Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
При первом способе регулировка скорости получается ступен чатой, соответствующей синхронным частотам вращения электро двигателей (3000, 1500, 750 об/мин и т. д.). Этим способом изме няют скорость электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Промышленностью выпускаются одно-, двух- и трехскоростные электродвигатели.
Скорость асинхронных электродвигателей с фазным ротором регулируют изменением сопротивления в цепи ротора. Этот спо соб позволяет только уменьшить скорость электродвигателя при увеличении сопротивления. Он очень неэкономичен, так как боль шое количество электроэнергии идет на нагрев сопротивлений. Реостат получается довольно громоздким; электродвигатель, при введении большого сопротивления в цепь ротора, работает неустой чиво, т. е. скорость резко колеблется при изменении момента со противления. Но несмотря на эти недостатки, такой способ регу лирования скорости получил широкое распространение в подъем но-транспортных машинах благодаря своей простоте.
При работе на кранах часто приходится прибегать к уменьше нию скорости какого-либо механизма. Достигается это включени ем электродвигателей механизмов в режиме затормаживания.
В крановых электросхемах получили наиболее широкое приме нение следующие виды торможения асинхронных электродвигате лей: противовключением, с возвратом энергии в сеть, однофазное и динамическое.
Торможение противовключением применяется для создания требуемой скорости спуска груза или для ускорения остановки электродвигателя. Для этого в крановых механизмах прибегают к включению электродвигателей в направлении, обратном тому, в котором вращается механизм подъема груза, а в цепь ротора вво дят достаточно большое сопротивление.
Чем большее сопротивление введено в цепь ротора, тем будет меньше тормозной момент и выше скорость опускания груза. Если выводить сопротивление постепенно, то может наступить такой момент, когда груз начнет подниматься.
Торможение с возвратом энергии в сеть применяется для огра ничения скорости спуска груза в портальных кранах: в этом слу чае электродвигатель включается в сторону спуска груза.
Если груз тяжелый, то скорость его опускания возрастает до тех пор, пока частота вращения ротора не превысит синхронной частоты вращения. При переходе через нее ток в роторе меняет направление, и электродвигатель начнет работать в генераторном режиме. Наименьшую частоту вращения электродвигатель приоб ретает при выключенных полностью сопротивлениях, но, естествен но, эта скорость не может быть меньше синхронной скорости.
Торможение электродвигателей однофазным включением за ключается в том, что обмотки статора подключают к двум проводам. При этом в статоре возникает пульсирующее магнитное поле. Если ротор вращать принудительно, то в нем возникнет ток, который будет создавать определенный тормозной момент. Скорость спус
23
ка будет тем больше, чем большее сопротивление введено в цепь ротора. Частота вращения электродвигателя при спуске груза мо жет быть выше и ниже синхронной.
Динамическое торможение получается при отключении статора от сети и подаче в его обмотки постоянного тока, создающего'не подвижное магнитное поле.
Ротор электродвигателя под действием груза или инерции про должает вращаться, и в нем возбуждается электродвижущая сила и ток. Взаимодействие неподвижного магнитного потока ста тора с током ротора создает тормозной момент.
Все рассмотренные способы торможения электродвигателей в той или иной мере находят применение в крановых электросхемах.
Особенность работы крановых механизмов — повторно-кратко временный режим. Электродвигатели, устанавливаемые на кранах, рассчитаны на такой же режим работы, и характеризуется он продолжительностью включения (ПВ), выраженной в процентах:
продолжительность |
включения |
||
Я 5% = продолжительность |
включения + |
пауза X юо. |
|
Мощность крановых электродвигателей |
рассчитывается для |
||
ПВ = 25%. Пересчет мощности |
на |
другую |
продолжительность |
включения осуществляется по формуле |
|
Рпу, — Р25%
где Рп%— мощность двигателя при соответствующей ПВ%;
п— % ПВ двигателя, при котором определяется его мощ ность.
При ПВ = 15% Двигатель может развивать мощность, равную 1,25 мощности при ПВ = 25%. При ПВ = 40% мощность будет рав на 0,75 мощности при ПВ = 25%.
В настоящее время промышленностью выпускаются крановые электродвигатели переменного тока различных исполнений.
Электродвигатели серии МТ — крановые трехфазные, с фаз ным ротором, закрытые, с изоляцией класса А (хлопчатобумаж ная или шелковая нить, пропитанная изоляционным лаком, эмаль).
Электродвигатели серии МТВ — такие же, как и электродвига тели серии МТ, но они предназначены для металлургической про мышленности и имеют изоляцию класса В (слюда, асбест), допу скающую более высокую температуру нагрева.
Электродвигатели серии МТК— крановые, трехфазные, закры тые, с короткозамкнутым ротором. Электродвигатели серии МТКВ — такие же, как и электродвигатели серии МТК, но выпу скаются для приводов механизмов металлургической промышлен ности.
Для привода машин непрерывного транспорта и механизмов трюмной механизации применяются асинхронные электродвигате
24
ли с короткозамкнутым ротором серии А2 (серия А2 |
выпускается |
с 1961 г. взамен серии А). |
ротором, в |
Электродвигатели серии А2 — с короткозамкнутым |
защищенном исполнении, в чугунном корпусе; серии АЛ имеют алюминиевый корпус; серии АО — обдуваемые, имеющие венти лятор, способствующий уменьшению нагрева двигателя; серии АОЛ также обдуваемые, но имеют алюминиевый корпус.
§ 9. АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ
Наиболее распространенными аппаратами ручного управления являются рубильники и переключатели, пакетные выключатели и переключатели.
Рис. 5. Типы рубильников:
а — с центральной рукояткой; б — с приводом
Рубильники (рис. 5) применяются для подключения и отклю чения цепей постоянного и переменного тока до 1000 А. Рубиль ником можно осуществить пуск малых электродвигателей с не большим числом включений. В основном же они применяются для создания видимого разрыва в силовых цепях и цепях управле ния.
Изготавливаются рубильники одно% двух- и трехполюсными, с центральной рукояткой и с рычажным приводом. В последнем слу чае рукоятка привода устанавливается на лицевой части панели, а сам рубильник — за панелью. Открытые рубильники пред ставляют определенную опасность для обслуживающего персона
25
ла, и их закрывает кожухами. В последнее время промышленно стью выпускаются пусковые ящики, в которых рубильники блоки руются с предохранителями (рис. 6).
Контактор — это электромагнитный прибор, предназначенный для замыкания и размыкания под нагрузкой силовых цепей по стоянного или переменного тока.
Включение и отключение контакторов могут осуществляться дистанционно. Общий вид контактора показан на рис. 7.
Контакторы состоят из сле дующих основных частей: магнит ной системы, неподвижных кон тактов, подвижных контактов и блок-контактов.
Магнитная система контакто ра состоит из катушки 1, непо движного сердечника 2 и по движного якоря 3. Через катуш ку проходит электрический ток, который и создает магнитное по ле. Якорь, укрепляемый на пово ротной оси 6, притягивается к сердечнику. Подвижные контак ты 4 закреплены на оси и при жимаются к неподвижным кон тактам 10, которые закреплены на неподвижном основании. Од новременно замыкаются блокконтакты 9 и размыкаются блокконтакты 8, закрепленные на траверсе 7. Замыкающим (3) считается блок-контакт, кото рый открыт при отсутствии тока
в катушке контактора или реле. На якоре контакторов перемен ного тока для устранения вибрации устанавливается короткозамкнутый виток.
Неподвижные контакты устанавливаются на основании кон тактора, и к ним подводится ток. У некоторых контакторов после довательно с неподвижными контактами включается гасительная катушка. Подвижные контакты связаны с клеммами, отводящи ми ток, гибкими проводниками из медной фольги или плетенки. Они крепятся к основанию поворотной оси через специальные пружины, которые позволяют осуществлять равномерное приле гание всех контактов.
Для гашения электрической дуги, возникающей при разрыве контактов контактора, каждая пара контактов помещается в ду гогасительные камеры. Эти камеры изготовляются, как правило, из асбоцемента и имеют стальные пластинки-перегородки. Дуга, втягиваясь в дугогасительную камеру, разбивается стальными пластинками на части. Это охлаждает дугу и ускоряет ее гашение.
26
Блок-контакты, устанавливаемые на контакторах, осуществля ют автоматизацию электросхем. Промышленность выпускает кон
такторы |
переменного тока пяти |
габаритов на ток главной цепи |
|||||
от 75 до 600 А. |
|
|
|
||||
Катушки |
контакто |
|
|
||||
ров |
выполняются на |
|
|
||||
напряжение |
127, |
220 и |
|
|
|||
380 |
В. |
|
|
уста |
|
|
|
Контакторы, |
|
|
|||||
навливаемые на |
кра |
|
|
||||
нах «Ганц», «Альб |
|
|
|||||
рехт», |
«Альбатрос», |
|
|
||||
наиболее |
распростра |
|
|
||||
ненных в морских пор |
|
|
|||||
тах, по устройству не |
|
|
|||||
отличаются от отечест |
|
|
|||||
венных, но контакторы |
|
|
|||||
кранов «Ганц» выпу |
|
|
|||||
скаются |
в |
двухполюс |
|
|
|||
ном |
исполнении. |
В |
|
|
|||
этом случае третья фа |
|
|
|||||
за подается к электро |
|
|
|||||
двигателю минуя |
кон |
Рис. 7. |
Трехполюсный контактор переменного |
||||
такторную |
панель. |
||||||
|
тока |
||||||
Трехфазный |
кон |
|
|
тактор с замыкающими главными контактами, помещенный в специальный стальной корпус со съемной крышкой и предназна ченный для включения в сеть электродвигателей, называется маг нитным пускателем. Включение и отключение магнитных пуска телей осуществляются чаще всего дистанционно с помощью кно
пок «Стоп» и «Пуск». Большинство магнитных пус
кателей, изготовляемых нашей промышленностью, в отличие от контакторов имеет вертикальное движение магнитной системы. Схема включения такого пуска теля представлена на рис. 8.
При нажатии кнопки «Пуск» получает питание катушка пуска теля Л, якорь притягивается и
магнитного замыкает главные контакты Л1, Л2, ЛЗ. Одновременно с этим за мыкаются блок-контакты Л4,
шунтирующие кнопку «Пуск», и пускатель останется включенным, если отпустить кнопку «Пуск». Иногда в магнитные пускатели встраивается защита в виде тепловых реле, размыкающие контак ты которых включаются в цепь управления и отключают двигате
27
ли при перегрузке. Разновидностью магнитных пускателей явля ются реверсивные магнитные пускатели, которые представляют собой два нормальных пускателя, механически связанных между собой. Это делается для того, чтобы не допустить их одновремен ного включения.
Наиболее широкое применение в промышленных установках нашли пускатели типа ПМЕ, применяемые для управления элект родвигателями мощностью от 1,1 до 10 кВт, типа П и ПА — до
75 кВт (рис. 9).
Пускатели изготовляются в открытом защищенном и защищен ном с уплотнением исполнении, реверсивными и нереверсивными,
степловой защитой и без нее.
Вобозначении пускателя первая цифра показывает вели чину пускателя, вторая — испол
нение (1— открытое, 2— защи щенное, 3— защищенное с уплот нением), третья — реверсирова ние и тепловую защиту (1— не
|
|
|
|
реверсивный без тепловой защи |
|||
|
|
|
|
ты, 2— нереверсивный с тепловой |
|||
|
|
|
|
защитой, |
3 — реверсивный |
без |
|
|
|
|
|
тепловой |
защиты, 4— реверсив |
||
|
|
|
|
ный с тепловой защитой). |
|
||
Рис. |
9. |
Магнитный |
пускатель: |
Например, магнитный пуска |
|||
тель ПМЕ-123— пускатель |
пер |
||||||
/ — контактная система; 2 — втягивающая |
|||||||
катушка |
(электромагнит); |
3 — тепловое |
вой величины, в защищенном ис |
||||
|
реле; |
4 — блок-контакторы |
полнении, реверсивный, без теп |
||||
|
|
|
|
ловой защиты. |
Оте |
||
На кранах устанавливаются контакторы различных типов. |
чественной промышленностью выпускаются контакторы типов КП, КТ и КТП. Эти обозначения расшифровываются следующим обра зом: КП — контакторы постоянного тока; К Т — контакторы трех фазного тока с катушкой, питаемой переменным током; .КТП ■—
контакторы трехфазного тока с катушкой, питаемой постоянным током.
§ 10. РЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ
Автоматизация управления современными электромеханизма ми достигается путем применения контакторов и специальных приборов, называемых реле управления.
Реле — автоматически действующий аппарат, замыкающий или размыкающий свои контакты при определенном значении сиг нала, на который он должен реагировать. Реле управления ис пользуют для контроля и управления работой установки в соот ветствии с требованиями производственного процесса. '
Различаются реле по принципу действия, конструктивному ис- - полнению, по роду тех величин, на которые они реагируют{
28