Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

использована в качестве четвертой «нулевой» токопроводящей жилы.

Конструкция контрольных кабелей с бумажной изоляцией та

же, что и силовых, но в обозначение марки

вводится

буква

К

(КСБ, КАБГ и др.). Изготовляются они на напряжение

от 1

до

35 кВ.

 

 

 

 

 

 

Кабели с резиновой изоляцией токоведущих жил находят в

хозяйстве порта очень широкое применение:

 

 

и

силовые — для

передачи

электрической

энергии под землей

внутри сооружений;

 

 

токоприемников,

в

гибкие — для

подключения передвижных

том числе портальных кранов;

на

судах;

 

 

морские — для

прокладки электролиний

 

 

контрольные — для цепей

сигнализации

и

управления.

 

Так же, как и кабели с

бумажной изоляцией, кабели

с рези­

новой изоляцией жил имеют защитную оболочку и могут быть с броней.

СРГ — кабель с медными жилами, резиновой изоляцией жил и свинцовой защитной оболочкой, изготовляется сечением до 500 мм2 в одножильном исполнении и до 185 мм2 — в двух- и трех­ жильном исполнении.

ВРГ — кабель с медными или алюминиевыми (АВРГ) жила­ ми, с резиновой изоляцией жил, в оболочке из поливинилхлорид­ ного пластика. Изготовляется с жилами сечением до 240 мм2 в одножильном исполнении и до 185 мм2 в двух- и трехжильном исполнении.

НРГ (АНРГ)— кабель с резиновой изоляцией жил в оболочке из маслобензостойкой резины, нераспространяющей горение. Из­ готовляется одножильным, сечением до 240 мм2, и двух-, трех­ жильным сечением до 185 мм2.

В зависимости от условий монтажа и эксплуатации силовые кабели с резиновой изоляцией, в свинцовой, резиновой или из по­ ливинилхлоридного пластика оболочке могут изготовляться бро­ нированными стальными лентами или проволоками с защитными наружными покровами или без них.

В последнее время для прокладки в помещениях или каналах промышленность начала выпускать кабели с пластмассовой изо­ ляцией жил и в пластмассовой оболочке. К числу таких кабелей относятся:

ВВГ и АВВГ —с медными или алюминиевыми жилами, имею­ щими хлорвиниловую изоляцию в общей полихлорвиниловой обо­ лочке;

ПВГ и АПВГ — изоляция жил из полиэтилена, оболочка из полихлорвинилового пластика. Для прокладки в земле кабели одевают броней и противокоррозионным покровом.

Наибольшее распространение получили гибкие кабели следую­ щих марок.

КРПТ — кабель из гибких медных жил с резиновой изоляцией е резиновом шланге. Выпускается одно-, двух-, трех- и четырех­

12


жильным с сечением жил до 120 мм2. Применяется для подключе­ ния портальных кранов к электроколонкам.

Кабели ШРПЛ, ШРВШ применяются для подключения раз­ личных установок и приборов к сетям напряжением до 250 В. Они выпускаются двух- и трехжильными. Медные гибкие жилы имеют резиновую изоляцию. Поверх параллельно уложенных или скрученных жил накладывается общая резиновая оболочка.

В условиях портов широко применяются морские кабели, как правило, выпускающиеся с медными жилами на напряжение до 690 В, частотой до 400 Г (для переменного тока).

КНР — кабель с медными жилами, резиновой изоляцией, в резиновой маслобензостойкой оболочке, не распространяющей го­ рения. Предназначен для неподвижной прокладки в местах, ис­ ключающих технические повреждения.

КНРП и КНРЭ — то же, что КНР, но имеют оплетки соответ­ ственно из оцинкованной и луженой медной проволоки. Могут прокладываться в местах, где возможны механические поврежде­ ния.

СРМ — кабель с медными жилами в резиновой изоляции и свинцовой оболочке.

НРШМ — кабель морской с медными жилами в резиновой изо­ ляции, резиновой маслобензостойкой оболочке, не распространяю­ щей горения; применяется для подключения передвижных токо­ приемников переменного тока при напряжении до 690 В.

Морские кабели выпускаются сечением до 400 мм2 в одножиль­ ном и до 240 мм2 в трехжильном исполнении.

§ 5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При монтаже электрооборудования и уходе за ним применяет­ ся большое количество вспомогательных материалов. Характерис­

тика некоторых из них приводится ниже.

нескольких видов:

И з о л я ц и о н н ы е

л е н т ы выпускаются

хлопчатобумажные, полихлорвиниловые и из стеклоткани.

Хлопчатобумажные

непропитанные ленты

применяются для

изоляции в сухих помещениях. В связи с тем что эти ленты погло­ щают влагу, после изоляции ими токоведущих частей их покры­ вают электроизолирующими лаками. К числу таких лент относят­ ся киперная, тафтяная и миткалевая.

Пропитанные хлопчатобумажные ленты — это липкие проре­ зиненные и просмоленные ленты, применяемые для изоляции не­ ответственных соединений — в основном для осветительных про­ водов.

Для сухой разделки кабелей широкое распространение полу­ чила полихлорвиниловая лента, которая выпускается как обыч­ ной, так и липкой. Где требуется высокая теплостойкость, при­ меняются стеклянные ленты, изготовленные из стеклянного волок­ на, обработанного соответствующим образом.

13


Л а к и , применяемые в электротехнике, бывают масляные, би­ тумные, асфальтовые, асфальто-битумные и смоляные.

Масляные лаки выпускаются под номерами 152, 202, 241, 321, 802. Все они в своей основе содержат, льняное масло, придающее им высокую электрическую прочность. Все масляные лаки свето­ стойкие, и разбавляются они уайт-спиритом либо лаковым керо­ сином.

Битумные и асфальто-битумные лаки имеют черный цвет, обла­ дают высокой электрической прочностью, но неэластичны и немас­ лостойки.

Смоляные лаки получают из естественных и искусственных смол с добавлением растворителей. Из естественных смол при­ меняются шеллак и канифоль, из искусственных — глифталевые, бакелитовые и полихлорвиниловые.

Лаками пропитывают изоляции обмоток электромашин и по­ крывают обмотки для повышения влагостойкости.

Иногда для придания необходимого цвета и механической проч­ ности в лаки вводят специальные вещества — пигменты. Тогда лаки называются эмалями.

З а л и в о ч н ы е к а б е л ь н ы е м а с с ы применяются для за­ ливки свинцовых и соединительных чугунных муфт, стальных кон­ цевых воронок.

Т а б л и ц а 1

 

 

 

 

 

 

Соотно­

Температура,

°с

Марка массы

Составные части

шение со-

 

 

 

ставных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

частей,

нагрева­

 

растрес­

 

 

 

 

 

 

%

ния

В С П Ы Ш К И

кивания

МК-45

 

Рецепт

1

 

 

 

 

 

Канифоль

 

 

 

75

130—140

185

- 8

 

Автол

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецепт

2

 

 

 

 

 

Канифоль

 

 

 

75

130-140

185

—8

 

Сухое

трансформаторное

25

 

 

 

 

 

масло

 

 

 

 

 

 

 

 

МБ-70

Битум

3

 

 

40

165-185

230

- 1 2

 

Битум № 5

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

МБ-90

Битум

3

 

 

20

185-195

230

— 10

 

Битум № 5

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

МП-1

Канифоль

 

 

 

30

110-120

160

' —20

 

Машинное

масло

70

 

 

 

 

МБ-М

Масса

битумная

МБ-70

80

140-150 120-220

—25

 

Масло

трансформаторное

20

 

 

 

 

14


Наиболее распространены кабельные массы марок:

МБ-70 — для заливки соединительных муфт, рассчитанных на напряжение до 3 кВ, находящихся в земле или в холодных поме­ щениях, и до 10 кВ — для воронок в холодных помещениях;

МБ-90 — для заливки

соединительных муфт

до

3 кВ, монти­

руемых над землей, и до

10 кВ — для воронок

в

отапливаемых

помещениях;

 

 

 

МП-1 (маслоканифольная прошпарочная и пропиточная) для

первой и второй прошпарки кабелей от 6 кВ и выше,

монтируемых

в свинцовых муфтах;

 

 

 

МК-45 (маслоканифольная)— для заливки свинцовых герме­ тических муфт при заделке кабелей до 35 кВ;

МБ-М (маслобитумная) — для заливки кабельных муфт наруж­ ной установки.

Состав кабельных масс приведен в табл. 1.

Г л а в а 2

ЭЛ ЕМ ЕН ТЫ Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я П ЕР Е Г Р У З О Ч Н Ы Х М А Ш И Н

Большинство портовых перегрузочных меха­ низмов оснащено электроприводом. Электрооборудование этих механизмов состоит из электродвигателей, пускорегулирующей и защитной аппаратуры.

§ 6. ЭЛЕКТРОМАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Некоторые береговые портальные и гусеничные краны и все современные плавучие краны имеют дизель-электрические сило­ вые установки. Во многих случаях на таких кранах используется постоянный электрический ток, а в качестве генераторов и элект­ родвигателей применяются машины постоянного тока. Машины постоянного тока обратимы и могут быть использованы и как ге­ нераторы, и как электродвигатели.

Машина постоянного тока состоит из двух основных частей — неподвижной, называемой статором, и вращающейся, называе­ мой якорем. Устройство машины постоянного тока показано на рис. 3. Статор машины состоит из корпуса — станины 10, в ниж­ ней части которого имеются лапы 14 для крепления к фундамен­ ту, а в верхней части — рым 5 для переноса машины. К торцам корпуса болтами крепятся крышки 8, в которых устанавливаются подшипники вала якоря.

Болтами 4 с внутренней стороны к корпусу крепятся сердеч­ ники полюсов И . Набираются они из отдельных штампованных, покрытых с обеих сторон лаком, листов электротехнической стали.

15


На сердечники устанавливаются катушки 12 обмотки возбуж­ дения, концы которой выводятся на клеммный щиток 13, распо­ ложенный на корпусе статора.

Якорь машины состоит из вала 2, на котором закрепляется цилиндр, набранный из отдельных штампованных дисков. Вдоль образующих цилиндра выбраны пазы, в которые закладываются

секции обмотки якоря. Концы этих секций подсоединены к пла­ стинам коллектора 9, представляющего собой цилиндр, набран­

ный из отдельных медных пластин, изолированных друг

от

дру­

га и от вала якоря.

Для изоляции пластин применяется,

как

пра-

-<*• вило, слюда. По

коллектору скользят щетки 6, установленные в

щеткодержателе

7.

Щетки соединяются с клеммным

щитком,

расположенным на корпусе статора.

На конце вала якоря, противоположном коллектору, устанав­ ливается вентилятор для охлаждения машины.

16

На клеммном щитке обмотка якоря соединяется с обмоткой возбуждения. В зависимости от того, как подключена обмотка возбуждения к обмотке якоря, различают три типа машин: с возбуждением — параллельным (шунтовые), последовательным (сериесные) и смешанным (компаундные).

Умашин с параллельным возбуждением обмотка возбуждения подключается параллельно обмотке якоря. При такой схеме в обмотку возбуждения, как в параллельную цепь, имеющую зна­ чительно большее, чем обмотка якоря, сопротивление, ответвляет­ ся небольшой ток.

Умашин с последовательным возбуждением обмотка возбуж­ дения подключена последовательно к обмотке якоря. Через обмот­ ку возбуждения проходит весь ток, вырабатываемый машиной и идущий к потребителям. В этом случае обмотка возбуждения вы­ полняется из проводов большого сечения и имеет незначительное сопротивление.

Умашин со смешанным возбуждением обмотка возбуждения "Состоит из двух частей, подключенных одна параллельно, а дру­ гая последовательно к обмотке якоря.

Генераторы

постоянного

тока выпускаются

с параллель­

ным

или со смешанным возбуждением.

 

 

 

Генераторы с параллельным возбуждением применяются там,

где

необходимо

регулировать

напряжение

в

широких пределах

(для

зарядки аккумуляторов,

электролиза

и т.

п.);

генераторы со

смешанным возбуждением— где регулировка напряжения произ­ водится в узких пределах (освещение, сварка).

Регулировка напряжения генераторов постоянного тока может производиться несколькими способами.

Из теоретической электротехники известно, что

Е = спФ В,

где Е — электродвижущая сила, В; с — величина, постоянная для данного генератора и завися­

щая от его конструкции; п — частота вращения якоря, об/мин;

Ф — величина магнитного потока, Мкс.

Из этой формулы видно, что электродвижущая сила, а сле­ довательно, и напряжение на выходе генератора зависят от час­ тоты вращения якоря и от магнитного потока, создаваемого по­ люсами. Частоту вращения якоря можно менять в незначитель­ ных пределах, изменяя частоту вращения механического при­ вода.

Магнитный поток зависит от силы тока, проходящего через обмотку возбуждения. Чем больше ток возбуждения, тем больше магнитный поток. Практически напряжение генераторов регули­ руют, изменяя ток возбуждения. Для этого _в_ цепь катушек воз­ буждения у генераторов с параллельным несмешанным возбуж­ дением включают реостаты. [

2 Заказ № 6600

17