Файл: Шубинский, А. И. Электромонтер портовой механизации учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
§ 7. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Если по обмотке якоря генератора постоянного тока пропустить ток от другого источника постоянного тока, то якорь придет во вращение и приобретет способность производить механическую работу, т. е. генератор станет электрическим двигателем. Элект родвигатели постоянного тока находят широкое применение в портах, особенно для привода механизмов электропогрузчиков.
В момент пуска электродвигатель потребляет ток, в несколько раз превосходящий номинальный.
Это отрицательно сказывается на источниках и на сетях элект роснабжения, а также на самом электродвигателе. Поэтому при пуске электродвигателей должны быть приняты меры для умень шения пускового тока, что достигается включением в цепь якоря специального пускового реостата. Величина сопротивления пуско вого реостата и число его ступеней зависят от допустимой вели чины пускового тока. Сила тока при пуске электродвигателя не должна превышать двукратного значения номинального тока.
После вывода пускового сопротивления электродвигатель бу дет работать с постоянной скоростью, если нагрузка на его валу неизменна.
Характер изменения скорости электродвигателя и его вра щающего момента при изменении нагрузки будет зависеть от спо соба возбуждения обмотки.
Различают три типа электродвигателей: *с последовательным, параллельным и смешанным возбуждением.
Электродвигатели с параллельным возбуждением. Характер ная особенность электродвигателей с параллельным возбужде нием — возможность плавного регулирования их скорости в очень широких пределах, изменяя поток возбуждения, напряжение и со противление цепи якоря.
Способ регулирования скорости изменением магнитного потока возбуждения сводится к тому, что последовательно с обмоткой возбуждения вводится регулировочный реостат, благодаря чему уменьшается магнитный поток возбуждения, увеличивается ско рость электродвигателя. Регулировать скорость можно только в сторону увеличения от номинальной. Этот способ наиболее экономичен и дает возможность получить плавное регулиро вание.
Регулирование скорости изменением сопротивления цепи яко ря сводится к тому, что последовательно к якорю подключается реостат, рассчитанный на длительное нахождение под током. С увеличением сопротивления якоря скорость электродвигателя уменьшается.
Этот способ прост, но обладает рядом существенных недостат ков: неэкономичность, значительные размеры реостата при боль ших токах и длительной регулировке. Учитывая, что электродви гатели подъемно-транспортных машин работают в основном в пов торно-кратковременном режиме, этот способ нашел здесь широ-
18
кое применение. К тому же регулировочный реостат в этом случае используется как пусковой.
В сложных установках, когда требуется плавная регулировка нескольких двигателей, применяется система генератор — двига тель. Этот способ основан на том, что якорь регулируемого дви гателя питается током переменного напряжения от специального генератора — напряжение на зажимах обмотки возбуждения оста ется постоянным, и применяется он на крупных плавучих кранах.
Скорость электродвигателей с параллельным возбуждением с изменением нагрузки практически не меняется. Это обстоятельст во наряду с широкими пределами плавного регулирования скоро сти обусловило применение электродвигателей с параллельным возбуждением в промышленности.
Электродвигатели с последовательным возбуждением. Особен ностью этого электродвигателя является то, что при увеличении нагрузки частота вращения его уменьшается с соответственным увеличением крутящего момента (тяги). При этом увеличение на грузки на валу сопровождается сравнительно небольшим увеличе нием величины тока в якоре. Это свойство сериесного двигателя делает его ценным в случаях, когда по роду привода возможны длительные пики нагрузки, значительно превышающие номиналь ный момент двигателя. При уменьшении нагрузок скорость дви гателя увеличивается.
Благодаря этим свойствам сериесные двигатели нашли широ кое применение на электрифицированном транспорте и в подъем но-транспортных механизмах.
Регулирование скорости электродвигателя с последовательным возбуждением можно производить путем изменения напряжения и магнитного потока возбуждения.
Изменять напряжение на зажимах электродвигателей можно двумя путями: изменением напряжения в сети (изменяют скорость электродвигателя передвижения электропогрузчика, изменяя на пряжение питающих батарей); введением последовательно о обмоткой возбуждения и якорем регулирующего сопротивления. Данный способ регулирования, несмотря на его неэкономичность, широко применяется в подъемно-транспортных механизмах. В ка честве регулировочного сопротивления используется пусковое. Если параллельно обмотке возбуждения подключить сопротивле ние, то ток в обмотке (а следовательно, и магнитный поток) уменьшается. Это приведет к увеличению скорости электродвига теля. Так как через регулировочный реостат проходит часть тока, то потери в нем незначительны. Но несмотря на экономичность, этот способ применяется значительно реже.
Электродвигатели со смешанным возбуждением. Наличие у электродвигателя со смешанным возбуждением двух обмоток (па раллельной и последовательной) придает ему свойства, промежу точные между двумя основными типами электродвигателей пос тоянного тока. Частота вращения электродвигателя с увеличением нагрузки падает более резко, чем у электродвигателя с парал
2* |
19 |
лельным возбуждением, но все же не так резко, как у электро двигателей с последовательным возбуждением. Благодаря нали чию последовательной обмотки они не идут «вразнос», как сериесные, и в то же время обладают лучшей перегрузочной способно стью, чем электродвигатели параллельного возбуждения.
Электродвигатели со смешанным возбуждением находят широ кое применение в механизмах с резкой переменной нагрузкой, снижающейся временами до нуля. Регулирование скорости произ водится теми же основными способами, что и у электродвигателей с последовательным возбуждением.
Реверсирование электродвигателей постоянного тока. Для из менения направления вращения электродвигателя достаточно из менить направление тока или в обмотке возбуждения, или в об мотке якоря. Изменение направления тока одновременно в обмот ке возбуждения и в обмотке якоря не повлечет за собой измене ния направления вращения электродвигателя.
На практике наиболее распространен способ реверсирования путем изменения направления тока в обмотке якоря. Изменение же направления тока в обмотке возбуждения приводит к перемагничиванию электродвигателя, что значительно увеличивает продолжительность реверса.
При реверсировании необходимо помнить, что прежде чем изменить направление тока в якоре, нужно ввести в цепь якоря сопротивление во избежание возникновения чрезмерного тока.§
§ 8. АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ
Асинхронные электродвигатели получили наиболее широкое применение. Их особенностью является надежность и сравнитель ная простота устройства и эксплуатации. Их выпускают двух ви дов — с короткозамкнутым и с фазным ротором.
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором состоят из двух основных частей: статора и ротора.
Статор представляет собой магнитопровод, набранный из от дельных дисков, отштампованных из специальной электротехниче ской стали. Диски имеют пазы, в которые закладываются секции обмоток. Секции соединяются в три катушки. Статор закреплен внутри литого корпуса.
Ротор короткозамкнутого электродвигателя представляет со бой цилиндр, набранный из отдельных, отштампованных из элект ротехнической стали, дисков и закрепленный на валу. В дисках имеются пазы, в которые закладываются стержни, соединяемые по торцам общими кольцами. Пазы заливают алюминием.
Для улучшения пусковых характеристик короткозамкнутых электродвигателей пазы ротора делают глубокими и в них зали вают сплошные стержни или закладывают два стержня. Вал ро тора устанавливается в подшипники, закрепленные в крышках корпуса. Для охлаждения двигателя на валу ротора часто уста навливают вентиляторы-крыльчатки.
20
Электродвигатели с фазным ротором отличаются от короткозамкнутых устройством обмотки ротора. В пазы ротора уложена обмотка, выполненная, как и всякая обмотка электродвигателя переменного тока. Концы катушек обмотки ротора выведены к трем кольцам, установленным на валу ротора изолированно друг от друга и от вала ротора. Возникающий в роторе ток через коль ца и щетки отводится в пусковые сопротивления.
В отличие от электродвига теля с короткозамкнутым ро тором в .передней крышке элек тродвигателя с фазным .рото ром имеется приспособление для крепления щеток — щетко держатели.
Рис. 4. Асинхронный электродвигатель в разобранном виде:
а — статор; б — ротор с короткозамкнутой обмоткой; в — ротор с фаз ной обмоткой .
На рис. 4 показаны статор электродвигателя и роторы: с ко роткозамкнутой и с фазной обмотками.
Асинхронные электродвигатели применяются для привода ма шин и механизмов, работающих в самых различных условиях:
вметаллургических цехах, пожаро- и взрывоопасных помещениях,
вводе. По способу защиты от окружающей среды электродвига тели делятся на открытые, защищенные, взрывобезопасные, гер метически закрытые (не допускающие проникновения влаги внутрь двигателя при погружении его в воду).
Для привода крановых механизмов применяются в основном электродвигатели, защищенные в любом направлении от дождя й
брызг.
21
Для пуска электродвигателя с короткозамкнутым ротором до статочно подать напряжение в обмотку статора рубильником или магнитным пускателем. При этом электродвигатель потребляет из сети ток, превосходящий в три — семь раз номинальный. Совре менные электродвигатели с короткозамкнутым ротором выполня ются или с двойной обмоткой ротора, или с глубоким пазом в ро торе. Это увеличивает сопротивление обмотки ротора в момент пуска и, следовательно, уменьшает величину пускового тока.
Электродвигатели, статорные обмотки которых соединены в нормальном режиме работы в «треугольник», при пуске можно переключить на «звезду». После того как электродвигатель разго нится, обмотки статора переключают на «треугольник». При со единении обмоток на «звезду» напряжение, приходящееся на фазу двигателя, в 1,7 раза меньше, чем при соединении на «треуголь ник». Следовательно, пусковой ток меньше примерно в три раза. При этом, однако, необходимо учитывать, что и пусковой момент уменьшается почти в три раза.
Такой же эффект получается, если на время пуска уменьшать каким-либо способом подводимое к обмоткам статора напряжение. Уменьшить напряжение можно включением последовательно с обмотками статора дроссельных катушек, имеющих большое ин дуктивное сопротивление (дроссельный пуск), или подводом пони женного напряжения через автотрансформатор. В связи с тем что современные порты имеют достаточно мощные источники электро энергии и асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ро тором, применяемые в портах, имеют сравнительно малую мощ ность, последние способы пуска широкого распространения не получили.
Асинхронные электродвигатели с фазным ротором пускают с помощью пускового сопротивления, включаемого в цепь ротора. Это сопротивление уменьшает пусковой ток и увеличивает пуско вой момент электродвигателя. Величина сопротивлений рекомен дуется заводом или рассчитывается на месте.
Сопротивления включаются в каждую фазу ротора симметрич но и соединяются, как правило, на «звезду». Сопротивления, вклю чаемые в цепь ротора, разбиваются на ступени, число которых зависит от желаемой плавности пуска и от мощности электро двигателя.
В начальный момент пуска все сопротивления должны быть включены в цепь. По мере разгона электродвигателя сопротивле ния выключаются, и при установившемся движении обмотка ро тора электродвигателя закорачивается. Исключение составляют некоторые схемы, где для получения определенных характеристик двигателя оставляют включенным часть сопротивлений. Выклю чение и включение сопротивлений производятся контроллерами
и контакторами. |
|
Регулировать скорость асинхронных |
электродвигателей мож |
но двумя способами: изменением числа |
пар полюсов, введением |
* сопротивления в цепь ротора. |
|
22