Файл: Школьник, Л. М. Скорость роста трещин и живучесть металла.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
il другие факторы, оказывающие влияние иа протекание процесса усталости и изменяющие вид кривых выносли вости. Не меньшее значение имеет характер и интенсив ность протекания внутренних процессов, происходящих •в металле под влиянием циклического нагружеиия, та ких как накопление пластических деформаций, возник новение и релаксация остаточных напряжений, измене ние плотности, фазовые и структурные превращения.
Накопление необратимых явлений усталостного по вреждения выражается в возникновении и движении ди слокаций, смещении зерен и сдвигах внутри них, «раз рыхлении» решетки кристаллитов, в процессах, связан ных с диффузией и изменением растворимости и др.
На поверхности, кроме того, происходят окисление, адсорбция, возникают экструзии н интрузии, имеет мес то избирательная пластическая деформация, что приво дит к изменению микрогеометрии.
Для сопряженных деталей к этим факторам добав ляются схватывание, износ, коррозия трения, электроэррозиоішые процессы, диффузия, а также структурные изменения, вызванные нагревом при трений и пластиче ской деформации.
В тех случаях, когда нагружеиие является комбини рованным или температура испытания повышенная, на процессы усталости накладывается ползучесть, со всеми сопровождающими этот вид деформации эффектами.
С изменением уровня напряженности изменяется со отношение между живучестью и общей долговечностью, изменяются значения эффективного коэффициента кон центрации напряжений, а также корреляция между дол говечностью, с одной стороны, и механическими свойст вами или составом материала, с другой стороны.
Все перечисленные явления в большей или меньшей степени влияют на характеристические особенности кри вых усталости, прохождение инкубационной стадии и развитие усталостных трещин.
В общем виде кривые выносливости схематически представляют в виде двух областей, одна из которых характеризует выносливость материала в области упру гих напряжений, другая — в упруго-пластической обла сти. В связи с этим явления малоцикловоіі и многоцик ловой усталости рассматривают раздельно.
Экспериментальные кривые выносливости имеют раз-
10
личный вид: с четко выраженным горизонтальным уча стком, с асимптотическим приближением к оси абсцисс, с переломами, разрывами, ступеньками и сдвигами од ной части кривой относительно другой.
Основными причинами различий кривых выносливо сти являются:
1) изменение механизма разрушения с переходом от разрушения по границам зерен к разрушению по зерну при изменении уровня действующих напряжений, а так же в связи с влиянием окружающей среды и темпера туры и ритмичностью процесса разрушения;
2) различный характер разрушения с переходом от малоцикловых изломов с сильно выраженным влияни ем статики к чисто усталостным изломам;
3) изменение вида излома с переходом от преимуще ственно концентрических к эксцентрическим изломам, в связи с различным уровнем напряжений, изменение соотношения зон усталостного развития и хрупкого долома в изломе в связи со схемой иагружеиия (с посто янным моментом или с фиксированной деформацией);
4) изменение места разрушения в связи с различной долей влияния на усталостный процесс коррозии трения и сдвиговых процессов при трении, интенсивность влия ния которых постепенно накапливается с длительностью действия.
Основным типом кривой выносливости является кри вая с четко выраженным горизонтальным участком, рас положенным на уровне предела выносливости (рис. Uà). Этот вид кривых выносливости типичен для черных ме таллов и сплавов титана.
Кривые выносливости с асимптотическим приближе нием правой ветви к горизонтальной линии (рис. 1,6) характерны для цветных металлов, а также и для чер ных металлов в 'случае влияния коррозионной среды и коррозии трения.
Разновидностью указанных двух типов являются
кривые выносливости, у которых верхние левые |
участ |
ки наклонной' ветви отклоняются вправоили |
влево |
(рис. 1,е), в зависимости от интенсивности дополнитель ного деформационного упрочнения материала в процес се циклического нагружения при больших амплитудах напряжений, а также от соотношения стадий упрочне ния и разупрочнения и расширения деформированной
i l
зоны при изменении |
уровня |
действующих |
напряжений. |
В качестве частных |
случаев |
таких кривых |
выносливости |
можно указать на кривые с |
«горбами» (рис. 1,г) и со |
стоящие из двух |
наклонных участков (рис. |
\,д). |
На долговечность при различном уровне действую |
||
щих напряжений |
и вид кривых выносливости |
большое |
|
|
N |
Рис. 1. Основные типы экспериментальных |
кривых выносливости |
|
влияние оказывают различия в механизме |
разрушения. |
|
В зависимости от ряда условий |
(степень |
перегрузки, |
температура, среда) слабым местом материала могут быть либо границы зерен, либо сами зерна, т. е. с из менением условий испытания может изменяться меха низм разрушения. На рис. 1,е показано семейство кри вых образцов хромоникелевой стали, полученных в диа пазоне температур от^—196 до 500° С. При—196 и + 2 0 ° С на кривых нет разрывов, но при 300° С и более высоких температурах каждая кривая делится на два участка, соответствующих разрушению по границам зерен (ле вые участки) или по зерну (правые участки). Таким об-, разом, повышение температуры испытания приводит не только к снижению предела выносливости, но и изме-
12
il я от взаимное расположение кривых и приводит к Из менению самого .вида кривых.
Концы усталостных кривых могут быть сдвинуты от носительно друг друга по оси долговечностей при более или менее четко выраженном различии в характере раз рушения, когда область малоцикловой усталости с из ломами, приближающимися по своему виду к статиче ским, имеет резкую границу с областью многоцикловой усталости с типично усталостными изломами (рис. \,ж из) . Верхняя ветвь кривой чаще всего смещается к боль шим долговечностям (см. рис. 1,з), что свидетельствует об увеличении выносливости металла в результате воз никновения пластических деформаций. Разрыв на кри вых выносливости чаще наблюдается при напряжениях, соответствующих пределу текучести.
Различный наклон левых ветвей кривых выносливо сти при испытании одного и того же материала чаще всего обусловлен схемой нагружения, характером на пряженного и деформированного состояния, а также частотой испытаний. При испытании с постоянной де формацией левые ветви кривых выносливости смещают ся к большим долговечностям по сравнению с кривыми, полученными при испытании того же материала с по стоянной амплитудой нагружения (рис. 1,ы). С увели чением частоты циклов наблюдается повышение преде ла выносливости, сопровождаемое, как правило, умень шением угла наклона левых ветвей кривых выносливости (рис.
При испытании образцов, подвергнутых объемному или, в особенности, поверхностному упрочнению (дефор мационному, термическому), в большинстве случаев на блюдается четко выраженная закономерность снижения наклона левых ветвей кривых выносливости с ростом прочности (см. также рис. 1,/с).
При испытании деталей в узлах в сборе со смежны ми элементами конструкций явление усталости оказы вается особенно сильно осложненным. Взаимодействие деталей приводит как к изменению характера разруше ния, так и к смещению самого места излома. Показа тельными в этом отношении являются результаты испы таний осей, запрессованных в ступицы колес, и рельсо
вых накладок, испытанных в сборе с рельсами |
(болтовое |
соединение). При высоких • напряжениях |
(/ н-а |
13
рис. \,л) разрушения осей происходят по галтели, тог
да |
как при напряжениях, близких к пределу выносливо |
сти (2 на рис. 1,л), — в запрессованной части, т. е. в зо |
|
не |
поражения металла оси коррозией трения. |
|
Для образцов с высокой концентрацией напряжений |
и с прессовыми посадками характерно наличие двух пределов выносливости: по полному разрушению и по
образованию трещин. В соответствии с этим |
диаграм |
ма выносливости типа представленной на |
рис. 1,.» |
имеет области полного отсутствия трещин (А), |
неразви |
вающихся трещин (Б) и трещин, приводящих к разру шению (В).
Не менее показательной является кривая на рис. 1,н, относящаяся к натурным рельсовым стыкам. Верхняя часть кривой 1 соответствует разрушению сечений с мак симальным изгибающим моментом (в зазоре между концами рельсов), нижняя — разрушению, связанному только с пятнами фактического контакта накладки с рельсом, где развивалась коррозия трения и возника ли натиры. Эти побочные явления при их длительном воздействии настолько^ослабили металл, что область разрушения не соответствовала зоне действия макси мальных рабочих напряжений.
ГЛАВА I I
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН И НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИХ РАЗВИТИЕМ
Для выявления усталостных трещин, наблюдения за ходом их развития и установления скорости этого про
цесса могут быть использованы разнообразные |
мето |
|
ды — от |
наиболее тонких, таких как электронная |
и оп |
тическая |
микроскопия, до грубых — визуальных. |
|
Выбор метода зависит от цели и объекта исследо вания: ставится ли задача анализа влияния структуры металла или рассматриваются натурные детали различ ной величины и назначения, производится ли исследо вание в лабораторных или эксплуатационных условиях, в открытых или закрытых для непосредственного на блюдения местах, находится ли очаг разрушения на по верхности или имеет место подповерхностное развитие
14
начальной усталостной трещины, ставится ли задача фиксировать только момент возникновения микроили макротрещины или скорость ее развития в связи с ха рактером напряженного состояния, масштабным факто ром, структурным состоянием, механическими свойства-
|
Ооразоаание |
Субпикро- |
|
flurcpo- |
|
Пакро- |
|
|||
|
зародоішеи |
|
|
|
||||||
|
трещин |
трещимоі |
трещина/ |
|
трещиноі |
|
||||
|
ІООнп |
W3im |
Wan |
Іпкм |
lOmtt |
10'rtKti |
Inn |
Wnn |
W:im |
|
(Га) |
(10À) |
(W!À) |
(W'Â) |
|
|
|
|
|
|
|
\ |
Расстояние |
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
Размер |
Рис. |
2. |
Классификация |
тре |
|||||
|
петду „ |
|
аустенитного |
щин |
и |
их |
предельные |
раз |
||
|
атопапи |
(JA) |
|
зерна (25 |
мкп) |
|
|
|
меры |
|
ми, рабочей средой, остаточными напряжениями, фор мой и размерами деталей, поверхностным или объемным упрочнением и т. п.
Большое количество известных в настоящее время методов (более 44), основанных на самых различных принципах и предпосылках, позволяют выявлять и ана лизировать процесс усталостного разрушения на раз личных стадиях его развития при проведении самых разнообразных исследований.
Начало образования трещины само по себе доста точно неопределенно и констатация его бывает весьма затруднительна. Вместе с тем следует отметить, что при менение современных методов дефектоскопии показыва ет, что при надлежащем разрешении (чувствительности метода) уже в пределах отдельных зерен или их частей удается обнаружить дефекты, которые могут являться зародышами разрушений.
На рис. 2 приведены размеры трещин, начиная от зародышевых й кончая макротрещинами.
Для решения задач, связанных с определением раз меров трещин и анализом их роста., методы дефектоско пии уже не пригодны и их дополняют методами дефектометрии и дефектографии. Это позволяет не только обнаруживать усталостные трещины (различного раз-
15
|
|
Методы обнаружения и |
наблюдения |
|
|
|
||
|
|
за ростом |
усталостных |
|
трещин |
|
|
|
|
Методы |
|
|
|
Методш, |
основанные |
|
|
непосредственного |
наблюдения |
|
|
на изменении |
сдойсто материала |
|||
Визуальнбіе |
метода/ |
|
|
|
|
|
Электрического |
|
|
|
|
|
|
|
|
сопротидления |
|
болоконная опт ина |
Цдетодые |
Фрактографические |
|
Декремента |
||||
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
затихания |
|
Оптический |
Метод красок |
Метод |
статического |
|
Оптических |
сбойстб |
||
|
|
|
|
доламывания |
|
|||
Электронно- |
|
|
|
Mакр о- |
|
поверхности |
||
|
|
|
|
|
|
|||
микроскопический |
Люминесцентно/й |
фрактографический |
— |
Магнитных |
свойств |
|||
Фо'то- |
|
|
|
Mикр о- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
||
электрографический |
|
фрактографический |
|
|
|
|||
Фотоупругие |
покрытия |
Магнитно- |
|
Электронно- |
|
Подуля |
упругости |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
л/оминесцентнош |
фоактографический |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Деформационной |
|
Метод киносъемки |
|
|
|
|
|
диаграммы |
усталости |
|
АеросиноЗая проба |
|
|
|
|
I— |
Плотности |
|
|
|
|
Физические |
методы |
|
|
|
Электрические |
I-, г-\ |
Магнитные |
Проникающее излучение |
Ультразвуковь/е |
||||
Проволочные |
датчики |
|
Порошковый |
Рентгеновские |
лучи |
Теневой метод |
||
Фольговые |
датчики |
N |
Магнитографический |
у-лучи |
|
По отратенин) |
волн |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
(ЭХО) |
|
Датчики напоіления |
!—I |
Феррозондовый |
Радиографические |
|
|
|||
Электростатический |
|
|
|
|
|
Ммпедансншй |
метод |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ВихреЗь/е |
токи |
|
Изменение |
частоты |
По вьіделению |
тепла |
Акустический |
метод |
|
собственных |
колебаний |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3. Схема методов обнаружения н наблюдения за ростом усталостных трещин