Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Вэлектродвигателях постоянного тока проверяется изоляция между катушками возбуждения и корпусом, а также между обмот кой якоря и корпусом.
Вэлектродвигателях переменного тока следует проверить со противление изоляции между обмотками каждой фазы и между обмотками и корпусом статора. Обмотка ротора проверяется толь ко относительно корпуса.
Кроме того, электродвигатели переменного тока с фазным ро тором следует проверять на отсутствие внутривиткового замыка ния в роторе.
Наиболее простой способ такой проверки состоит в следующем. Концы роторной обмотки надежно изолируются друг от -друга, и в статор электродвигателя подается нормальное напряжение. Если внутривитковое замыкание отсутствует, то ротор практически не должен вращаться. Быстрое вращение ротора при рассоединенных концах роторной обмотки свидетельствует о наличии внутривитко вого замыкания.
Одним из слабых узлов электродвигателей постоянного тока и асинхронных электродвигателей с фазным ротором являются кол лектор, контактные кольца и щеточный механизм.
Для электродвигателей переменного тока применяются медно графитные щетки типа М-1 или М-599. Для нормальной работы щеток крайне важно правильно отрегулировать их давление на контактные кольца. Удельное давление щеток типа М-1 и М-599 на кольца должно составлять 150—200 г/см2. Меньшее давление вы зовет искрение и нагрев щеток и колец, что может привести к сго ранию изоляции между ними. Слишком большое давление вызо вет интенсивный износ щеток и колец.
Щетки должны плотно прилегать к кольцам по всей своей площади и иметь блестящую гладкую поверхность. Притирку ще ток к контактным кольцам следует производить при помощи стек лянной бумаги. Щетки должны быть несколько уже контактных
колец, так как в противном случае при износе щеток с боков обра зуются выступы, которые могут отколоться и повредить всю щетку. В обойму щеткодержателя щетки должны входить свободно с за зором от 0,1 до 0,3 мм.
Щеточный механизм и коллектор являются наиболее слабым местом в электродвигателях постоянного тока. В процессе работы под щетками возникает искрение, которое может привести к об разованию нагара и раковин на пластинах коллектора. Это, в свою очередь, может вызвать замыкание между отдельными витками якоря, что весьма нежелательно. Поэтому нагар следует убрать, а если коллектор имеет существенные раковины, то электродвига тель необходимо разобрать и коллектор проточить на токарном станке. После проточки коллектор надо обязательно продорожить.
Повышенное искрение на коллекторе может явиться результа том смещения щеток относительно нейтрали.
Существует несколько способов определения истинного поло жения нейтрали. Наиболее простой из них следующий.
И З а к а з № 6600 |
161 |
Двигатель включается в работу вхолостую при постоянном на пряжении на зажимах. Если щетки установлены на нейтрали, то частота вращения якоря при вращении в обе стороны будет оди наковой. Если же машина постоянного тока работает как генера тор, то для проверки правильности положения щеток ее запускают вхолостую при независимом возбуждении. При установлении ще ток на нейтрали напряжение на зажимах генератора будет мак симальное.
Для крановых электродвигателей постоянного тока применяют ся угольно-графитные щетки Т-2, графитные типа Г1 или Г2 либо электрографитные ЭГ-14. Такие щетки требуют большого удельно го давления, которое должно составлять 200—250 г/см2, а для ще ток ЭГ-14 — даже 200—400 г/см2.
В процессе работы электродвигателя на внутренней части его корпуса скапливается большое количество пыли. Эта пыль обра зуется от износа меднографитовых контактных щеток и частично от засоренности окружающего воздуха, которым обдуваются об мотки. Оседающая на контактный механизм пыль, большая часть которой представляет собой меднографитовую смесь, крайне опас на для электродвигателя. Слой этой пыли, являющейся отличным проводником, может замкнуть между собой накоротко кольца ро тора, что вызовет вспышку и сгорание изоляции. Поэтому реко мендуется один раз в 2—3 месяца продувать электродвигатели сжатым воздухом. Если кран работает на угольных или других причалах, где велика засоренность воздуха, то этот срок должен быть сокращен. Если же кран работает на непылящих грузах, то продувку электродвигателей можно производить реже. Следует помнить, что пыль, выдуваемая из электродвигателей, содержит медь и очень опасна для здоровья человека. Поэтому во время про дувки электродвигателей следует надевать респираторы.
Все современные электродвигатели имеют шариковые или ро ликовые подшипники. Смазку в них следует менять не реже одного раза в б месяцев. Смазывать подшипники крановых электродвига телей необходимо универсальной среднеплавкой смазкой УС-3 и УС-2. Не следует заполнять смазкой всю камеру подшипников, так как это может привести к повышенному нагреву подшипников и вытеканию смазки. Подшипник будет хорошо работать, если все воздушное пространство в нем будет заполнено смазкой при мерно на 2/3 своего объема. При нормальной работе подшипники качения в электродвигателях нагреваются до 60—70° С.
В случае, если подшипник интенсивно нагревается или стучит во время работы, электродвигатель следует немедленно разобрать и осмотреть оба подшипника. При обнаружении лопнувшей обой мы, лопнувшего сепаратора или помятого шарика (ролика) под шипник следует заменить. Подшипник надо заменить и в том слу чае, если его радиальный зазор превышает 0,2 мм при внутреннем диаметре 35—80 мм и 0,3 мм при диаметре 85 мм и выше. Если зазоры подшипников имеют большую величину, железо ротора на чинает задевать за железо статора, так как зазоры между ними у
162
электродвигателей очень малы. Это может привести к поврежде нию изоляции обмоток и замыканию их на корпус.
Радиальный зазор в подшипниках качения можно измерять щупом, просовывая его между обоймой и шариком (роликом).
Большинство крановых электродвигателей выпускается без клеммных панелей. Все шесть концов статорной обмотки в этом случае маркируются следующим образом: начала I, II и III фаз — цифрами 1, 2, 3, а их концы — соответственно 4, 5, 6. В случае, если маркировка неясна либо утеряна в процессе ремонта, транспорта-- ровки или монтажа, то восстанавливают ее следующим образом
(рис. 83).
При помощи мегомметра или контрольной лампы выбирают одну пару концов, принадлежащую к одной и той же фазе. Один
из них |
|
принимают |
за |
начало |
|
|
|||
(цифра |
|
1), |
второй — за |
конец |
а) |
6) |
|||
(цифра |
4). |
Затем |
находят |
вто |
|||||
рую пару концов и один из них |
|
|
|||||||
принимают за начало (цифра 2), |
|
|
|||||||
второй — за |
конец |
(цифра |
5). |
|
|
||||
После |
этого |
соединяют |
между |
|
|
||||
собой концы 4 и 5, к концам |
1 и |
|
|
||||||
2 подключают напряжение, а к |
|
|
|||||||
третьей паре концов подключа |
|
|
|||||||
ют вольтметр. Если концы 2 и 5 |
|
|
|||||||
взяты |
неправильно, |
то |
стрелка |
Рис. 83. Схемы присоединения кон |
|||||
вольтметра |
отклонится, если |
же |
цов фаз обмотки статора электро |
||||||
концы |
2 |
и |
5 |
одноименны |
кон |
двигателя при определении начала и |
|||
цам 1 |
и |
4, |
го |
вольтметр |
напря |
конца |
фазы обмотки |
||
жения |
не покажет. |
|
|
|
|
|
Замаркировав таким образом концы второй фазы, аналогично определяют концы 3 и 6 третьей фазы.
Объем ремонта электродвигателей в соответствии с системой планово-предупредительного ремонта зависит от категории ремон та перегрузочного механизма и приводится ниже (см. § 40). Большинство этих работ связано с разборкой электродвигателей.
При этом часто приходится снимать подшипники с вала рото ра. Эту операцию делают с особой осторожностью; ни в коем случае нельзя снимать подшипники ударом молотка, так как при этом можно расколоть обоймы. Снимать подшипники следует толь ко при помощи специальных винтовых съемников.
При напрессовке подшипников нельзя загоийть их на место уда рами молотка. Для этого подшипник нагревают в масляной ванне до температуры 80—90° С, после чего его легко насаживать на вал. Если же подшипник не становится на место, то его следует легкими ударами молотка через медную или латунную втулку за прессовать до полного упора в уступ вала.
Если после разборки электродвигателя и осмотра его обмоток установлено, что повреждений обмоток нет, то достаточно ограни читься /продувкой и окраской лобовых частей обмоток глифтале
П * |
163 |
вой маслостойкой эмалью. При повреждении обмотки ее перема тывают либо в зависимости от степени повреждения подвергают ремонту.
Если изоляция повреждена, но провод не перегорел, то необ ходимо выбить из паза клин, освободить проводник и заизолировать его, а пазовую изоляцию в этих местах усилить прокладкой. В электродвигателях серии МТ это делается полотняной лентой и хлопчатобумажной лакотканью, а в электродвигателях серии МТВ — стеклолентой и стеклотканью.
При перегорании провода в одном-двух пазах пазовую часть проводника удаляют и на ее место вставляют новый того же сече ния. Соединение между новой частью проводника и катушкой сле дует делать внакладку в лобовой части обмотки.
Полную перемотку электродвигателей рекомендуется делать в специализированных мастерских. Если же это невозможно (по местным условиям), то перемотка электродвигателей допускается непосредственно в мастерской порта. Наиболее полные данные по характеристикам обмоток отечественных электродвигателей и ма териалам, применяемым для их ремонта, можно найти в каталогах
электродвигателей и в другой справочной литературе |
(см. «Спра |
|
вочник по ремонту электродвигателей», Гостехиздат |
УССР, 1958, |
|
и В. М. П е т р а к о в с к и й . |
Крановые электродвигатели перемен |
|
ного тока. Госэнергоиздат, |
1959). |
|
§ 35. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ КОНТРОЛЛЕРОВ
Основным узлом кулачковых контроллеров, требующим самого пристального внимания в процессе их эксплуатации, является кон тактный узел. Если не следить тщательно за состоянием рабочих поверхностей контактов, то образовавшиеся окислы и нагар не по дадут в нужный момент напряжения на статор электродвигателя. Поэтому контактные поверхности кулачковых контроллеров сле дует периодически зачищать напильником. Пользоваться при этом наждачной бумагой нельзя, так как частицы наждака, являющие ся изоляторами, могут остаться на поверхности контактов и пре пятствовать прохождению тока. После зачистки контактных поверхностей необходимо продуть контроллер, очистив его от мед ной пыли, во избежание короткого замыкания между токоведущи ми частями.
После продувки контроллера следует смазать поверхности кон тактов очень тонким слоем технического вазелина.
В процессе работы, а также после чистки или ремонта контрол лера следует проверить силу нажатия подвижных контактов на неподвижные.
Делается это следующим образом. Между контактами закла дывают полоску тонкой бумаги. К подвижному контакту прикре пляют динамометр и натягивают его до тех пор, пока полоска бу
маги не |
окажется свободной. Показания динамометра в этот |
момент |
и дадут усилие нажатия подвижного контакта. Для кулачко |
164
вых контроллеров НТ-50 начальное нажатие должно составлять от 100 до 500 г, конечное — 900—1300 г.
Касание контактов должно лроисходить в пределах 2/з—3А их ширины. Контакты должны быть заменены при износе на 50% и более.
Для командоконтроллеров серии КК-8000 раствор между ра зомкнутыми контактами должен составлять 10—15 мм, начальное нажатие — 200—250 г, конечное — 450—500 г.
Контакты с серебряными и металлокерамическими напайками заменяют только после полного износа самих напаек.
Подшипники контроллеров смазываются солидолом либо консталином один раз в 3—4 месяца.
§36. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ КОНТАКТОРОВ
Впроцессе эксплуатации контакторов наиболее быстро изна шиваются их контакты. Для обеспечения длительной нормальной работы контактов необходимо прежде всего следить за правильной величиной нажатия под вижных контактов на не подвижные в начальный мо
мент |
|
касания |
-контактов |
|
|
|
||
между |
собой и |
в момент, |
|
|
|
|||
когда, подвижное ярмо кон |
|
|
|
|||||
тактора полностью притяги |
|
|
|
|||||
вается |
к |
неподвижному сер |
|
|
|
|||
дечнику. |
|
определя |
|
|
|
|||
Эти |
величины |
|
|
|
||||
ют с помощью динамомет |
|
|
|
|||||
ра так же, как и у контак |
|
|
|
|||||
тов кулачковых |
контролле |
|
|
|
||||
ров ;(см. § 35). Величины, |
|
|
|
|||||
характеризующие |
раствор |
|
|
|
||||
контактов и степень их при |
Рис. 84. Положения главных контактов при |
|||||||
жатия, |
|
определяются |
по |
включении контакторов: |
|
|||
рис. |
84. |
Конкретные |
вели |
а — начальное касание; б — окончательное вклю |
||||
чины |
начального |
и конеч |
чение; 1 — точка начального |
касания; |
2 — петля |
|||
диаметра при измерении конечного нажатия и ее |
||||||||
ного нажатия контактов, а |
направление при измерении нажатия; |
3 — упор |
||||||
контакта; 4 — точка конечного касания; |
А — ве |
|||||||
также их раствор и запада |
личина провала контакта; |
Б — размер, |
контро |
|||||
ние для некоторых контак |
лирующий провал |
контакта |
|
|||||
торов приведены в табл. 3. |
|
|
|
Необходимо строго следить за чистотой контактов, своевре менно очищать их от нагара и окислов. Зачищать контактные по верхности следует личным или бархатным напильником. Пользо ваться при этом наждачной бумагой категорически запрещается.
При смене контактов надо следить, чтобы в момент включения контактора подвижной контакт как бы перекатывался по непод вижному. Это улучшает гашение дуги в момент включения и вы ключения контакторов. Рекомендуется смазывать контакты очень
165