских изготовление катушек бу дет стоить дешевле. Можно изготовлять их и в мастерских порта.
При изготовлении катушек частые затруднения вызывает опре деление их обмоточных данных. Для катушек отечественных кон такторов такие данные приводятся в табл. 4. Если же сгорела катушка импортного контактора, обмоточные данные которой не известны, то число витков следует подсчитать, осторожно разма тывая катушку на обмоточном станке. После этого надо замерить микрометром диаметр проволоки и по отечественному стандарту подобрать ближайший обмоточный провод.
Особое внимание следует уделить числу витков катушки — да же при небольшом увеличении их числа может значительно умень шиться сила притяжения подвижного сердечника к неподвижно му, а при уменьшении этого числа катушка быстро сгорит.
После намотки катушку необходимо просушить при температуре 100—110° С в течение 3—4 ч. Такая катушка будет лучше впиты-' вать лак, так как ее поры свободны от влаги. После сушки горя чую катушку следует опустить в пропиточный состав. Хороший результат дают следующие составы:
лак 458 — черный масляный битумный, растворенный в смеси толуола (30%) и бензина (70%);
167
Тип контак |
Исполнение катушек*§* |
Напряже |
Диаметр го |
тор# |
ние, В |
лой прово |
|
|
|
|
локи**, мм |
Т а б л и ц а 4
КоличеМасса
ство^витпроволоки, ков кг
КТД-2 |
Нормальное |
220 |
0,51 |
1350 |
0,46 |
|
» |
380 |
0,35 |
2300 |
0,37 |
КТД-3 |
» |
220 |
0,80 |
760 |
0,78 |
|
» |
380 |
0,59 |
1320 |
0,75 |
|
Усиленное |
220 |
0,93 |
700 |
1,13 |
|
» |
380 |
0,64 |
1320 |
0,81 |
КТД-4 |
Нормальное |
220 |
1,45 |
420 |
2,00 |
|
» |
380 |
1,08 |
725 |
1,55 |
* Нормальная катушка допускает продолжительное включение (ПВ 100%), усиленная катушка (с увеличенным тяговым усилием) — толуад повторно кратковременный режим работы при ПВ не более 40%.
** Проволока марки ПЭЛБО с эмалевой изоляцией и одним слоем хлоп чатобумажной оплетки.
масляный лак 321, растворенный в. уайт-спирите до вязкости не менее 10 с по воронке НИИЛК при 20° С.
Катушку в пропиточном составе следует держать не более 2—■ 3 мин до прекращения выделения пузырьков воздуха. Дольше дер жать катушку в этом составе нельзя, так как это может привести к повреждению эмалевого покрытия проволоки.
После пропитки нужно дать лаку стечь с катушки и затем по местить катушку в сушильную печь на б—8 ч.
§ 37. ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТОРМОЗНЫХ ЭЛЕКТРОМАГНИТОВ
Так же, как и контакторы, тормозные электромагниты при ра боте должны издавать ровный гул. Если же электромагнит силь но гудит, то это говорит о его ненормальной работе. Катушки та кого электромагнита могут быстро сгореть.
Причиной сильного гудения электромагнитов чаще всего явля ется попадание грязи или пыли на контактирующие поверхности сердечников. Вероятность этого особенно велика, если кран рабо тает на пылящих грузах. Гудение может быть вызвано и ненор мальным прилеганием подвижного сердечника (якоря) магнита к 'неподвижномуj Рекомендуется подгонять Ш-образные сердеч,- ники друг к другу, чтобы между средними выступами оставался зазор 0,5—0,6 мм. Уменьшение этого зазора может привести к залипанию якоря, а увеличение — к сильному гудению и перегреву катушек.
Многие тормозные электромагниты имеют демпферное устрой ство, смягчающее удар якоря по неподвижному сердечнику при включении электромагнита. Кроме того, демпферное устройство
168
увеличивает время торможения механизма, уменьшая динамиче ские нагрузки. Время срабатывания электромагнита с демпферным устройством зависит от того, насколько закрыты регулирующими винтами входные и выходные каналы. Если эти винты полностью открыли воздушные каналы, то время срабатывания такого маг нита будет очень мало, а сила удара якоря по неподвижному сер дечнику — очень велика. Это может привести к расклепыванию якоря, после чего магнит будет практически непригоден к даль нейшей эксплуатации и ремонту.
Большое значение для нормальной работы электромагнита име ет величина той силы, которую приходится преодолевать якорю магнита при включении. Максимальная величина этого усилия, называемая тяговым усилием электромагнита, указывается в его паспорте. Если тормоз отрегулирован так, что при включении тор мозному электромагниту приходится развивать тяговое усилие больше, чем указано в его паспорте, то такой магнит будет сильно
гудеть и его катушки быстро сгорят. Для |
уменьшения нагрузки |
|||
на электромагнит |
следует передвинуть груз ближе |
к |
оси рычага |
|
(если торможение |
производится массой |
груза) |
или |
отпустить |
пружины (если торможение производится пружинами). Величина максимального тягового усилия для тормозов серии КМТ приведе на в табл. 5.
На нормальную и продол |
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|||||||||
жительную |
эксплуатацию |
тор |
|
Масса якоря, кг |
Тяговое уси лие, кгс |
О |
|
||||||
мозных электромагнитов силь |
|
■« |
|
||||||||||
но влияет |
величина |
макси |
Тип электро |
* 8 * |
|||||||||
мального |
отхода |
якоря |
от |
двигателя |
|||||||||
5 в |
я |
||||||||||||
сердечника. |
|
Максимальное |
|
я я в |
|||||||||
значение |
этой величины |
для |
|
|
|
|
|
||||||
электромагнитов |
|
типов |
КМГ |
КМТ-ЗА |
12,5 |
35 |
50 |
|
|||||
и КМТД также приведено в |
КМТ-4А |
24 |
70 |
50 |
|
||||||||
табл. |
5. |
Если ход |
якоря будет |
КМТ-6А |
46 |
115 |
60 |
|
|||||
больше его предельной вели |
КМТ-7А |
52 |
140 |
80 |
|
||||||||
КМТД-100 |
2,0 |
8 |
20 |
|
|||||||||
чины, то это приведет к боль |
КМТ-101М |
2,8 |
10 |
40 |
|
||||||||
шим |
пусковым |
токам |
в |
мо |
КМТД-102 |
4,5 |
20 |
50 |
|
||||
мент |
включения |
|
и в |
конце |
|
|
|
|
|
||||
концов электромагнит |
сгорит. |
|
|
|
|
|
После ремонта электромагнита с Ш-образным сердечником или замены его катушек следует обратить особое внимание на правиль ность подключения концов катушек. Это подключение должно быть выполнено так, чтобы все три катушки электромагнита были под ключены однозначно, т. е. при прохождении тока от условного «начала» к «концу» направление магнитного потока везде было одинаковым. В этом случае при подключении электромагнита в сеть трехфазного тока магнитные потоки всех трех его катушек будут между собой хорошо согласовываться на протяжении всего периода. Если же какая-либо катушка подключена не однозначно с другими, то ее магнитное поле периодически будет направлено против магнитных полей других катушек. Согласования в работе
169
всех трех катушек не будет. Такой электромагнит будет в процес се работы сильно дребезжать и быстро сгорит.
Проверить однозначность подключения катушек можно с по- • мощью аккумуляторной батареи и магнитной стрелки. Подключая катушки поочередно, можно проверить по направлению магнит ной стрелки однозначное их включение.
Перемотка катушек тормозных электромагнитов производится
восновном так же, как и перемотка катушек контакторов.
§38. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИХ
ИЦЕНТРОБЕЖНЫХ РАСТОРМАЖИВАТЕЛЕЙ
Впоследние годы как в зарубежном, так и в отечественном краностроении находят широкое применение электрогидравлические растормаживатели. Такие растормаживатели работают более плавно, чем тормозные электромагниты, значительно уменьшая ди намические нагрузки при пуске и остановке крановых механизмов.
Однако электрогидравлические растормаживатели более сложны в изготовлении и, что особенно важно для электриков-эксплуата- ционников, их ремонт сложнее ремонта тормозных электромагни тов.
В процессе эксплуатации электрогидравлических растормаживателей чаще всего выходят из строя их электродвигатели. Одна из основных причин этого — перегруз растормаживателей, из-за которого чаще всего выходят из строя растормаживатели, рабо тающие в тормозных механизмах с пружинным возвратом. В та ких тормозах усилие, которое приходится преодолевать растормаживателю, менее наглядно, чем в тормозах с грузовым возвратом. Поэтому после ремонта тормоза, связанного с разбором механиз ма, следует обязательно проверить, какое усилие приходится пре одолевать электрогидравлическому растормаживателю для рас крытия тормоза. Если это усилие превышает указанное в паспор те, то пружины нужно немедленно ослабить.
Другая, наиболее часто встречающаяся причина сгорания электродвигателей-растормаживателей — попадание воды в обмот ку. Поэтому, несмотря на то что электрогидравлические расторма живатели защищены от попадания влаги, рекомендуется при уста новке на открытом воздухе защищать их кожухами. В некоторых растормаживателях электродвигатели расположены в нижней части корпуса в резервуаре с маслом (краны «Цемаг», «Блейхерт»). В такие растормаживатели необходимо заливать только сухое трансформаторное масло. Со временем это масло отсыре вает и превращается в эмульсию масла и воды. Поэтому его необходимо один раз в 3—4 месяца проверять или заменять. Подоб ную проверку и смену масла рекомендуется делать и в тех элект рогидравлических растормаживателях, где электродвигатели изо лированы от масла и находятся в верхней части корпуса, так как наличие воды в масле будет вызывать коррозию стенок цилиндра
170