Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
использована в качестве четвертой «нулевой» токопроводящей жилы.
Конструкция контрольных кабелей с бумажной изоляцией та
же, что и силовых, но в обозначение марки |
вводится |
буква |
К |
|||
(КСБ, КАБГ и др.). Изготовляются они на напряжение |
от 1 |
до |
||||
35 кВ. |
|
|
|
|
|
|
Кабели с резиновой изоляцией токоведущих жил находят в |
||||||
хозяйстве порта очень широкое применение: |
|
|
и |
|||
силовые — для |
передачи |
электрической |
энергии под землей |
|||
внутри сооружений; |
|
|
токоприемников, |
в |
||
гибкие — для |
подключения передвижных |
|||||
том числе портальных кранов; |
на |
судах; |
|
|
||
морские — для |
прокладки электролиний |
|
|
|||
контрольные — для цепей |
сигнализации |
и |
управления. |
|
||
Так же, как и кабели с |
бумажной изоляцией, кабели |
с рези |
новой изоляцией жил имеют защитную оболочку и могут быть с броней.
СРГ — кабель с медными жилами, резиновой изоляцией жил и свинцовой защитной оболочкой, изготовляется сечением до 500 мм2 в одножильном исполнении и до 185 мм2 — в двух- и трех жильном исполнении.
ВРГ — кабель с медными или алюминиевыми (АВРГ) жила ми, с резиновой изоляцией жил, в оболочке из поливинилхлорид ного пластика. Изготовляется с жилами сечением до 240 мм2 в одножильном исполнении и до 185 мм2 в двух- и трехжильном исполнении.
НРГ (АНРГ)— кабель с резиновой изоляцией жил в оболочке из маслобензостойкой резины, нераспространяющей горение. Из готовляется одножильным, сечением до 240 мм2, и двух-, трех жильным сечением до 185 мм2.
В зависимости от условий монтажа и эксплуатации силовые кабели с резиновой изоляцией, в свинцовой, резиновой или из по ливинилхлоридного пластика оболочке могут изготовляться бро нированными стальными лентами или проволоками с защитными наружными покровами или без них.
В последнее время для прокладки в помещениях или каналах промышленность начала выпускать кабели с пластмассовой изо ляцией жил и в пластмассовой оболочке. К числу таких кабелей относятся:
ВВГ и АВВГ —с медными или алюминиевыми жилами, имею щими хлорвиниловую изоляцию в общей полихлорвиниловой обо лочке;
ПВГ и АПВГ — изоляция жил из полиэтилена, оболочка из полихлорвинилового пластика. Для прокладки в земле кабели одевают броней и противокоррозионным покровом.
Наибольшее распространение получили гибкие кабели следую щих марок.
КРПТ — кабель из гибких медных жил с резиновой изоляцией е резиновом шланге. Выпускается одно-, двух-, трех- и четырех
12
жильным с сечением жил до 120 мм2. Применяется для подключе ния портальных кранов к электроколонкам.
Кабели ШРПЛ, ШРВШ применяются для подключения раз личных установок и приборов к сетям напряжением до 250 В. Они выпускаются двух- и трехжильными. Медные гибкие жилы имеют резиновую изоляцию. Поверх параллельно уложенных или скрученных жил накладывается общая резиновая оболочка.
В условиях портов широко применяются морские кабели, как правило, выпускающиеся с медными жилами на напряжение до 690 В, частотой до 400 Г (для переменного тока).
КНР — кабель с медными жилами, резиновой изоляцией, в резиновой маслобензостойкой оболочке, не распространяющей го рения. Предназначен для неподвижной прокладки в местах, ис ключающих технические повреждения.
КНРП и КНРЭ — то же, что КНР, но имеют оплетки соответ ственно из оцинкованной и луженой медной проволоки. Могут прокладываться в местах, где возможны механические поврежде ния.
СРМ — кабель с медными жилами в резиновой изоляции и свинцовой оболочке.
НРШМ — кабель морской с медными жилами в резиновой изо ляции, резиновой маслобензостойкой оболочке, не распространяю щей горения; применяется для подключения передвижных токо приемников переменного тока при напряжении до 690 В.
Морские кабели выпускаются сечением до 400 мм2 в одножиль ном и до 240 мм2 в трехжильном исполнении.
§ 5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При монтаже электрооборудования и уходе за ним применяет ся большое количество вспомогательных материалов. Характерис
тика некоторых из них приводится ниже. |
нескольких видов: |
|
И з о л я ц и о н н ы е |
л е н т ы выпускаются |
|
хлопчатобумажные, полихлорвиниловые и из стеклоткани. |
||
Хлопчатобумажные |
непропитанные ленты |
применяются для |
изоляции в сухих помещениях. В связи с тем что эти ленты погло щают влагу, после изоляции ими токоведущих частей их покры вают электроизолирующими лаками. К числу таких лент относят ся киперная, тафтяная и миткалевая.
Пропитанные хлопчатобумажные ленты — это липкие проре зиненные и просмоленные ленты, применяемые для изоляции не ответственных соединений — в основном для осветительных про водов.
Для сухой разделки кабелей широкое распространение полу чила полихлорвиниловая лента, которая выпускается как обыч ной, так и липкой. Где требуется высокая теплостойкость, при меняются стеклянные ленты, изготовленные из стеклянного волок на, обработанного соответствующим образом.
13
Л а к и , применяемые в электротехнике, бывают масляные, би тумные, асфальтовые, асфальто-битумные и смоляные.
Масляные лаки выпускаются под номерами 152, 202, 241, 321, 802. Все они в своей основе содержат, льняное масло, придающее им высокую электрическую прочность. Все масляные лаки свето стойкие, и разбавляются они уайт-спиритом либо лаковым керо сином.
Битумные и асфальто-битумные лаки имеют черный цвет, обла дают высокой электрической прочностью, но неэластичны и немас лостойки.
Смоляные лаки получают из естественных и искусственных смол с добавлением растворителей. Из естественных смол при меняются шеллак и канифоль, из искусственных — глифталевые, бакелитовые и полихлорвиниловые.
Лаками пропитывают изоляции обмоток электромашин и по крывают обмотки для повышения влагостойкости.
Иногда для придания необходимого цвета и механической проч ности в лаки вводят специальные вещества — пигменты. Тогда лаки называются эмалями.
З а л и в о ч н ы е к а б е л ь н ы е м а с с ы применяются для за ливки свинцовых и соединительных чугунных муфт, стальных кон цевых воронок.
Т а б л и ц а 1
|
|
|
|
|
|
Соотно |
Температура, |
°с |
|
Марка массы |
Составные части |
шение со- |
|
|
|
||||
ставных |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
частей, |
нагрева |
|
растрес |
|
|
|
|
|
|
% |
ния |
В С П Ы Ш К И |
кивания |
МК-45 |
|
Рецепт |
№ |
1 |
|
|
|
|
|
|
Канифоль |
|
|
|
75 |
130—140 |
185 |
- 8 |
|
|
Автол |
|
|
|
|
25 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Рецепт |
№ |
2 |
|
|
|
|
|
|
Канифоль |
|
|
|
75 |
130-140 |
185 |
—8 |
|
|
Сухое |
трансформаторное |
25 |
||||||
|
|
|
|
||||||
|
масло |
|
|
|
|
|
|
|
|
МБ-70 |
Битум |
№ |
3 |
|
|
40 |
165-185 |
230 |
- 1 2 |
|
Битум № 5 |
|
|
|
60 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
МБ-90 |
Битум |
№ |
3 |
|
|
20 |
185-195 |
230 |
— 10 |
|
Битум № 5 |
|
|
|
80 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
МП-1 |
Канифоль |
|
|
|
30 |
110-120 |
160 |
' —20 |
|
|
Машинное |
масло |
70 |
||||||
|
|
|
|
||||||
МБ-М |
Масса |
битумная |
МБ-70 |
80 |
140-150 120-220 |
—25 |
|||
|
Масло |
трансформаторное |
20 |
||||||
|
|
|
|
14
Наиболее распространены кабельные массы марок:
МБ-70 — для заливки соединительных муфт, рассчитанных на напряжение до 3 кВ, находящихся в земле или в холодных поме щениях, и до 10 кВ — для воронок в холодных помещениях;
МБ-90 — для заливки |
соединительных муфт |
до |
3 кВ, монти |
руемых над землей, и до |
10 кВ — для воронок |
в |
отапливаемых |
помещениях; |
|
|
|
МП-1 (маслоканифольная прошпарочная и пропиточная) для |
|||
первой и второй прошпарки кабелей от 6 кВ и выше, |
монтируемых |
||
в свинцовых муфтах; |
|
|
|
МК-45 (маслоканифольная)— для заливки свинцовых герме тических муфт при заделке кабелей до 35 кВ;
МБ-М (маслобитумная) — для заливки кабельных муфт наруж ной установки.
Состав кабельных масс приведен в табл. 1.
Г л а в а 2
ЭЛ ЕМ ЕН ТЫ Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я П ЕР Е Г Р У З О Ч Н Ы Х М А Ш И Н
Большинство портовых перегрузочных меха низмов оснащено электроприводом. Электрооборудование этих механизмов состоит из электродвигателей, пускорегулирующей и защитной аппаратуры.
§ 6. ЭЛЕКТРОМАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Некоторые береговые портальные и гусеничные краны и все современные плавучие краны имеют дизель-электрические сило вые установки. Во многих случаях на таких кранах используется постоянный электрический ток, а в качестве генераторов и элект родвигателей применяются машины постоянного тока. Машины постоянного тока обратимы и могут быть использованы и как ге нераторы, и как электродвигатели.
Машина постоянного тока состоит из двух основных частей — неподвижной, называемой статором, и вращающейся, называе мой якорем. Устройство машины постоянного тока показано на рис. 3. Статор машины состоит из корпуса — станины 10, в ниж ней части которого имеются лапы 14 для крепления к фундамен ту, а в верхней части — рым 5 для переноса машины. К торцам корпуса болтами крепятся крышки 8, в которых устанавливаются подшипники вала якоря.
Болтами 4 с внутренней стороны к корпусу крепятся сердеч ники полюсов И . Набираются они из отдельных штампованных, покрытых с обеих сторон лаком, листов электротехнической стали.
15
На сердечники устанавливаются катушки 12 обмотки возбуж дения, концы которой выводятся на клеммный щиток 13, распо ложенный на корпусе статора.
Якорь машины состоит из вала 2, на котором закрепляется цилиндр, набранный из отдельных штампованных дисков. Вдоль образующих цилиндра выбраны пазы, в которые закладываются
секции обмотки якоря. Концы этих секций подсоединены к пла стинам коллектора 9, представляющего собой цилиндр, набран
ный из отдельных медных пластин, изолированных друг |
от |
дру |
||
га и от вала якоря. |
Для изоляции пластин применяется, |
как |
пра- |
|
-<*• вило, слюда. По |
коллектору скользят щетки 6, установленные в |
|||
щеткодержателе |
7. |
Щетки соединяются с клеммным |
щитком, |
расположенным на корпусе статора.
На конце вала якоря, противоположном коллектору, устанав ливается вентилятор для охлаждения машины.
16
На клеммном щитке обмотка якоря соединяется с обмоткой возбуждения. В зависимости от того, как подключена обмотка возбуждения к обмотке якоря, различают три типа машин: с возбуждением — параллельным (шунтовые), последовательным (сериесные) и смешанным (компаундные).
Умашин с параллельным возбуждением обмотка возбуждения подключается параллельно обмотке якоря. При такой схеме в обмотку возбуждения, как в параллельную цепь, имеющую зна чительно большее, чем обмотка якоря, сопротивление, ответвляет ся небольшой ток.
Умашин с последовательным возбуждением обмотка возбуж дения подключена последовательно к обмотке якоря. Через обмот ку возбуждения проходит весь ток, вырабатываемый машиной и идущий к потребителям. В этом случае обмотка возбуждения вы полняется из проводов большого сечения и имеет незначительное сопротивление.
Умашин со смешанным возбуждением обмотка возбуждения "Состоит из двух частей, подключенных одна параллельно, а дру гая последовательно к обмотке якоря.
Генераторы |
постоянного |
тока выпускаются |
с параллель |
|||
ным |
или со смешанным возбуждением. |
|
|
|
||
Генераторы с параллельным возбуждением применяются там, |
||||||
где |
необходимо |
регулировать |
напряжение |
в |
широких пределах |
|
(для |
зарядки аккумуляторов, |
электролиза |
и т. |
п.); |
генераторы со |
смешанным возбуждением— где регулировка напряжения произ водится в узких пределах (освещение, сварка).
Регулировка напряжения генераторов постоянного тока может производиться несколькими способами.
Из теоретической электротехники известно, что
Е = спФ В,
где Е — электродвижущая сила, В; с — величина, постоянная для данного генератора и завися
щая от его конструкции; п — частота вращения якоря, об/мин;
Ф — величина магнитного потока, Мкс.
Из этой формулы видно, что электродвижущая сила, а сле довательно, и напряжение на выходе генератора зависят от час тоты вращения якоря и от магнитного потока, создаваемого по люсами. Частоту вращения якоря можно менять в незначитель ных пределах, изменяя частоту вращения механического при вода.
Магнитный поток зависит от силы тока, проходящего через обмотку возбуждения. Чем больше ток возбуждения, тем больше магнитный поток. Практически напряжение генераторов регули руют, изменяя ток возбуждения. Для этого _в_ цепь катушек воз буждения у генераторов с параллельным несмешанным возбуж дением включают реостаты. [
2 Заказ № 6600 |
17 |